однородные и неоднородные дифференциальные уравнения
Пусть L(d/dx) — дифференциальный оператор. Тогда уравнение вида L(d/dx) y(x) = 0 называется однородным, а уравнение вида L(d/dx) y(x) = f(x) — неоднородным. Вот и вся разница. В первом из приведённых Вами уравнений нельзя выделить слагаемое, зависящее только от х, а во втором уравнении такое слагаемое есть (это x^2). Поэтому первое уравнение однородное, а второе — неоднородное.
Остальные ответы
Похожие вопросы
Однородные дифференциальные уравнения первого порядка
На данном уроке мы рассмотрим так называемые однородные дифференциальные уравнения первого порядка. Наряду с уравнениями с разделяющимися переменными и линейными неоднородными уравнениями этот тип ДУ встречается практически в любой контрольной работе по теме диффуров. Если Вы зашли на страничку с поисковика или не очень уверенно ориентируетесь в дифференциальных уравнениях, то сначала настоятельно рекомендую проработать вводный урок по теме – Дифференциальные уравнения первого порядка. Дело в том, что многие принципы решения однородных уравнений и используемые технические приемы будут точно такими же, как и для простейших уравнений с разделяющимися переменными.
В чём отличие однородных дифференциальных уравнений от других типов ДУ? Это проще всего сразу же пояснить на конкретном примере.
Решить дифференциальное уравнение
Решение: что в первую очередь следует проанализировать при решении любого дифференциального уравнения первого порядка? В первую очередь нужно проверить, а нельзя ли сразу разделить переменные с помощью «школьных» действий? Обычно такой анализ проводят мысленно или пытаются разделить переменные на черновике.
В данном примере переменные разделить нельзя (можете попробовать поперекидывать слагаемые из части в часть, повыносить множители за скобки и т. д.). Кстати, в данном примере, тот факт, что переменные разделить нельзя, достаточно очевиден ввиду наличия множителя .
Возникает вопрос – как же решить этот диффур?
Нужно проверить, а не является ли данное уравнение однородным? Проверка несложная, и сам алгоритм проверки можно сформулировать так:
В исходное уравнение:
вместо подставляем , вместо подставляем , производную не трогаем:
Буква лямбда – это условный параметр, и здесь он играет следующую роль: если в результате преобразований удастся «уничтожить» ВСЕ лямбды и получить исходное уравнение, то данное дифференциальное уравнение является однородным.
Очевидно, что лямбды сразу сокращаются в показателе степени:
Теперь в правой части выносим лямбду за скобки:
и обе части делим на эту самую лямбду:
В результате все лямбды исчезли как сон, как утренний туман, и мы получили исходное уравнение.
Вывод: Данное уравнение является однородным
Поначалу рекомендую проводить рассмотренную проверку на черновике, хотя очень скоро она будет получаться и мысленно.
Как решить однородное дифференциальное уравнение?
У меня очень хорошая новость. Абсолютно все однородные уравнения можно решить с помощью одной-единственной (!) стандартной замены.
Функцию «игрек» следует заменить произведением некоторой функции (тоже зависящей от «икс») и «икса»:
, почти всегда пишут коротко:
Выясняем, во что превратится производная при такой замене, используем правило дифференцирования произведения. Если , то:
Подставляем и в исходное уравнение :
Что даст такая замена? После данной замены и проведенных упрощений мы гарантировано получим уравнение с разделяющимися переменными. ЗАПОМИНАЕМ как первую любовь:) и, соответственно, .
После подстановки проводим максимальные упрощения:
Далее алгоритм работает по накатанной колее уравнения с разделяющимися переменными.
Поскольку – это функция, зависящая от «икс», то её производную можно записать стандартной дробью: .
Таким образом:
Разделяем переменные, при этом в левой части нужно собрать только «тэ», а в правой части – только «иксы»:
Переменные разделены, интегрируем:
Согласно моему первому техническому совету из статьи Дифференциальные уравнения первого порядка, константу во многих случаях целесообразно «оформить» в виде логарифма.
После того, как уравнение проинтегрировано, нужно провести обратную замену, она тоже стандартна и единственна:
Если , то
В данном случае:
В 18-19 случаях из 20 решение однородного уравнения записывают в виде общего интеграла.
