Помогите!Как в Word сдвинуть разделительную линию сноски в левый край.
Нашел здесь: http://choco-fairy-ray.livejournal.com/59989.html
Для форматирования разделителя сноски (горизонтальной линии) в Word 2007, 2010:
1) в закладке «Вид», в поле «Режим просмотра документа» нажмите кнопку «Черновик»;
2) в закладке «Ссылки», в поле «Сноски» нажмите кнопку «Показать сноски»;
3) в нижнем окне в выпадающем списке «Сноски» выберите пункт «Разделитель сноски».
Если нужно убрать чрезмерный отступ горизонтальной линии от текста сноски, то уберите лишние переводы строки.
4) вернитесь в режим «Разметка страницы» в закладке «Вид», поле «Режим просмотра документа».
Остальные ответы
С верху на линейке есть маленькие черненькие штучки как буквы Г и Т, только вверх ногами — передвинь.
Если не получится присылай — исправлю
Dimasik3313@mail.ru
Концевые сноски
Концевая сноска состоит из двух связанных частей: номер концевой сноски (в исходном тексте) и текст концевой сноски (отображается в новом фрейме в конце документа). В левом нижнем углу фрейма концевой сноски отображается графическое украшение .
Предусмотрена возможность создания концевых сносок и их импорта из документов Word. Концевые сноски автоматически нумеруются по мере их добавления в документ. Есть возможность управлять стилем нумерации, внешним видом и макетом концевых сносок. Кроме того, нумерация автоматически настраивается при изменении порядка концевых сносок в тексте. Концевые сноски можно также добавлять в таблицы.
Ниже приведена процедура создания концевых сносок.
Поместите точку ввода в то место, где должен находиться номер концевой сноски.
- Нажмите правой кнопкой мыши и выберите Вставить концевую сноску.
- Выберите Текст >Вставить концевую сноску.
Введите текст концевой сноски.
Примечание.
Если точка ввода находится в концевой сноске, можно выполнить одно из следующих действий, чтобы перейти в то место, где находится ее номер:
- Нажмите правой кнопкой мыши и выберите Перейти к концевой сноске.
- Выберите Текст >Перейти к концевой сноске.
Импорт концевых сносок из документов Word
Можно импортировать концевые сноски из документа Word, который содержит концевые сноски, с помощью параметров импорта Microsoft Word. Параметр импорта концевых сносок включен по умолчанию.
Выберите Файл > Поместить.
Выберите документ Word для импорта.
Нажмите Открыть.
Все концевые сноски будут импортированы и добавлены в новый текстовый фрейм.
Примечание.
Одновременно можно импортировать несколько документов Word. Концевые сноски всех документов импортируются в одном тестовом фрейме, если для параметра Область применения выбрано значение Документ.
Изменение нумерации и макета концевых сносок
Чтобы изменить нумерацию и макет концевых сносок, выполните одно из следующих действий:
- Выберите Текст > Параметры концевых сносок документа
- Нажмите графическое украшение в левом нижнем углу фрейма концевой сноски
Внесенные изменения будут применены к существующим концевым сноскам, а также ко всем новым концевым сноскам. В диалоговом окне «Параметры концевой сноски» можно настроить следующие параметры:
Заголовок концевой сноски
Имя концевой сноски.
Введите имя фрейма концевой сноски.
Выберите стиль абзаца для имени концевой сноски. Меню отображает стили абзацев, доступные в палитре «Стили абзацев». По умолчанию используется стиль «[Основной абзац]». Стиль «[Основной абзац]» по внешнему виду может отличаться от стиля, определяемого параметрами шрифта для документа по умолчанию.
Нумерация
Задайте стиль нумерации для номеров концевых сносок.
Укажите номер, используемый для первой концевой сноски в материале. Использование параметра «Начать с» особенно полезно для документов в книге. Невозможно выполнить единую нумерацию концевых сносок по всем документам книги.
