Ami native nvme driver support что это
Перейти к содержимому

Ami native nvme driver support что это

Enable/Disable AMI Native NVMe driver support

Что будет если в биосе поставить «Enable» и стоит ли вообще ставить эту функцию?

Лучший ответ

AMI Native NVMe Driver Support — опция, при включении которой BIOS будет видеть накопитель NVMe на этапе загрузки биоса. можешь включить

Остальные ответы

Ну включиться NVMe driver, стоит включать если система стоит на SSD NVMe

включает/отключает слот М.2

Похожие вопросы

Ваш браузер устарел

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Установка второй (или третьей. ) Windows

Добрый день.
Неоднократно ставил несколько (2, 3 — неважно) ОСей на один комп. Чтобы не было потом проблем с загрузчиком (например, после установки сначала более новой ОСи, потом более старой или установки Линукс, потом виндовс) по совету с нашего форума ставил на разные (физически) диски, предварительно физически отключая другие диски с ОСями (и потом подключая). В итоге всё было хорошо. Удалялась любая ОСь, ничего не требовалось восстанавливать.
Сейчас свежий комп с дисками SATA и М.2. На М.2 основная ОСь, которая будет постоянно. На SATA диски собираюсь ставить различные ОСи. Как в этом случае поступить? В БИОСе можно отключить только SATA — диски. М.2 диск — нет отключения. Только пункт «загрузка». Если отключаю загрузку с диска М.2, то в отсутствии других ОСей всё равно грузится с диска М.2.

Так можно ли в моём случае организовать вышеуказанный способ? Физически отключать — лезть внутрь компа, там видеокарта очень мешает.

17:24, 07.09.2020 | # 2

Цитата SAKSAUL ( )

предварительно физически отключая другие диски с ОСями (и потом подключая).

Не пойму цели этих манипуляций.
Загрузчик на М2
Не проще из-под системы на М2 устанавливать другие оси на САТА?
Автоматом записи будут добавляться в загрузчик.

17:56, 07.09.2020 | # 3
Автор темы

ptizz, спасибо за оперативность. Но твой вариант — раз поставил — и всё, больше не меняешь количество\набор ОСей.

Ось на М.2 есть. Грузится. Нормально.
Ставлю на SATA линукс. Он ставит свой GRUB. Удаляю линукс. Удаляется соответственно GRUB. Винда не грузится. Приходится ВОССТАНАВЛИВАТЬ её загрузчик. В общем, бубен в руки. Уже как-то приходилось.

Отредактировано ptizz — 07.09.2020, 18:05
18:04, 07.09.2020 | # 4

Цитата SAKSAUL ( )

Использование NVME SSD как системного накопителя на компьютерах со старым BIOS и ОС Linux

image

При соответствующей настройке можно загружаться с накопителя NVME SSD даже на старых системах. Предполагается, что операционная система (ОС) умеет работать с NVME SSD. Рассматриваю именно загрузку ОС, поскольку при имеющихся в ОС драйверах NVME SSD виден в ОС после загрузки и может использоваться. Дополнительного программного обеспечения (ПО) для линукса не требуется. Для ОС семейства BSD и прочих юниксов способ скорее всего тоже подойдёт.

Для загрузки с какого-либо накопителя нужно, чтобы в программе первоначальной загрузки (ППЗ), в BIOS или EFI (UEFI) содержались драйвера для данного устройства. Накопители NVME SSD есть достаточно новые устройства по сравнению с BIOS, и в ППЗ прошивок старых материнских плат таких драйверов нет. В EFI без поддержки NVME SSD можно добавить соответствующий код, и тогда становится возможна полноценная работа с этим устройством — можно установить операционную систему и загрузить её. Для старых систем с т. н. «legacy BIOS» загрузкой ОС так сделать вряд ли получится. Однако это можно обойти.

Как делать

Я использовал openSUSE Leap 15.1. Для других линуксов действия будет примерно те же.