Ответ: общий интеграл:
Почему почти всегда ответ однородного уравнения даётся в виде общего интеграла?
В большинстве случаев невозможно выразить «игрек» в явном виде (получить общее решение), а если и возможно, то чаще всего общее решение получается громоздким и корявым.
Так, например, в рассмотренном примере, общее решение получить можно, навешиваем логарифмы на обе части общего интеграла:
– ну, еще куда ни шло. Хотя, согласитесь, все равно кривовато.
Кстати, в данном примере я не совсем «прилично» записал общий интеграл. Это не ошибка, но в «хорошем» стиле, напоминаю, общий интеграл принято записывать в виде . Для этого сразу после интегрирования уравнения, константу следует записать без всякого логарифма (вот и исключение из правила!):
И после обратной замены получить общий интеграл в «классическом» виде:
Полученный ответ можно проверить. Для этого его нужно продифференцировать, то есть найти производную от функции, заданной неявно:
Избавляемся от дробей, умножая каждую часть уравнения на :
Получено исходное дифференциальное уравнение, значит, решение найдено правильно.
Желательно всегда проводить проверку. Но однородные уравнения неприятны тем, что проверять их общие интегралы обычно трудно – для этого необходима весьма и весьма приличная техника дифференцирования. В рассмотренном примере в ходе проверки уже пришлось находить не самые простые производные (хотя сам по себе пример достаточно простой). Если сможете проверить – проверяйте!
Следующий пример для самостоятельного решения – чтобы вы освоились в самом алгоритме действий:
Проверить уравнение на однородность и найти его общий интеграл.
Ответ записать в виде , выполнить проверку.
. Тут тоже получилась довольно простенькая проверка.
А теперь обещанный важный момент, упомянутый ещё в самом начале темы,
выделю жирными чёрными буквами:
Если в ходе преобразований мы «сбрасываем» множитель с переменной в знаменатель, то РИСКУЕМ потерять решения!
И на самом деле с этим мы столкнулись в первом же примере вводного урока о дифференциальных уравнениях. В процессе решения уравнения «игрек» оказался в знаменателе: , но , очевидно, является решением ДУ и в результате неравносильного преобразования (деления) есть все шансы его потерять! Другое дело, что оно вошло в общее решение при нулевом значении константы. Сброс «икса» в знаменатель тоже можно не принимать во внимание, т. к. не удовлетворяет исходному диффуру.
Аналогичная история с третьим уравнением того же урока, в ходе решения которого мы «сбросили» в знаменатель. Строго говоря, здесь следовало проверить, а не является ли решением данного диффура? Ведь является! Но и тут «всё обошлось», поскольку эта функция вошла в общий интеграл при .
И если с «разделяющимися» уравнениями такое часто 😉 «прокатывает», то с однородными и некоторыми другими диффурами может и «не прокатить». С высокой вероятностью.
Проанализируем уже прорешанные задачи этого урока: в Примерах 1-2 «сброс» икса тоже оказался безопасен, ибо там есть и , а посему сразу понятно, что не может быть решением. Кроме того, в Примере 2 в знаменателе оказался , и здесь мы рисковали потерять функцию , которая, очевидно, удовлетворяет уравнению . Однако, и тут «пронесло», т. к. она вошла в общий интеграл при нулевом значении константы.
Но «счастливые случаи» я, конечно же, устроил специально, и не факт, что на практике попадутся именно они:
Решить дифференциальное уравнение
Не правда ли простой пример? 😉
Решение: однородность этого уравнения очевидна, но всё равно – на первом шаге ОБЯЗАТЕЛЬНО проверяем, нельзя ли разделить переменные. Ибо уравнение тоже однородно, но переменные в нём преспокойно разделяются. Да, бывают и такие!
После проверки на «разделяемость» проводим замену и максимально упрощаем уравнение:
Разделяем переменные, слева собираем «тэ», справа – «иксы»:
И вот здесь СТОП. При делении на мы рискуем потерять сразу две функции. Так как , то это функции:
Первая функция, очевидно, является решением уравнения . Проверяем вторую – подставляем и её производную в наш диффур:
– получено верное равенство, значит, функция тоже является решением.
И эти решения мы рискуем потерять.