При наличии нескольких материалов или текстового фрейма в документе со сквозной нумерацией страниц выберите Непрерывно, чтобы начинать нумерацию концевых сносок в каждом материале с номера, следующего за последним номером сноски в предыдущем материале. Выберите В каждом материале заново, чтобы концевые сноски для всех материалов документа начинались с номера, заданного параметром «Начать с».
Номер концевой сноски в тексте
Этот параметр определяет вид номера концевой сноски, который по умолчанию представлен в виде надстрочного индекса. Если нужно отформатировать справочный номер сноски с использованием одного из стилей символа (например, надстрочный индекс OpenType), выберите «Нормальная» и задайте стиль.
Выберите стиль символов для форматирования номера концевой сноски в тексте. Например, вместо надстрочных символов можно выбрать стиль, предусматривающий обычное положение символов при поднятой базовой линии. Меню отображает стили символов, доступные на палитре «Стили символов».
Формат концевой сноски
Выберите стиль абзаца для форматирования текста всех концевых сносок в документе. Меню отображает стили абзацев, доступные в палитре «Стили абзацев». По умолчанию используется стиль «[Основной абзац]». Стиль «[Основной абзац]» по внешнему виду может отличаться от стиля, определяемого параметрами шрифта для документа по умолчанию.
Определяет размер пробела между номером концевой сноски и началом ее текста. Чтобы сменить разделитель, сначала выберите или удалите существующий разделитель, а затем выберите новый. Можно включить несколько символов. Для вставки пробелов следует использовать соответствующий метасимвол (например, «^m» для отображения круглой шпации).
Параметры положения
Выберите этот параметр, чтобы настроить оформление концевых сносок в данном документе. Выберите Материал, чтобы создать отдельный фрейм концевой сноски для каждого материала. Выберите Документ, чтобы создать один фрейм концевой сноски для всего документа. С помощью этого параметра также можно изменить диапазон.
Фрейм концевой сноски.
Выберите этот параметр, чтобы определить, каким образом новый фрейм концевой сноски будет создан при вставке концевой сноски. Выберите На новой странице, чтобы создать фрейм концевой сноски на новой странице для определенного диапазона. Выберите Загрузить курсор размещения, чтобы загрузить курсор размещения при вставке первой концевой сноски для определенного диапазона. Стек помещения может быть расположен в любом месте документа; все концевые сноски в данном диапазоне будут добавлены только в этот фрейм.
Префикс/суффикс
Выберите этот параметр, чтобы в ссылке на концевую сноску и/или в тексте концевой сноски отображались префиксы или суффиксы. Этот параметр особенно удобен для заключения номера концевой сноски в символ (например, «[1]»).
Префикс отображается перед номером (например, «[1»). Введите один или несколько символов или выберите префикс. Чтобы выбрать специальные символы, откройте меню, нажав значок рядом с полем «Префикс».
Суффикс отображается после номера (например, «1]»). Введите один или несколько символов или выберите суффикс. Чтобы выбрать специальные символы,
откройте меню, нажав значок рядом с полем «Суффикс».
Работа с текстом концевой сноски
При редактировании текста концевой сноски следует учитывать следующие рекомендации.
- Концевые сноски создаются в новом фрейме, имеющем графическое украшение в левом нижнем углу. При нажатии графического украшения открывается диалоговое окно «Параметры концевой сноски».
- Фрейм концевой сноски не может быть объединен с другим материалом.
- Концевые сноски в соответствующем фрейме отмечены маркерами концевых сносок. Текст (например, текст названия) можно ввести в фрейме концевой сноски за пределами этих маркеров. Это дополнительное содержимое не относится к концевой сноске.
- Пользователь может вырезать фрейм концевой сноски и вставить его в любом другом месте документа.
- При удалении маркера концевой сноски весь текст, относящийся к концевой сноске, будет удален. Аналогичным образом при удалении текста концевой сноски соответствующий маркер будет удален.
- При удалении всего фрейма концевой сноски все соответствующие концевые сноски будут удалены.
- При удалении всех концевых сносок весь соответствующий текст будет удален. Текст за пределами маркеров концевых сносок не будет удален.