1. Подготовим компьютер для установки операционной системы.
Нужен ПК или сервер со свободным разъёмом PCI-E 4x или более длинным, неважно какой версии, хватит и PCI-E 1.0. Конечно, чем новее версия PCI-E, тем выше будет скорость. Ну и, собственно, NVME SSD с переходником M.2 — PCI-E 4x.
Также нужен какой-либо накопитель с ёмкостью 300 МБ и более, который виден из биоса и с которого можно грузить ОС. Это может быть НЖМД с подключением по IDE, SATA, SCSI. SAS. Или USB флэшка, или карта памяти. На дискету — не влезет. Диск CD-ROM не подойдёт, потребуется перезапись. DVD-RAM — без понятия. Условно назовём эту штуку «legacy BIOS накопитель».

2. Загружаем линукс для установки (с оптического диска или загрузочной флэшки или др.).

3. При размечивании диска распределим ОС по имеющимся накопителям:
3.1. Создадим раздел для загрузчика GRUB в начале «legacy BIOS накопителя» размером 8 МБ. Отмечу, что здесь используется особенность openSUSE — GRUB на отдельном разделе. Для openSUSE по умолчанию используется файловая система (ФС) BTRFS. Если разместить GRUB на разделе с ФС BTRFS, то система не загрузится. Поэтому используется отдельный раздел. Можете разместить GRUB в другом месте, лишь бы грузился.
3.2. После раздела с GRUB создадим раздел с частью системной папки («корня»), а именно с «/boot/», размером 300 МБ.
3.3. Оставшееся добро — остаток системной папки, раздел для свопа, раздел пользователя «/home/» (если таковой вы решили создать) можно разместить на NVME SSD.

После установки система грузит GRUB, который грузит файлы из /boot/, после чего NVME SSD становится доступным, затем идёт загрузка системы с NVME SSD.
На практике я получил существенное ускорение.

Требования по ёмкости «legacy BIOS накопителя»: 8 МБ для раздела GRUB — это по умолчанию, и где-то от 200 МБ для /boot/. 300 МБ я взял с запасом. При обновлении ядра (и при установке новых) линукс будет пополнять раздел /boot/ новыми файлами, при удалении ненужных более ядер — освобождать место. Оставшееся место на «legacy BIOS накопителе» за пределами этих двух разделов можно использовать по своему усмотрению.

Оценка скорости и стоимости

Стоимость NVME SSD 128 ГБ — примерно от 2000 р.
Стоимость переходника M.2 — PCI-E 4x — примерно от 500 р.
Также есть в продаже переходники M.2 — PCI-E 16x на четыре накопителя NVME SSD, ценой где-то от 3000 р. — если это кому надо.

Предельные скорости:
PCI-E 3.0 4x около 3900 МБ/с
PCI-E 2.0 4x 2000 МБ/с
PCI-E 1.0 4x 1000 МБ/с
Накопители с PCI-E 3.0 4x на практике достигают скорости около 3500 МБ/с.
Можно предположить, что достижимая скорость будет такой:
PCI-E 3.0 4x около 3500 МБ/с
PCI-E 2.0 4x около 1800 МБ/с
PCI-E 1.0 4x около 900 МБ/с

Что быстрее, чем SATA 600 МБ/с. Достижимая скорость для SATA 600 МБ/с — около 550 МБ/с.
При этом на старых материнских платах скорость SATA набортного контроллера может быть не 600 МБ/с, а 300 МБ/с или 150 МБ/с. Здесь набортный контроллер = контроллер SATA, встроенный в южный мост чипсета.

Отмечу, что для NVME SSD будет работать NCQ, а у старых набортных контроллеров этого может и не быть.

Я делал расчёты для PCI-E 4x, однако некоторые накопители имеют шину PCI-E 2x. Этого хватает для PCI-E 3.0, но для более старых стандартов PCI-E — 2.0 и 1.0 — такие NVME SSD лучше не брать. Также накопитель с буфером в виде чипа памяти будет быстрее, чем без оного.