Кроме того, в знаменателе оказался «икс», и поэтому обязательно проверяем, не является ли решением исходного дифференциального уравнения. Нет, не является.
Берём всё это на заметку и продолжаем:
Надо сказать, с интегралом левой части повезло, бывает гораздо хуже.
Перед обратной заменой максимально упрощаем общий интеграл. Если есть дроби, то от них лучше избавиться, умножаем каждую часть на 2:
Константу я переобозначу через :
(если этот момент не понятен, читайте статью Дифференциальные уравнения первого порядка)
Собираем в правой части единый логарифм, и сбрасываем оковы:
И вот только теперь обратная замена :
Умножим все слагаемые на :
Теперь следует проверить – вошли ли в общий интеграл «опасные» решения . Да, оба решения вошли в общий интеграл при нулевом значении константы: , поэтому их не нужно дополнительно указывать в ответе:
Проверка. Даже не проверка, а сплошное удовольствие:)
Получено исходное дифференциальное уравнение, значит, решение найдено верно.
Для самостоятельного решения:
Выполнить проверку на однородность и решить дифференциальное уравнение
Общий интеграл проверить дифференцированием.
Полное решение и ответ в конце урока.
Рассмотрим ещё пару типовых примеров:
Решить дифференциальное уравнение
Решение будем привыкать оформлять компактнее. Сначала мысленно либо на черновике убеждаемся в том, что переменные тут разделить нельзя, после чего проводим проверку на однородность – на чистовике её обычно не проводят (если специально не требуется). Таким образом, почти всегда решение начинается с записи: «Данное уравнение является однородным, проведем замену: …».
. замену , и идём проторенной дорогой:
С «иксом» тут всё в порядке, но вот что с квадратным трёхчленом? Поскольку он неразложим на множители: , то решений мы точно не теряем. Всегда бы так! Выделяем в левой части полный квадрат и интегрируем:
Упрощать тут нечего, а посему обратная замена :
Ответ: общий интеграл:
Следующий пример для самостоятельного решения:
Решить дифференциальное уравнение
. Казалось бы похожие уравнения, ан нет – Большая разница 😉
И сейчас начинается самое интересное! Сначала разберёмся, как быть, если однородное уравнение задано с готовыми дифференциалами:
Решить дифференциальное уравнение
Это очень интересный пример, прямо целый триллер!
Решение: если однородное уравнение содержит готовые дифференциалы, то его можно решить модифицированной заменой:
Но я не советую использовать такую подстановку, поскольку получится Великая китайская стена дифференциалов, где нужен глаз да глаз. С технической точки зрения выгоднее перейти к «штриховому» обозначению производной, для этого делим обе части уравнения на :
И уже здесь мы совершили «опасное» преобразование! Нулевому дифференциалу соответствует – семейство прямых, параллельных оси . Являются ли они корнями нашего ДУ? Подставим и в исходное уравнение:
Данное равенство справедливо, если , то есть при делении на мы рисковали потерять решение , и мы его потеряли – так как оно уже не удовлетворяет полученному уравнению .
Следует заметить, что если бы нам изначально было дано уравнение , то о корне речи бы не шло. Но у нас он есть, и мы его вовремя «отловили».
Продолжаем решение стандартной заменой :
:
После подстановки максимально упрощаем уравнение:
И вот здесь снова СТОП: при делении на мы рискуем потерять две функции. Так как , то это функции:
Очевидно, что первая функция является решением уравнения . Проверяем вторую – подставляем и её производную :
– получено верное равенство, значит, функция тоже является решением дифференциального уравнения.
И при делении на мы эти решения рискуем потерять. Впрочем, они могут войти в общий интеграл. Но могут и не войти
Берём это на заметку и интегрируем обе части:
Интеграл левой части стандартно решается с помощью выделения полного квадрата, но в диффурах гораздо удобнее использовать метод неопределенных коэффициентов:
Используя метод неопределенных коэффициентов, разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:
– так как у нас нарисовались одни логарифмы, то константу тоже заталкиваем под логарифм.
Перед обратной заменой снова упрощаем всё, что можно упростить:
И обратная замена :
Теперь вспоминаем о «потеряшках»: решение вошло в общий интеграл при , а вот – «пролетело мимо кассы», т. к. оказалось в знаменателе. Поэтому в ответе оно удостаивается отдельной фразы, и да – не забываем о потерянном решении , которое, к слову, тоже оказалось внизу.