- Можно выделить текст концевой сноски и применить к нему форматирование символов или абзацев. Таким же образом можно изменить внешний вид справочного номера концевой сноски, однако для этого рекомендуется пользоваться диалоговым окном «Параметры концевых сносок документа».
- При вырезании или копировании текста со справочным номером концевой сноски, в буфер обмена попадает также ее текст. При копировании текста в другой документ в концевых сносках будут использованы параметры нумерации и внешний вид макета, заданные для этого документа.
- После очистки изменений и стилей символов в абзаце, который содержит маркер знака концевой сноски, справочные номера сносок теряют атрибуты, которые были применены в диалоговом окне «Параметры концевых сносок документа».
Преобразование сносок и концевых сносок
Чтобы в документе преобразовать сноску в концевую сноску и наоборот, выполните следующие действия.
Наш канал на Youtube
Здравствуйте все, кто работает в Индизайне!
Извещаем вас о том, что на youtube.com работает канал «InDesign Мастерская вёрстки». Там уже размещены более 70 видео с полным описанием как работать с программой DoTextOK. Другие интересные темы, касающиеся работы …
Работа в InDesign
Хитрости и секреты, приемы работы, уроки
Новая версия!
Особенности новой версии Индизайна
Описание плагинов, информация о плагинах для работы с Adobe InDesign
Готовые к использованию скрипты для Adobe InDesign
Описание языка, приёмов и методов программирования для Adobe InDesign
Вы больше не будете ненавидеть эти сноски.
Добавлено iv-mi на 28.05.2009 – 20:00 2 комментария | 46 397 views
Когда-то верстальщики называли самыми трудоемкими элементами книги таблицы и сноски. Версия CS2 программы InDesign сделала работу со сносками увлекательным занятием.
Алексей Забусик
Как практикующему верстальщику мне не стыдно признаться в том, что я начал работать в Adobe InDesign CS2 раньше, чем прочитал о новшествах, появившихся в программе. Коллеги меня поймут. По этой причине мое знакомство со сносками (в Adobe InDesign CS этой функции нет) началось с интриги.
По привычке, размещая в InDesign CS2 сохраненный из Word текст в формате *.rtf, мною с удивлением было обнаружено, что «вордовские» подстрочные примечания не превратились в текстовый довесок в конце публикации, а остались активными после импорта текста! Более того, стили, которыми были оформлены сноски в MS Word (по умолчанию — footnote reference и footnote text), появились в палитрах стилей! Но попытка отредактировать стиль сноски не удалась — ни footnote reference, ни footnote text соответствующему тексту в публикации не присвоены. На этом срочная работа была отложена. Желание разобраться в работе сносок в InDesign CS2 стало непреодолимым.
Результатом этого разбирательства явилась эта статья.
Для коллег, у которых нет времени прочитать статью до конца, сообщу, чтобы импортированные стили сносок были присвоены соответствующим элементам сносок, достаточно открыть Type — Document Footnote Options и указать в окошке Footnote Reference Number in Text стиль footnote reference, а в окошке Footnote Formatting — footnote text.
Прежде чем, говорить о работе программы со сносками внизу текста, скажем, что также есть возможность сохранить сноски в конце издания. Но такой вариант мало чем отличается от обычной верстки, в нем нет той изюминки, для описания которой стоит написать заметку, поэтому эта статья именно о подтекстовых комментариях.
История сносок
Когда сноски приобрели современную форму точно сказать трудно. Фактом остается то, что в изданиях второй половины XIX века они используются широко и повсеместно. Можно считать неоспоримым и то, что сноски в современной своей форме являются разновидностью подстрочного набора. А подстрочный набор имеет богатую историю.
Использование подстрочного текста (чередование строк одного текста между строками другого) известно с донаборной древности. В рукописных изданиях этим приемом пользовались для параллельного размещения текста оригинала и его буквального перевода. Известны также подтекстовки в нотном тексте вокального произведения.