Для желающих полностью отказаться от набортного контроллера SATA посоветую использовать контроллер Asmedia ASM 106x (1061 и др.), который предоставляет два порта SATA 600 (внутренних или внешних). Он работает весьма хорошо (после обновления прошивки), в режиме AHCI поддерживает NCQ. Подключается по шине PCI-E 2.0 1x.

Его предельная скорость:
PCI-E 2.0 1x 500 МБ/с
PCI-E 1.0 1x 250 МБ/с
Достижимая скорость будет такой:
PCI-E 2.0 1x 460 МБ/с
PCI-E 1.0 1x 250 МБ/с

Этого хватит на один SATA SSD или два НЖМД.

Замеченные недостатки

1. Не считываются параметры SMART с NVME SSD, есть только общие данные по производителю, серийному номеру и т.д. Возможно, из-за слишком старой материнской платы (мп). Для своих бесчеловечных опытов я использовал самую старую мп, которую смог найти, с чипсетом nForce4.

2. TRIM должен работать, но это надо проверять.

Заключение

Есть ещё другие возможности: купить контроллер SAS с разъёмом PCI-E 4x или 8х (бывают ли 16х или 32х?). Однако они если дешёвые, то поддерживают SAS 600, но SATA только 300, а дорогие будут дороже и медленнее предложенного выше способа.

Для использования с M$ Windows можно установить дополнительное ПО — загрузчик со встроенными драйверами для NVME SSD.

Предлагаю читателю самому оценить, нужно ли ему такое применение NVME SSD, или лучше будет купить новую материнскую плату (+ процессор + память) с имеющимся разъёмом M.2 PCI-E и поддержкой загрузки с NVME SSD в EFI.

  • Настройка Linux
  • *nix
  • Компьютерное железо
  • Накопители

Использование новых NVMe SSD в качестве загрузочного диска на старых системах с Legacy BIOS (для любой ОС)

Короткий мануал — как реализовать поддержку загрузочного NVMe SSD на старых материнских платах с Legacy BIOS и с использованием Clover (для любых ОС). По следам вот этого поста, где на мой взгляд, решение не так изящно и не для всех BIOS & OS.

Суть проблемы

Старые BIOS не видят новые NVMe SSD, в отличии от EFI (UEFI). Современные ОС эти диски, как правило, видят, и после загрузки ОС работать с диском можно, а вот старый BIOS нет, следовательно, загрузиться с нового быстрого диска не получится. Ну, потому что нельзя дать команду на загрузку тому, чего не видно.

Прелюдия

NVMe SSD диск, как правило, имеет разъем М.2, и работает как бы на прямую с процессором, по шине PCI-E.

Поэтому если на вашей материнской плате нет разъема М.2, то для начала рекомендуется обзавестись переходником PCI-E >> М.2, или PCI-E RAID контроллером для SSD формата М.2.

Существует немного продвинутых NVMe SSD дисков, которые имеют на борту собственные эмулятор Legacy устройства. Например Samsung 950 Pro имеет дополнительный rom для загрузки как Legacy устройство на старых BIOS. А вот вся серия EVO такой возможности не имеет.

Решение

Немного истории

Много лет назад, когда компания Intel стала поставлять Apple свои процессоры и компоненты для применения в Маках, возникла потребность предварительного тестирования железа на совместимость с MacOS. Тогда инженеры Intel написали хитрый загрузчик DUET, который представляет собой эмулятор UEFI, загружаемый поверх Legacy BIOS и позволяющий запускать операционные системы, требующие UEFI (MacOS, например).

Однако использовать DUET «напрямую» задача весьма не тривиальная (пример, или вот еще, б-ррр. ), требующая массу ручных операций, зависящих от конкретного железа и ОС, и понимания того, что именно вы делаете.