Ответ: общий интеграл: . Ещё решения:
Здесь не так трудно выразить общее решение:
, но это уже понты.
Удобные, впрочем, для проверки. Найдём производную:
и подставим в левую часть уравнения:
– в результате получена правая часть уравнения, что и требовалось проверить.
Теперь квест с корнями, это тоже распространенный и очень коварный случай:
Решить дифференциальное уравнение
Решение: устно убеждаемся, что уравнение однородно и подставляем первую любовь , в исходное уравнение:
И опасность нас поджидает уже тут. Дело в том, что , и этот факт очень легко упустить из виду:
Теперь раскрываем модуль, в результате чего получаются две ветки решения:
, если , и
, если .
Обе ветки удобно записать единым уравнением, при этом возможны следующие варианты оформления:
, где «сигнум икс» – специальная функция, которая возвращает знак «икс»: , пользуйтесь смело, это известная функция.
Второй способ более привычен, выберу его в качестве рабочего варианта:
, но здесь ОБЯЗАТЕЛЬНО нужен комментарий о том, что знак «+» соответствует случаю , а знак «–» – случаю .
Внимание! Функцию или знаки «отрывать» от корня нельзя! Это может закончиться фатальной ошибкой. Поэтому при разделении переменных знаки мигрируют вместе с корнем в левую часть:
(контролируем, что – не решение)
навешиваем интегралы:
и сейчас вторая новинка, на этот раз по теме «Интегралы». Интеграл , как многие помнят, равен табличному «длинному» логарифму , а интеграл от не только тому же логарифму со знаком «минус», но и его «собрату»: . Желающие могут проверить этот факт дифференцированием.
И в нашем случае общий интеграл удобно записать так:
Упаковываем логарифмы правой части:
…возможно, у некоторых возник вопрос, почему я иногда вдруг убираю модуль под логарифмом? Причина проста – выражение под знаком логарифма, в данном случае , положительно, а значит, модуль записывать не обязательно.
и вот только теперь обратная замена :
Под корнем приведём слагаемые к общему знаменателю:
и небольшое чудо: поскольку , то в результате раскрытия модуля у нас появляются те же два случая со знаками :
после чего «минусы» сокращаются:
Таким образом, потеря второй ветки решения () нам бы здесь тоже «сошла с рук», но так, разумеется, бывает не всегда, и эту ветку можно реально потерять.
И заключительный штрих, сбрасываем на нижний этаж левой части:
Ответ: общий интеграл:
Я выполнил проверку общего интеграла, но приводить её не буду, а то вы больше не придете к такому маньяку. Да, попробуйте для интереса найти производную. Времяпровождение получите из разряда тех, о которых долго вспоминают. И гордятся.
И в заключение урока своего рода экзаменационный пример:
Решить дифференциальное уравнение
Проконтролируйте, всё ли вы правильно поняли, всё ли учли.
Итак:
при неравносильных преобразованиях ВСЕГДА проверяйте (по крайне мере, устно), не теряете ли вы решения! Какие это преобразования? Как правило, сокращение на что-то, деление на что-то, вынесение из-под корня / внесение под корень. Так, например, при делении на нужно проверить, не являются ли функции решениями дифференциального уравнения. В то же время при делении на надобность такой проверки отпадает – по причине того, что этот делитель не обращается в ноль.
Если проводится замена и есть квадратный корень, то легче лёгкого потерять одну из веток решения, поэтому не забываем про модуль: , и далее сохраняем знаки при корне, несоблюдение этого правила может привести к ошибочному ответу.
Вот ещё одна опасная ситуация:
Здесь, избавляясь от , следует проверить, не является ли решением исходного ДУ. Часто в качестве такого множителя встречается «икс», «игрек», и сокращая на них, мы теряем функции , которые могут оказаться решениями.
С другой стороны, если что-то ИЗНАЧАЛЬНО находится в знаменателе, то повода для такого беспокойства нет. Так, в однородном уравнении можно не беспокоиться о функции , так как она изначально «заявлена» в знаменателе.