Из наборных произведений с подстрочным набором известна «Комплутенская Библия», где строки латинского перевода даны над оригинальным греческим текстом. Таким образом, выражение «читать между строк» имеет исторические предпосылки для буквального толкования.
Стоит добавить, что во второй половине XX века прием подстрочного набора был взят на вооружение графическими дизайнерами в качестве средства графического оформления текста.
Нет ничего удивительного в том, что в InDesignCS2 работе с подтекстовыми примечаниями было уделено серьезное внимание.
Вот какой интересный комментарий о сносках есть в вышедшей в 2006 году книге Р. Брингхерста «Основы стиля в типографике»:
«…академический обычай помещать примечания внизу страницы или в конце книги отражает общественную и частную жизнь викторианской эпохи, когда кухня была скрыта для глаз, а слуг держали под лестницей. Если позволить примечаниям свободно размещаться на полях — как это было в книгах эпохи Возрождения, — они могут присутствовать там, где они нужны, и в то же время обогащать жизнь страницы. …Примечания на полях (маргиналии) придают больше живости и разнообразия странице; их легко находить и читать. При хорошем макете они необязательно увеличивают объем страницы и стоимость ее печатания».
Как устроена сноска
Сноска состоит из двух взаимосвязанных частей: ссылки — Reference — расположенной сразу за комментируемым текстом, и текста комментария с номером — Footnote — расположенным в нижней части колонки. Сноски, созданные в MS Word импортируются в InDesign, сохраняя при этом свои свойства.
Комментарии размещаются в нижней части колонки. Если набор одноколонный, колонкой является текстовый бокс. Нельзя создать комментарий в верхней части колонки, а в многоколонном наборе нельзя создать комментарий, строки которого растягивались бы на ширину нескольких колонок. Вместе с тем для больших сносок предусмотрена возможность переносить в соседнюю колонку, не уместившиеся в одной колонке, строки комментария.
Сноски к тексту сноски и сноски к тексту в ячейках таблицы создать нельзя.
Нумерация сносок производится автоматически. Последовательность номеров зависит от месторасположения ссылки в тексте, а не от времени ее создания. Создание сноски выше по тексту уже существующей сноски приводит к автоматической перенумерации всех сносок.
Неопытные верстальщики нередко разрывают единый текст на небольшие несвязанные между собой фрагменты. Мое отношение к этому как к произволу оформителя над работой автора косвенно подкрепляется мнением специалистов Adobe. Эффективную работу со сносками в таком случайно разорванном тексте представить трудно: сноски будут создаваться в колонках того текстового бокса, в котором установлена ссылка. А в разрезанном на кусочки тексте это означает — под любым, содержащим ссылку, отдельным фрагментом текста.
Более того, при использовании скрипта пофрейменного разделения текста (Text Frame Divider, доступен на сайте toolbox.rudtp.ru) во фреймах с разорванным текстом нумерация сносок собьется.
Как создать сноску
Как говорилось выше, сноски созданные в MS Word импортируются в InDesign CS2 и сохраняют при этом свои свойства. Не представляет труда создать сноску и непосредственно в InDesign CS2. Причем сделать это можно как на страницах публикации, так и в редакторе материалов (доступ через Ctrl+Y или Edit — Edit in Story Editor).
Рис. 1. Так выглядят сноски в Story Editor
Поставьте курсор после слова, которое требует комментария, выберите в строке меню Type — Insert Footnote и в появившемся поле из буфера обмена или путем набора введите текст комментария. Поле на страницах публикации создается в нижней части колонки, а в редакторе материалов непосредственно за ссылкой. Комментарий привязан к ссылке и будет «кочевать» с ней со страницы на страницу и из документа в документ (через буфер обмена).
Нередко бывает так, что текст комментария велик, а ссылка находится близко к нижнему краю колонки. В этом случае может возникнуть ситуация, когда текст комментария не помещается в одной колонке с основным текстом. Adobe предусмотрел такую ситуацию. Но об этом ниже.
Как отформатировать сноску
Форматирование сносок осуществляется через диалог Document Footnote Options, расположенном в меню Type.