В дальнейшем, DUET был взят за основу для нескольких проектов по созданию мульти-загрузчиков. Один из них Hackintosh — проект по установке последних MacOS на любые Intel, а в последствии и AMD машины. В результате развития Hackintosh появился многофункциональный загрузчик Clover (Клевер), который заточен, разумеется, под загрузку MacOS и Intel, но сейчас может с успехом применяться для загрузки чего угодно на, практически, чём угодно. Вот им, Клевером, мы и воспользуемся для решения нашей проблемы.

Clover Configurator

Клевер сам по себе настраивается тоже не абы как, и для того, чтобы как-то облегчить в дальнейшем процесс тюнинга, была выпущена настроечная утилита Clover Configurator, и множество мануалов по использованию.

Но беда в том, что Clover Configurator работает только в MacOS, и на Windows вы его, в лучшем случае, запустите только в VmWare.

Web-конфигуратор для Clover

Некоторые пользователи рекомендует воспользоваться вместо Clover Configurator web-конфигуратором для Clover. Правда не факт, что прессет для вашей MB будет в списке. А документация по Клеверу объемна и подробна. Но, попробуйте, а вдруг.

Так же ходят слухи (в комментах), что сам автор Клевера (SergeySlice) не рекомендует использовать Clover Configurator а рекомендует редактировать конфигурационный файл руками.

Не пойдем этим путем… у нас лапки и Мастдай.

Boot Disk Utility (BDUtility.exe)

Специально для тех, у кого лапки, один русский энтузиаст написал утилиту BDUtility.exe, которая сама скачивает последний релиз Clover, делает необходимые минимальные настройки и записывает полученный образ на флешку.

Не пугайтесь вырвиглазного сайта, утилита работает отлично 🙂

Для загрузки утилиты нажмите на картинку с буквами «Bu» и синей стрелкой, посредине сайта 🙂

Примечание

Для решения нашей проблемы мы будем использовать дополнительную загрузочную флешку, с которой поверх BIOS будет загружаться Clover, идентифицировать ваш новый быстрый NVMe SSD и передавать ему команду на загрузку вашей новенькой 64-битной Windows 10 (или любой другой).

Отныне флешка навсегда будет установлена в свободном USB порту вашего компьютера, до тех пор, пока вы обновите старое железо!

Да, у кого ноутбук, тот должен озаботиться тем, что свободных портов USB мало, а длинная флешка, все время торчащая из ноута, может оказаться не достаточно эстетичной.

С другой стороны, теперь ваша флешка является крутейшим ключом защиты к вашему компьютеру, ибо без него комп просто не включится, а догадаться, что флешка должна БЫТЬ, да еще и с Клевером — это задача для истинных спецслужб.

Если остался лишний SATA диск.

Теоретически, можно попробовать поставить Clover на лишний SATA диск или даже карту памяти, если таковые имеются в системе и с них поддерживается загрузка (у меня дисков не осталось, снес все, жужжат, а с карт памяти опции загружаться не было и нет). Во всяком случае документация по Клеверу такое допускает. Однако, в этом случае придется вручную поколдовать с загрузочной областью.

Создание установочной флешки

Если вам удалось загрузить утилиту BDUtility — запустите ее. Она запускается под Windows и с правами администратора, будьте внимательны.

Счастливым обладателем других операционных систем стоит пропустить этот пункт и вернуться к Clover Configurator выше.

Запускаем BDUtility.exe

Далее следует выполнить ряд настроек, чтобы утилита загрузила последний дистрибутив Clover, настроила его и записала на вашу флешку. Флешка должна быть вставлена в USB-порт, и желательно начисто отформатирована.

Примечание

В настоящий момент утилита BDUtility забирает релизы Clover с сайта sourceforge.net, где размещены релизы вплоть до версии Clover_v2.5k_r5070.zip. После этого разработка Clover была перенесена на GitHub, где сейчас размещен релиз Clover_v2.5k_r5097.zip. Учтите это в работе. BDUtility может опционально пользоваться предварительно скаченными релизами Clover (но совместимыми с BDUtility), если вам необходимо использовать именно последний релиз.
Мы отправили запросы разработчикам Clover и BDUtility с просьбой прокоммуницировать между собой и переключить BDUtility на GitHub.