Перечисленные тонкости не теряют актуальность, даже если в задаче требуется найти только частное решение. Существует пусть маленький, но шанс, что мы потеряем именно требуемое частное решение. Правда, задача Коши в практических заданиях с однородными уравнениями запрашивается довольно редко (уж не знаю, почему). Тем не менее, такие примеры есть в статье Уравнения сводящиеся к однородным, которую я рекомендую изучить «по горячим следам» чтобы закрепить свои навыки решения.
Существуют и более сложные однородные уравнения. Сложность состоит не в замене переменной или упрощениях, а в достаточно трудных или редких интегралах, которые возникают в результате разделения переменных. У меня есть примеры решений таких однородных уравнений – страшненькие интегралы и страшненькие ответы. Но о них не будем, потому что на ближайших уроках (см. ниже) ещё успею вас замучить я хочу вас видеть свежими и оптимистичными!
Решения и ответы:
Пример 2. Решение: проверим уравнение на однородность, для этого в исходное уравнение вместо подставим , а вместо подставим :
В результате получено исходное уравнение, значит, данное ДУ является однородным.
Проведем замену:
Подставим и в исходное уравнение:
Разделяем переменные и интегрируем:
Перед обратной заменой результат целесообразно упростить:
Ответ: общий интеграл:
Проверка: дифференцируем ответ:
умножаем обе части на :
и делим на :
– получено исходное ДУ, значит, общий интеграл найден верно.
Пример 4. Решение: проверим уравнение на однородность:
Таким образом, данное уравнение является однородным.
Проведем замену:
После подстановки проводим максимальные упрощения:
Разделяем переменные и интегрируем:
Контроль:
– не является решением уравнения ,
а вот , очевидно, является.
Интегрируем:
и перед обратной заменой записываем уравнение как можно компактнее:
Проведём обратную замену :
Решение в общий интеграл не вошло, и поэтому его следует дополнительно прописать в ответе:
общий интеграл: . Ещё одно решение:
Проверка:
– в результате получено исходное дифференциальное уравнение, значит, решение найдено верно.
Пример 6. Решение: данное ДУ является однородным, проведем замену :
Контроль: не является решением, а вот трёхчлен раскладывается на множители: , и поэтому в поле нашего пристального внимания попадают две функции:
Обе функции являются корнями ДУ (проверьте самостоятельно), и в результате деления мы рискуем потерять эти решения!
Берём их на заметку и продолжаем:
Методом неопределенных коэффициентов получим сумму дробей:
Получившийся общий интеграл упрощаем:
И после упрощений выполняем обратную замену :
На последнем рубеже вспоминаем о «потеряшках»: функция вошла в общий интеграл (при ), однако – НЕ вошла, и поэтому её необходимо приписать дополнительно:
Ответ: общий интеграл: . Еще одно решение:
Пример 9. Решение: разделим обе части на :
! является решением исходного уравнения.
Данное уравнение является однородным, проведем замену :
Разделяем переменные, при этом функцию следует обязательно оставить при корне:
(поскольку , если )
Контроль: оказался в знаменателе, а значит, проверке подлежит функция . Подставляем её вместе с её производной в исходное уравнение:
– получено верное равенство, значит, – это одно из решений ДУ.
Решение не вошло в общий интеграл, и поэтому его следует дополнительно указать в ответе.
Ответ: общий интеграл: , ещё решения: .
Примечание: если по условию требуется найти частное решение, например, с начальным условием , то следует выбрать нужную ветку: (т. к. «икс» равно ) и выполнить подстановку: – искомый частный интеграл.
Автор: Емелин Александр
(Переход на главную страницу)
Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам,
cкидкa 15% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-hihi5
© Copyright mathprofi.ru, Александр Емелин, 2010-2023. Копирование материалов сайта запрещено
Типы дифференциальных уравнений
Решение: (2) разделим на [math]N_(y)M_(x) \neq 0[/math] и оно сведется к (1). в случае = 0 могут существовать особые решения.