Внесение изменений в настройки окон этого диалога приводит к изменению формата всех существующих сносок, а также распространяется на формат вновь создаваемых сносок.
Диалог Document Footnote Options состоит из двух окон Numbering and Formatting и Layout.
Рис. 2. Диалог Footnote Options
Numbering and Formatting позволяет настраивать способ нумерации сносок, а также форматировать ссылки и текст комментариев.
1. Numbering
а) Style — этот раскрывающийся список предлагает способ нумерации сносок. Нумерация может осуществляться арабскими и римскими цифрами, минускульными римскими цифрами, нечитаемыми текстовыми символами, прописными или строчными латинскими литерами, а также звездочками.
б) Start at — позволяет назначить номер, с которого начнется нумерация сносок. Эта возможность незаменима при работе над книгой (Book), состоящей из нескольких документов *.indd с единой нумерацией подстрочных примечаний.
в) Restart Numbering Every — позволяет настроить обновление нумерации сносок в пределах одного документа. Сноски могут заново нумероваться с каждой страницы (Page), с каждого разворота (Spread) или с началом нового раздела (Section), который определяется в диалоге Layout — Numbering & Sections Options.
г) Show Prefix/Suffix in — настройка этой опции позволяет добавить перед (Prefix), после (Suffix) или и перед, и после номера сноски любые введенные с клавиатуры или выбранные из выпадающего меню символы, а также их комбинацию. Применить Prefix/Suffix можно как к ссылке, так и к номеру комментария. Для применения префикса/суффикса только к ссылке, выберите Footnote Reference, к номеру комментария — Footnote Text, а для применения префикса/суффикса и к ссылке, и к номеру комментария выберите Both Reference and Text. Эта опция незаменима для установки пробела между текстом и номером сноски, а также для создания номеров сносок вида 1), [1] и т. п.
2. Formatting
a) Footnote Reference Number in Text — содержит набор установок для форматирования ссылок. В строке Position задается регистр ссылки («верхний индекс», «нижний индекс» или «нормальный»). В строке Character Style указывается стиль символа ссылки. Следует иметь в виду, что регистр, определенный в строке Position доминирует над регистром, определенном в стиле символа. Например, если в стиле символа задан верхний индекс, а в Position — нижний, ссылка будет набрана в нижнем регистре.
Ссылку можно оформить без использования верхнего или нижнего регистра путем смещения базовой линии и изменения размера шрифта. Для этого задайте необходимые установки в стиле символа, который указан в строке Character Style, а в строке Position выберите Normal.
Присвоение ссылке стиля символа напрямую (не через диалог Document Footnote Options) отменяет для выбранной ссылки все остальные установки.
б) Footnote Formatting — содержит набор установок для форматирования текста комментария. В строке Paragraph Style выбирается стиль абзаца для комментария. А в строке Separator — разделитель между номером комментария и остальным его текстом.
Следует обратить внимание, что по умолчанию номер комментария в верхнем регистре не набирается. Отформатировать номер комментария можно, задав в стиле параграфа Nested Style. В качестве Nested Style удобно использовать стиль символа, созданный для ссылки. Для этого достаточно открыть окно редактирования стиля абзаца для комментария, войти в диалог Drop Caps and Nested Styles, выбрать в качестве вложенного стиля стиль ссылки, а в качестве ограничителя диапазона применения Nested Style — тот же Separator, который был задан в Footnote Formatting. Остается добавить, что для замены разделителя следует сначала удалить (или выделить) существующий разделитель, а затем выбрать новый. В противном случае в окошке Separator окажется не один, а несколько символов.
Рис. 3. Закладка Drop Caps and Nested Styles диалога Paragraph Style Options
Второе окно диалога Document Footnote Options — Layout — выполняет настройку размещения комментариев в колонке, а также позволяет настраивать отбивки и форматировать линейки, отделяющие комментарии от основного текста документа.