Настройка BDUtility:

  1. Убедитесь, что ваша флешка определилась утилитой
  2. Зайдите в настройки утилиты Options => Configuration
  3. Поставьте галочку Check at Startup, чтобы новая версия Clover проверялась при каждой загрузке
  4. Нажмите кнопку Check Now, чтобы загрузить последний релиз Clover прямо сейчас
  5. (опционально, рекомендация) Уберите галочку Boot Partition Size, чтобы весь объем вашей флешки был отведен поз загрузчик Colver, в противном случае вы будете видеть дополнительные диски (незанятые и не размеченные разделы флешки) в «Моем компьютере», что через какое-то время начнет вас раздражать
  6. Нажмите ОК
  7. Нажмите кнопку Format, изучите конфигурацию создаваемого загрузчика и нажмите ОК
  8. Ожидайте положительного результата (сядь на печку, приободрись. )

Теперь, когда флешка готова, попробуйте с нее загрузиться. Не забудьте настроить в BIOS загрузочный диск => ваша флешка.

Если загрузка произойдет, на экране должна появиться примерно такая картинка, с перечнем текущих вариантов загрузки. Можете попробовать найти вашу загрузочную запись и загрузить текущую ОС.

Драйвера NVMe

Если ваш NVMe SSD диск уже вставлен в компьютер, не пытайтесь его найти в настройках Clover — его там нет. Дело в том, что по-умолчанию Clover не загружает драйвера для NVMe устройств. Драйвера необходимо включить в загрузку вручную.

Для этого открываем флешку в проводнике.

Заходим в папку G:\EFI\CLOVER\drivers\off (где диск «G» — это ваша флешка, а папка «off» — это папка с не подключенными драйверами Клевера).

Находим файл NvmExpressDxe.efi

Нажимаем Ctrl + C, чтобы скопировать файл в буфер обмена, и копируем файл в папки G:\EFI\CLOVER\drivers\BIOS и G:\EFI\CLOVER\drivers\UEFI. Копируем на всякий случай в обе папки, чтобы не разбираться, какой у вас сейчас биос, старый BIOS или старый UEFI.

Перезагружаем компьютер, загружаемся с флешки-Clover и наблюдаем за количеством иконок на экране, обозначающих варианты загрузки — их должно стать больше, ибо теперь Clover видит ваш NVMe SSD.

Пол дела позади!

Установка новой ОС на новый NVMe SSD диск

Далее, чтобы воспользоваться преимуществом загрузки с быстрого NVMe SSD нам необходимо, собственно, поставить на него систему. И тут есть нюанс. Чтобы в дальнейшем не возникло проблем с попытками загружаться именно с вашего NVMe диска из-под Клевера, крайне рекомендуется не переносить вашу текущую систему на новый диск, а установить на NVMe диск новую систему с нуля. Проблема восходит корнями к типу загрузчика вашей операционной системы, который был выбран и использован при ее установке на компьютер. Если сейчас у вас система с BIOS без поддержки NVMe то и текущей загрузчик ОС ориентирован на BIOS, а не на EFI.

Именно этому загрузчику Clover передает управление, причем в режиме эмуляции EFI. Для справки, клеверный загрузчик моей Win64 лежит на клеверной флешке здесь G:\EFI\BOOT\BOOTX64.efi

Перенести такую ОС на NVMe диск и использовать для загрузки в режиме EFI просто так не получится, потребуется вручную сменить загрузчик ОС, а это трудоемко, не вполне оправданно и чревато, имхо.

Поэтому смело запасаемся лицензионным ключом от новой ОС (ну, или находим, где старый) и идем на страничку загрузки Media Creation Tool, чтобы сделать загрузочный диск вашей операционной системы Windows. Дело в том, что с некоторых пор Микрософт стал сам включать оба загрузчика BIOS и EFI в образ, создаваемый Media Creation Tool. И теперь эта загрузочная флешка может загружаться абсолютно на любых системах с Legacy BIOS, UEFI и EFI. А раньше приходилось обрабатывать полученный загрузочный образ и интегрировать в него Rufus, для загрузки в режиме EFI (пример, промотать до середины).