Однородные уравнения
Определение: |
уравнение вида [math]M(x, y)dx + N(x, y)dy = 0 \:\: (3)[/math] , где M и N — однородные функции одного измерения, называется однородным уравнением |
Определение: |
[math]f(x, y) \ — [/math] однородная функция измерения n [math]\Leftrightarrow \: f(\lambda x, \lambda y) = \lambda^f(x, y)[/math] |
Решение: произвести замену [math]t = \dfrac[/math]
Определение: |
[math]\dfrac=f\left(\dfrac\right) \ -[/math] один из видов однородного уравнения. |
Уравнения приводящиеся к однородным
Определение: |
уравнение вида [math]\dfrac= f\left(\dfracx + b_y + c_>x + b_y + c_>\right) (4)[/math] называется уравнением приводящимся к однородному |
Решением уравнения [math](4)[/math] является:
1) [math]\begin a_ & b_\\ a_ & b_ \end \neq 0 \Rightarrow \left\ x = u + \alpha \\ y = v + \beta \end\right. [/math]
[math] (\alpha, \beta) : \left\ a_x + b_y + c_ = 0\\ a_x + b_y + c_ = 0 \end\right.[/math]
Тогда получаем однородное уравнение.
2) [math]\begin a_ & b_\\ a_ & b_ \end = 0 \Rightarrow [/math] пусть [math]a_ x + b_ y + c_ = t [/math]
Тогда получаем уравнение с разделяющимися переменными.
Докажем 1), второй доказывается аналогично. Подставим замену:
[math]a_x + b_y + c_ = a_(u + \alpha) + b_(v + \beta) + c_ = a_\alpha + b_\beta + c_ + a_u + b_v =[/math] [math]a_u + b_v = 0 [/math]
Линейное уравнение первого порядка
Определение: |
уравнение вида [math]\frac = p(x) y + q(x)(5)[/math] называется линейным уравнением [math]I[/math] порядка |
Определение: |
Если [math]q(x) = 0[/math] , то уравнение [math](5) [/math] называется однородным линейным уравнением [math]I[/math] порядка |
Способ решения методом Бернулли
Пусть [math] y(x) = u(x) v(x)[/math] , тогда:
[math] u'(x) v(x) + u(x) v'(x) = p(x) u(x) v(x) + q(x) [/math]
[math] u'(x) v(x) + u(x) [ v'(x) — p(x) v(x)] = q(x) [/math] , назовем это уравнение [math](5a)[/math]
Пусть [math] v(x) [/math] таково, что:
[math] v'(x) — p(x) v(x) = 0 [/math]
[math]\frac — p(x) v(x) = 0 [/math] . Домножим на [math] \frac [/math] [math]\frac — p(x) dx = 0 [/math] . Отсюда получаем:
[math]ln(v) = \int p(x)dx + C[/math]
Пусть [math] C = 1[/math] . Тогда из [math](5a)[/math] получаем:
[math] u(x) = \int q(x) e^ <\int -p(x)dx>dx + C_ [/math] . Тогда
Способ решения методом Лагранжа
[math] \frac = p(x) y [/math]
Рассмотрим общее однородное(O.O) и общее неоднородное решение(O.H): [math] y_ = C e^<\int p(x)dx>[/math] (из док-ва Бернулли)
[math] C(x) = \int q(x) C(x) e^ <\int p(x)dx>dx + C_ [/math]
Уравнение в полных дифференциалах
Определение: |
Уравнение вида: [math]M(x, y)dx + N(x, y)dy = 0 \:\: (6)[/math] называется уравнением в полных дифференциалах, если [math](6) = du(x, y)[/math] |
т.к. [math]du(x, y) = 0 \Leftrightarrow u(x, y) = C \: -[/math] общий интеграл.
Пусть [math]M(x, y), N(x, y) \in C(G)[/math] , где G — односвязная область, и [math]\frac<\partial M(x,y)><\partial y>, \: \frac<\partial N(x, y)> <\partial x>\in C(G)[/math] ;
Тогда [math]Mdx + Ndy = du \: \Leftrightarrow \frac<\partial M(x, y)> <\partial y>\equiv \frac<\partial N(x, y)> <\partial x>[/math]
Решение: [math]u(x, y) = \int_>^M(x, y)dx + \int_>^N(x_, y)dy = C \: — [/math] Общее решение.
Уравнение, приводящееся к уравнению в полных дифференциалах
только как решать все равно не понятно.
Но.