3. Spacing Options
а) Minimum Space Before First Footnote — в этой строке задается минимальная отбивка первой строки комментария от последней строки основного текста документа. Любые установки в стиле абзаца для этой отбивки игнорируются.
б) Space Between Footnotes — определяет отбивку между комментариями различных сносок. Это значение не распространяется на абзацы внутри одного комментария. Для абзацев внутри одного комментария можно использовать отбивки, заданные в стиле абзаца.
4. First Baseline Offset — определяет минимальное значение отбивки между линейкой и комментарием. Возможны следующие варианты точки отсчета величины этой отбивки:
Ascent — при нулевом значении Min линейка расположена на высоте кегля шрифта, которым набран комментарий (высота прописной литеры плюс заплечики);
Cap Height — при нулевом значении Min линейка расположена на высоте прописной буквы шрифта, которым набран комментарий;
Leading — при нулевом значении Min линейка расположена над базовой линией шрифта, которым набран комментарий, на величину равную интерлиньяжу комментария;
x Height — при нулевом значении Min линейка расположена на высоте строчной буквы (без выносных элементов) шрифта которым набран комментарий;
Fixed — при нулевом значении Min линейка расположена на базовой линии первой строки комментария.
5. Placement Options
а) Place End of Story Footnotes at Bottom of Text — запрещает размещение строк комментария более чем в одной колонке. При выборе этой опции весь текст комментария будет находиться в одной колонке со ссылкой. Если комментарий не помещается в колонке, происходит следующее. Основной текст разрывается по строке, содержащей ссылку неразмещенной сноски, и переносится в следующую колонку. В нижней части новой колонки и размещается комментарий.
б) Allow Split Footnotes — разрешает размещение строк комментария более чем в одной колонке. Выбор этой опции не мешает регулировать распределение фрагментов комментария по разным колонкам. Это осуществляется при помощи Keep Options и команд из списка Insert Break Character (доступ через меню Type или через выпадающий при нажатии на правую кнопку мыши список) . Keep Options можно назначать как каждому абзацу индивидуально (доступ через угловой маркер палитры Paragraph), так и задавая необходимый атрибут в свойствах стиля абзаца.
6. Rule Above — определяет местоположение, размер и внешний вид линейки, отделяющей комментарий от основного текста.
Обратите внимание, что значения для линейки над первой строкой комментария и для линейки, отделяющей продолжение комментария, перенесенного в другую колонку задаются поочередно в одном и том же окне. Выбирая First Footnote in Column и Continued Footnotes, задаются атрибуты сначала для линейки над первой строкой комментария, затем — для линейки, отделяющей продолжение комментария, перенесенного в другую колонку. Атрибуты линейки очень похожи на атрибуты Paragraph Rulers (доступ через угловой маркер палитры Paragraph или через окно редактирования стиля абзаца). Различие в том, что задать линейку можно только над первой строкой комментария. Кроме этого возможности по форматированию линейки над первой строкой комментария шире, чем для линейки над продолжением этого комментария. В случае использования пунктирной линии для First Footnote in Column есть возможность раскрасить штрихи и промежутки в разные цвета. При работе с линейкой для Continued Footnotes эта опция недоступна.
Отдельно хочется сказать об использовании атрибута Overprint для линеек. При использовании пунктира Overprint присваивается отдельно для штрихов и промежутков. Комбинируя наложение красок, можно добиться интересных эффектов (на экране результат виден только при выбранной команде View — Overprint Preview). Но следует помнить, что для работы с Overprint требуются определенные профессиональные навыки. В частности известны случаи, когда присвоение Overprint белому цвету приводило к сбою при печати в файл.
Кнопка Preview в левом нижнем углу обеих окон диалога Document Footnote Options значительно упрощает работу пользователя, предоставляя возможность, не закрывая диалога, наблюдать результат применения выбранных установок.
Как удалить сноску
Чтобы удалить сноску достаточно удалить ссылку, расположенную в основном тексте. При этом происходит автоматическая перенумерация оставшихся сносок диапазона. В случае удаления комментария, структура сноски сохраняется. Если случайно был удален номер комментария, достаточно поставить на его место курсор, нажать правую клавишу мыши и выбрать из выпадающего списка Insert Special Character — Footnote Number.
Некоторые советы по работе
со сносками
- Когда курсор находится в тексте комментария, команда Edit — Select All выделяет все абзацы комментария только этой сноски, и никакой другой.
- С помощью клавиш навигации курсора (стрелок) можно перемещаться между комментариями, расположенными как в одной колонке, так и в разных колонках на разных страницах.
- При работе с текстом в Story Editor можно раскрыть комментарий одной сноски, щелкнув по пиктограмме сноски. Чтобы раскрыть (спрятать) все комментарии одновременно, используется команда View — Story Editor — Expand (Collapse) All Footnotes.
- При копировании через буфер обмена основного текста, содержащего ссылку, вся структура сноски, включая комментарий, также копируется. При вклеивании из буфера обмена основного текста, содержащего ссылку, в другой документ сноска форматируется в соответствии с настройками этого документа.
- Установки обтекания текста, заданные в палитре Text Wrap, на сноски не распространяются.
- Вертикальную выключку и привязку текста к базовым линиям для сносок задать нельзя.
- Сноски нельзя разметить тегами с помощью палитры Tags.
- При открытии документа InCopy CS2 в InCopy CS сноски теряются.
Оригинальное оформление подстрочных примечаний
при помощи Anchored Object
Добиться размещения подстрочных примечаний на полях издания, как об этом рассказано во врезке «История сносок», можно, используя диалог Anchored Object. Сносок, в исходном понимании уже не будет, но привязка текста комментария к комментируемому слову останется. К слову сказать, с помощью Anchored Object можно добиться и упомянутого во врезке чередования строк одного текста между строками другого, причем второй текст будет привязан к определенному месту первого.
Рис. 4. Диалог Insert Anchored Object
С помощью диалога Insert Anchored Object (доступ: Object — Anchored Object) создадим текстовый бокс, привязанный к комментируемому слову. В этот бокс переместим текст комментария. В тексте комментария вручную поставим его номер и разделитель, который указан при создании Nested Style того Paragraph Style, которым, оформлен текст комментария. Кроме этого в диалоге Document Footnote Options по закладке Layout — Rule Above отключим Rule On (в противном случае в нижней части колонки основного текста останется линейка). В результате получился привязанный к комментируемому слову комментарий, который возможно передвинуть в любое место страницы. Причем сделать это можно как вручную прямым перетаскиванием, так и точно установив координаты по закладке Options — Anchored Position диалога Anchored Object.
Рис. 5. Диалог Anchored Object Options
Примером современной публикации, в которой сноски размещены на полях, служит изданная в 2004 году издательством «АСТ» книга А. Брема «Жизнь животных». Но в какой программе версталась книга, неизвестно.
Правила набора сносок
Во времена капитализации полиграфического производства были разработаны правила набора — ряд прямых инструкций, призванных упростить наборный процесс. Однако считать это «конвейеризацией» работы типографа нельзя, т.к. правила набора были разработаны на основе вековых традиций. Представляется разумным напомнить некоторые правила набора, которые касаются нашей темы. Вот некоторые тезисы и прямые инструкции по набору и верстке сносок:
— ссылки набираются в верхнем индексе, чтобы читатель имел возможность принять или отклонить предлагаемый комментарий;
— номера комментариев набираются тем же шрифтом (гарнитура, кегль, начертание), что и сами ссылки, чтобы облегчить читателю поиск предлагаемого текста;
— кегль шрифта сносок должен быть заметно меньше (например, на 2 пункта) кегля основного набора;
— ссылки должны быть отбиты на 2 п. от слова, к которому они относятся, но не от точки или запятой. Номера комментариев выравнивают и отбивают от начала комментария полукегельной;
— комментарии с большим количеством дат, имен и названий рекомендуется набирать без выключки строк (выключка по левому краю);
— заверстывают комментарии в нижней части текстовой колонки с отбивкой и линейкой. Отбивка от текста (включая линейку) составляет 12 пунктов, если комментарий однострочный, 14 пунктов, если двухстрочный и 16 пунктов, если трехстрочный. Отбивка вместе с комментарием и линейкой должна быть по высоте кратна кеглю основного шрифта;
— если текст комментария велик и не умещается на одной странице, возможен его перенос на другую страницу, но при этом текст разбивается таким образом, чтобы читателю было очевидно, что текст на первой странице не окончен. Добиться этого можно путем разделения переносом последнего слова текста на первой странице комментария;
— комментарии на неполных спусковых полосах заверстывают непосредственно под основным текстом (а не внизу полосы);
— если на полосе содержится несколько ссылок, обозначенных звездочками, в комментарии звездочки выравнивают по правому краю;
— если на полосе более трех сносок, то в качестве ссылок рекомендуется использовать не звездочки, а цифры.