Примечание

Да, вам понадобится вторая загрузочная флешка, чтобы установить ОС на NVMe SSD.
Нет, на флешку с Clover дистрибутив Windows записать не получится.

Установка ОС

Установка операционной системы на новый NVMe SSD происходит вполне штатно и быстро.
Вам необходимо загрузиться с двумя вставленными флешками, причем загрузиться с клеверной флешки, а не с дистрибутива Windows, не перепутайте.

В интерфейсе Клевера найдите загрузку с флешки с дистрибутивом вашей ОС. Далее должна начаться установка ОС. В какой-то момент система перезагрузится (вы же ставите Windows), и вам придется выбрать для продолжения уже загрузку с вашего NVMe SSD, опять же не перепутайте! Не выбирайте повторно загрузку с дистрибутива ОС, иначе установка просто начнется заново, а нам нужно чтобы она продолжилась с SSD и, желательно, завершилась.

После установки новой системы на ваш новый NVMe SSD, в Clover появится запись, что из-под него была установлена новая ОС. Также иконка загрузки новой ОС должна появиться первой в списке загрузок, и, если я ничего не путаю, то называться она будет «Boot Microsoft EFI Boot from EFI».

И после окончательной установки ОС выньте флешку с ее дистрибутивом, чтобы она не отображалась больше в Клевере и в «Моем компьютере».

А в вашем BIOS порядок загрузки дисков должен всегда начинаться с клеверной флешки, пока не обновите железо до поддержки EFI.

Тогда, и только тогда, вы сможете гордо поставить первым ваш, к тому времени уже постаревший, NVMe SSD!.

Вот, собственно, и все

Теперь при каждой перезагрузке вы будете попадать в интерфейс Clover, и нажимать на клавишу Enter (если ваша ОС стоит в списке первой). Зато потом наслаждаться новой системой и быстрым SSD 🙂

Мне, к сожалению, в отсутствии Clover Configuator так и не удалось настроить Клевер, чтобы он автоматически загружал мою ОС, например спустя 5 сек. бездействия. Чтобы каждый раз не нажимать клавишу Enter. Но такая опция в Клевере разумеется есть.

Буду признателен, если кто-то знает как вручную, без конфигуратора, настроить такой режим загрузки. Файл настроек Клевера обычно лежит здесь G:\EFI\CLOVER\config.plist
Говорят, что за эту опцию отвечают теги:

Timeout 5 и DefaultVolume LastBootedVolume

В первом указывается время задержки перед автозагрузкой, а во втором — id диска с которого мы хотим грузиться по умолчанию, или значение LastBootedVolume, в котором запоминается id последнего диска, с которого производилась загрузка.

Но у меня почему-то не работает 🙁

Есть подозрение, что с этими значениями какой-то лаг в Клевере на AMD. То ли таймер не считает, то ли LastBootedVolume не запоминается, но не уверен.

THE END

P.S.
Но если бы вы изначально заплатили чуть побольше, и купили бы не переходник PCI-E >> М.2, а Raid контроллер для M.2 дисков, то вам бы не пришлось читать все вышенаписанное, и тем боле все это делать… Потому что Raid контроллер имеет сою собственную микросистему и эмулирует (или имитирует) себя как Legacy устройство, делая доступными все вставленные в него диски во всех биосах, старых и новых.

UPD
Пользователи alpha_ds и walkman7 любезно дополнили пост тегом DefaultVolume и ссылкой на web-конфигуратор Clover.
Спасибо igrblkv за наводку на CloverGitHub .

  • Разработка под Linux
  • Разработка под Windows
  • Компьютерное железо
  • Накопители
  • UEFI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *