Русский [ править ]
Корень: -дебаж-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
Произношение [ править ]
- МФА: [ dʲɪˈbaʐɨtʲ ]
Семантические свойства [ править ]
Значение [ править ]
- прогр. , жарг.отлаживать код программы используя дебагер ◆ К слову, разработчики, имеющие дело с Xamarin, смогут « дебажить » код намного быстрее — с помощью сканирования QR-кодов. [источник — https://dev.by/news/ms-build-first-two-days%5D
Отладка в браузере
Давайте отвлечёмся от написания кода и поговорим о его отладке.
Отладка – это процесс поиска и исправления ошибок в скрипте. Все современные браузеры и большинство других сред разработки поддерживают инструменты для отладки – специальный графический интерфейс, который сильно упрощает отладку. Он также позволяет по шагам отследить, что именно происходит в нашем коде.
Мы будем использовать браузер Chrome, так как у него достаточно возможностей, в большинстве других браузеров процесс будет схожим.
Панель «Исходный код» («Sources»)
Версия Chrome, установленная у вас, может выглядеть немного иначе, однако принципиальных отличий не будет.
- Работая в Chrome, откройте тестовую страницу.
- Включите инструменты разработчика, нажав F12 (Mac: Cmd + Opt + I ).
- Щёлкните по панели Sources («исходный код»).
При первом запуске получаем следующее:
Кнопка-переключатель откроет вкладку со списком файлов.
Кликните на неё и выберите hello.js в дереве файлов. Вот что появится:
Интерфейс состоит из трёх зон:
- В зоне File Navigator (панель для навигации файлов) показаны файлы HTML, JavaScript, CSS, включая изображения, используемые на странице. Здесь также могут быть файлы различных расширений Chrome.
- Зона Code Editor (редактор кода) показывает исходный код.
- Наконец, зона JavaScript Debugging (панель отладки JavaScript) отведена для отладки, скоро мы к ней вернёмся.
Чтобы скрыть список ресурсов и освободить экранное место для исходного кода, щёлкните по тому же переключателю .
Консоль
При нажатии на клавишу Esc в нижней части экрана вызывается консоль, где можно вводить команды и выполнять их клавишей Enter .
Результат выполнения инструкций сразу же отображается в консоли.
Например, результатом 1+2 будет 3 , а вызов функции hello(«debugger») ничего не возвращает, так что результатом будет undefined :
Точки останова (breakpoints)
Давайте разберёмся, как работает код нашей тестовой страницы. В файле hello.js щёлкните на номере строки 4 . Да-да, щёлкайте именно по самой цифре, не по коду.
Ура! Вы поставили точку останова. А теперь щёлкните по цифре 8 на восьмой линии.
Вот что в итоге должно получиться (синим это те места, по которым вы должны щёлкнуть):
Точка останова – это участок кода, где отладчик автоматически приостановит исполнение JavaScript.
Пока исполнение поставлено «на паузу», мы можем просмотреть текущие значения переменных, выполнить команды в консоли, другими словами, выполнить отладку кода.
В правой части графического интерфейса мы видим список точек останова. А когда таких точек выставлено много, да ещё и в разных файлах, этот список поможет эффективно ими управлять:
- Быстро перейдите к точке останова в коде (нажав на неё на правой панели).
- Временно отключите точку останова, сняв с неё галочку.
- Удалите точку останова, щёлкнув правой кнопкой мыши и выбрав Remove (Удалить).
- …и так далее.
Условные точки останова
Щелчок правой кнопкой мыши по номеру строки позволяет создать условную точку останова. Она сработает только в тот момент, когда выражение, которое вы должны указать при создании такой точки, истинно.
Это удобно, когда нам нужно остановиться только при определённом значении переменной или для определённых параметров функции.
Команда debugger
Выполнение кода можно также приостановить с помощью команды debugger прямо изнутри самого кода:
function hello(name) < let phrase = `Привет, $!`; debugger; //
Такая команда сработает только если открыты инструменты разработки, иначе браузер ее проигнорирует.
Остановимся и оглядимся
В нашем примере функция hello() вызывается во время загрузки страницы, поэтому для начала отладки (после того, как мы поставили точки останова) проще всего её перезагрузить. Нажмите F5 (Windows, Linux) или Cmd + R (Mac).
Выполнение прервётся на четвёртой строчке (где находится точка останова):
Чтобы понять, что происходит в коде, щёлкните по стрелочкам справа:
- Watch – показывает текущие значения для любых выражений. Вы можете нажать на + и ввести выражение. Отладчик покажет его значение, автоматически пересчитывая его в процессе выполнения.
- Call Stack – показывает цепочку вложенных вызовов. В текущий момент отладчик находится внутри вызова hello() , вызываемого скриптом в index.html (там нет функции, поэтому она называется “анонимной”). Если вы нажмёте на элемент стека (например, «anonymous»), отладчик перейдёт к соответствующему коду, и нам представляется возможность его проанализировать.
- Scope показывает текущие переменные. Local показывает локальные переменные функций, а их значения подсвечены прямо в исходном коде. В Global перечисляются глобальные переменные (то есть вне каких-либо функций). Там также есть ключевое слово this , которое мы ещё не изучали, но скоро изучим.
Пошаговое выполнение скрипта
А теперь давайте пошагаем по нашему скрипту.
Для этого есть кнопки в верхней части правой панели. Давайте рассмотрим их.
– «Resume»: продолжить выполнение, быстрая клавиша F8 .
Возобновляет выполнение кода. Если больше нет точек останова, то выполнение просто продолжается, без контроля отладчиком.
Вот, что мы увидим, кликнув на неё:
Выполнение кода возобновилось, дошло до другой точки останова внутри say() , и отладчик снова приостановил выполнение. Обратите внимание на пункт «Call stack» справа: в списке появился ещё один вызов. Сейчас мы внутри say() .
– «Step»: выполнить следующую команду, быстрая клавиша F9 .
Выполняет следующую инструкцию. Если мы нажмём на неё сейчас, появится alert .
Нажатие на эту кнопку снова и снова приведёт к пошаговому выполнению всех инструкций скрипта одного за другим.
– «Step over»: выполнить следующую команду, но не заходя внутрь функции, быстрая клавиша F10 .
Работает аналогично предыдущей команде «Step», но ведёт себя по-другому, если следующая инструкция является вызовом функции (имеется ввиду: не встроенная, как alert , а объявленная нами функция).
Если сравнить, то команда «Step» переходит во вложенный вызов функцию и приостанавливает выполнение в первой строке, в то время как «Step over» выполняет вызов вложенной функции незаметно для нас, пропуская её внутренний код.
Затем выполнение приостанавливается сразу после вызова функции.
Это хорошо, если нам не интересно видеть, что происходит внутри вызова функции.
– «Step into», быстрая клавиша F11 .
Это похоже на «Step», но ведёт себя по-другому в случае асинхронных вызовов функций. Если вы только начинаете изучать JavaScript, то можете не обращать внимания на разницу, так как у нас ещё нет асинхронных вызовов.
На будущее просто помните, что команда «Step» игнорирует асинхронные действия, такие как setTimeout (вызов функции по расписанию), которые выполняются позже. «Step into» входит в их код, ожидая их, если это необходимо. См. DevTools manual для получения более подробной информации.
– «Step out»: продолжить выполнение до завершения текущей функции, быстрая клавиша Shift + F11 .
Продолжает выполнение и останавливает его в самой последней строке текущей функции. Это удобно, когда мы случайно вошли во вложенный вызов, используя , но это нас не интересует, и мы хотим продолжить его до конца как можно скорее.
– активировать/деактивировать все точки останова(breakpoints).
Эта кнопка не влияет на выполнение кода, она лишь позволяет массово включить/отключить точки останова.
– включить/отключить автоматическую паузу в случае ошибки.
При включении, если открыты инструменты разработчика, ошибка при выполнении скрипта автоматически приостанавливает его. Затем мы можем проанализировать переменные в отладчике, чтобы понять, что пошло не так. Поэтому, если наш скрипт умирает с ошибкой, мы можем открыть отладчик, включить эту опцию и перезагрузить страницу, чтобы увидеть, где он умирает и каков контекст в этот момент.
Continue to here
Щелчок правой кнопкой мыши по строке кода открывает контекстное меню с отличной опцией под названием «Continue to here» («продолжить до этого места»).
Это удобно, когда мы хотим перейти на несколько шагов вперёд к строке, но лень устанавливать точку останова (breakpoint).
Логирование
Чтобы вывести что-то на консоль из нашего кода, существует функция console.log .
Например, это выводит в консоль значения от 0 до 4 :
Отладка — Основы PHP
Один из наиболее достоверных способов убедиться, что человек разбирается в программировании — посмотреть, как он отлаживает программу, анализирует возникающие ошибки и устраняет их.
Навык отладки не появляется сам по себе, его необходимо развивать, и начинать это нужно как можно раньше. Этому способствует настройка локальной среды разработки и повторение всего, что делается в курсах у себя на компьютере. Следующие курсы как раз помогают проделать эти шаги.
Первое, что вам понадобится для отладки — хотя бы минимальное знание английского языка и умение пользоваться словарем.
В отличие от документации языка, которую можно найти на русском, сообщения об ошибках всегда отображаются на английском. Не пытайтесь отгадывать или менять код методом тыка, в надежде, что он заработает.
Прочитайте сообщение об ошибке, поймите его — это ключевое действие, на основе которого можно планировать дальнейшие шаги:
function App\Users\undef() /usr/src/app/src/Users.php:9 /usr/src/app/tests/UsersTest.php:27
Вывод ошибок делится на две части: непосредственно сообщение с ошибкой и бэктрейс.
Бэктрейс (он же «стектрейс») — это список всех вызовов функций от запуска программы вплоть до того места, где произошла ошибка. Это очень важный инструмент, который позволяет увидеть, как выполнялась ваша программа и какие функции вызывались.
Отладка всегда сводится к двум вещам:
- Перевести сообщение об ошибке
- Найти в бэктрейсе место в своем коде, после которого произошла ошибка
Каждая строчка в бэктрейсе представляет собой указание на файл и строчку, в которой была вызвана соответствующая функция. Бэктрейс называется back, потому что вывод строк идет в обратном порядке: наверху находится последний вызов, внизу — первый.
В рамках одного бектрейса возможны ситуации, когда часть функций вызывается где-то в сторонних библиотеках, а часть — в вашем коде.
Типы ошибок
Наиболее простые и понятные ошибки — синтаксические. Они связаны с тем, что код записан неверно: например, забыта точка с запятой в конце инструкции.
В выводе таких ошибок всегда присутствуют фразы parse error и syntax error.
Чтобы их исправить, нужно внимательно изучить то место в коде, на которое указывает ошибка:
'>' in /usr/src/app/src/Users.php on line 7
Еще одна большая группа ошибок называется ошибками программирования. Например, к ним относятся:
- Вызов несуществующей функции
- Использование необъявленной переменной
- Передача неверных аргументов в функции, например, аргументов, имеющих неверный тип
Эти ошибки исправить труднее, чем синтаксические. Обычно они возникают в результате неправильной логики в другом, более раннем вызове.
Последний тип ошибок — логические. Исправить такие ошибки бывает крайне сложно, так как программа продолжает работать, но выдает неверный результат. Причем обычно программа выдает неверный результат не всегда, а только лишь для некоторых входных данных.
В подавляющем большинстве случаев проблема кроется в неверной логике, например, перепутана операция и вместо сложения выполняется вычитание:
// Функция должна считать сумму чисел, но считает разность: function sum($a, $b) return $a - $b; >
Отладка
Существует множество способов отладить программу, но какой бы способ вы ни выбрали, общая идея отладки сводится к анализу того, как меняются значения переменных в процессе работы кода.
Рассмотрим конкретный пример. Ниже описана функция, которая считает сумму чисел от числа $start до числа $finish . Если начало равно трем, а конец — пяти, то программа должна вычислить: 3 + 4 + 5 :
function sumOfSeries($start, $finish) $sum = 0; for ($i = $start; $i $finish; $i++) $sum += $i; > return $sum; >
В этом коде допущена ошибка. Вы ее видите? Если очень постараться, ее можно заметить, но на это никогда не надо надеяться.
Новички часто думают, что они невнимательны и очень расстраиваются, когда допускают такие ошибки. Хотим вас успокоить: опытные разработчики допускают такие ошибки не реже новичков.
Не так важно, что вы их допускаете. Главное — чтобы вы умели отладить этот код. Этим отличаются опытные разработчики от начинающих. Никогда не пытайтесь найти ошибку с помощью медитации над кодом, сверля его взглядом. Если быстрая проверка не дала ответа, то приступайте к отладке.
Некоторые начинающие разработчики думают, что опытные программисты могут просто взглянуть на код и понять, в чем ошибка. Это совсем не так. Просто глядя на такой код, невозможно понять, а что, собственно, пошло не так, уже не говоря о нахождении самой ошибки. Нам также нужно увидеть сообщение об ошибке и начать отладку.
Глядя на код функции sumOfSeries замечаем, что основных переменных там две: $i и $sum , именно они меняются в цикле. Из этого можно сделать ровно один вывод: нужно явно посмотреть, какие значения им даются на каждой итерации. После этого найти ошибку не составит труда.
Один из способов отслеживать значения переменных во время выполнения кода связан с использованием отладчиков. Отладчики интегрируются с популярными редакторами и позволяют визуально выполнить код по шагам, отслеживая любые изменения. Подробнее о том, как их использовать можно прочитать во множестве статей. Их можно найти по запросу: xdebug php .
В среде Хекслета отладчика нет, поэтому здесь та же задача выполняется другим способом — с помощью отладочной печати.
Суть такая же, как и в визуальном отладчике, но для вывода значения переменных используется обычная печать на экран:
function sumOfSeries($start, $finish) $sum = 0; for ($i = $start; $i $finish; $i++) print_r('new iteration . '); print_r($i); $sum += $i; print_r($sum); > return $sum; > sumOfSeries(3, 5); // new iteration . // 3 // 3 // new iteration . // 4 // 7
То, что печатается на экран, отображается во вкладке OUTPUT , на которую автоматически переключается редактор во время проверки. Из этого вывода сразу можно понять, что количество итераций цикла на одну меньше, чем нужно. Почему-то не выполняется сложение для последнего числа, которое обозначено как $finish . И действительно, если посмотреть на определение, то видно, что там используется $i < $finish вместо $i
Отладочная печать через print_r не очень удобна тем, что эта функция не ставит автоматически перенос строк. К тому же иногда хочется завершить выполнение кода сразу, как только был сделан первый вывод.
Для решения этой задачи на Хекслете подключена библиотека var-dumper . Она предоставляет две функции: dump и dd , которые доступны в любом месте программы. Первая просто красиво выводит переданный аргумент, а вторая — еще и останавливает выполнение кода:
$var = 'hello, world!'; dump($var);
Эта функция добавляет в вывод перевод строки, но особенно удобно использовать ее с массивами, которые мы скоро изучим.
Дополнительные материалы
- Как найти ошибки в коде?
- Psysh: REPL и интерактивный дебаггер для PHP
Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»
Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты
Дебажить
отлаживать, проверять на наличие и ошибок исправлять. Слово из программистского сленга, происходит от английского слова debug, что переводится как отладка.
Дебажить код или дебажить программу - искать ошибки в коде, которые препятствуют нормальной работе программы, скрипта, кода и тем самым добиваться нормального функционирования кода или программы. Дебажит как правило программист.
Другие слова из этого словоря:
- Энциклопедия мемов
- Словарь современного русского сленга
- Словарь геймера
- Английские сленговые сокращения и аббревиатуры
- Энциклопедия челленджей и флешмобов
- Современный словарь
Трэш
Современное сленговое понятие, которое в основном означает что-то негативное, неприятное, при этом может
сленговое выражение, которое произошло от английского сокращения LOL, которое расшифровывается, как laughing out