Если [math]\mu[/math] зависит только от x или только от y, можно выразить ее в явном виде:
[math] \mu(x) = e^<\int \frac<\frac<\partial M> <\partial y>— \frac<\partial N><\partial x>> dx>[/math]
[math] \mu(y) = e^<-\int \frac<\frac<\partial M> <\partial y>— \frac<\partial N><\partial x>> dy>[/math]
Уравнение Бернулли
Определение: |
уравнение вида [math]\frac = p(x) y + q(x)y^m, \: m \in \mathbb \setminus \left \< 0, 1 \right \>\:[/math] , называется уравнением Бернулли. |
Решение:
[math]y^y’ = p(x)y^+q(x), y \neq 0[/math]
[math](\frac
[math]z'(x) — p(x)(1 — m)z(x) = (1 — m)q(x) \: — [/math] линейное относительно z уравнение.
Уравнение Риккати
Определение: |
Уравнение вида [math]\frac = p(x)y + q(x) + r(x)y^\:\: (9)[/math] , где [math]p, q, r \in C(a,b)\:[/math] называется уравнением Риккати |
Решение:
Пусть [math]y_(x)\: — [/math] частное решение уравнения (9), тогда [math]y(x) = z(x) + y_[/math]
[math]z’ + y’_ = p(z + y_) + q + r(z + y_)^[/math]
[math]z’ = pz + rz^ + 2rzy_\: — [/math] уравнение (8)
Уравнения 1-го порядка не разрешенные относительно 1-й производной
x явно зависит от y’
Решение:
Пусть [math]x = \phi(y’)\:\: (10)[/math]
Перейдем к параметрической системе:
[math] \left\ x = \phi(t) \\y’ = t \end\right.[/math]
[math]dy = t dx = t \phi'(t)[/math]
[math] \left\ y = \int t\phi'(t)dt \\x = \phi(t) \end\right.[/math]
y явно зависит от y’
Решение:
Пусть [math]y = \phi(y’)\:\: (11)[/math]
Переходим к системе: [math] \left\ y = \phi(t) \\y’ = t \end\right.[/math]
[math]dx = \frac<\phi'(t)dt>[/math]
уравнение Лагранжа
Определение: |
уравнение вида [math]y = \phi(y’)x + \psi(y’)\:\: (12)[/math] , называется уравнением Лагранжа |
Решение:
Переходим к системе:
[math] \left\ y = \phi(t)x + \psi(t) \\y’ = t \end\right.[/math]
[math]dy = (\phi'(t)x + \psi'(t))dt + \phi(t)dx = tdx[/math]
[math](\phi'(t)x+ \psi'(t))dt + (\phi(t) — t)dx = 0[/math]
[math]\Rightarrow \: ]x = F(t, C), \: \phi(t) — t \neq 0[/math]
[math]\left\ x = F(t, C) \\y = \phi(t)F(t, C) + \psi(t) \end\right.[/math]
Уравнение Клеро
Определение: |
уравнение вида [math]y = xy’ + \psi(y’)\:\: (13)[/math] , называется уравнением Клеро |
Решение:
Пусть [math]y’ = t \: \Rightarrow \: dy = tdx = (x + \psi'(t))dt + tdx \: \Rightarrow \: (x + \psi'(t))dt = 0 [/math]
Тогда либо [math]dt = 0 \: (1)[/math] , либо [math]x + \psi'(t) = 0 \: (2)[/math]
[math](1):\: t = C \Rightarrow y = xC + \psi(C)[/math] — общее решение.
[math](2):\: \left\ x = -\psi'(t)\\y = -\psi'(t)t + \psi(t) \end\right.[/math]
Чем отличается однородное от неоднородного дифференциального уравнения
Лекция 13. Однородные и неоднородные дифференциальные уравнения
Лекция из курса:
Поделиться:
Лекция 13. Однородные и неоднородные дифференциальные уравнения
1 / Загрузка
Скачать конспект лекции
Предыдущая лекция
Лекция 12. Методы решения линейного дифференциального уравнения
Следующая лекция
Лекция 14. Периодические системы дифференциальных уравнений
Мы в соцсетях:
© 2023 МГУ имени М. В. Ломоносова
Нашли ошибку или баг? Сообщите нам!
Ваши комментарии о найденых ошибках в лекциях, конспектах или о баге