В правилах набора можно найти также рекомендации по длине линеек, отступов для них слева и справа и др.
Отделяя сформировавшиеся на протяжении веков традиции от пережитков, связанных с несовершенством технологии прошлого, из ознакомления с правилами набора можно извлечь практическую пользу.
На мой взгляд, традицией в Adobe InDesign CS2 можно считать использование круглой или кегельной . Это не только размер фиксированного пробела ( Em Space ), но и своеобразная, точка отсчета, привязанная к кеглю шрифта. При изменении кегля, изменяется и значение круглой. В долях круглой, в частности, устанавливаются значения кернинга. Изначально, круглая шпация — это пробельный элемент ручного набора, по ширине равный высоте кегля шрифта.
Заключение
В начале работы над статьей предполагалось поделиться с коллегами впечатлениями от освоения нового инструмента, значительно облегчившего жизнь верстальщикам, а в результате получилась достаточно живая (в сравнении с текстом справочной системы) инструкция по пользованию всеми настройками управления сносками. Но если вы дочитали статью до конца, то хочется верить, что когда очередной работой будет книга или статья со сносками, вы уже не удовлетворитесь стандартным решением, предлагаемым программой, а будете осмысленно экспериментировать с настройками, добиваясь нужного результата.
Алексей Забусик , г. Севастополь
Читайте также статью Алексея о работе с оглавлением в программе InDesign
Статья Примечания разные нужны, примечания разные важны в журнале Publish (№2, 2002)
Офисные правила: работа с большими документами
Рано или поздно любой пользователь Microsoft Word сталкивается с проблемой редактирования большого документа. Быть может, начальник поручил вам работу над огромным проектом или вы сами решили написать книгу страниц эдак на триста-четыреста. Для того чтобы успешно справляться с большими документами, нужно знать некоторые хитрости и владеть определенными навыками, иначе ничего не получится.
Приведем такой пример: некоторые наши знакомые при написании рефератов всегда создавали сноски вручную, т.е. проводили линию в конце страницы и записывали под ней название и страницу книги. Такой способ их вполне устраивал, ведь сносок было не более пяти-шести, и в случае необходимости их можно было подкорректировать. Но уже при написании дипломного проекта стало понятно, что так вводить сноски ужасно неудобно. Диплом — это большая работа, в которую нужно постоянно вносить изменения, что-то исправлять или дописывать в середине текста. Поэтому все сноски, выставленные вручную (а их тут было несколько десятков), «съезжали» при каждой попытке редактирования текста. Кроме того, когда какая-нибудь сноска убиралась или добавлялась, приходилось вручную менять нумерацию.
Ввод сносок — это не единственная проблема, которая может возникнуть при работе с большими документами. Рассмотрим все по порядку.
Раз уж мы заговорили о сносках, с них и начнем. В Microsoft Word есть возможность создавать сноски автоматически. Основная прелесть такого способа состоит в том, что программа сама разместит сноску внизу страницы, выберет для нее подходящий размер шрифта и сохранит нумерацию, если в документе произойдут какие-нибудь изменения. Сноска состоит из двух частей: текста и ссылки в виде числа возле какого-нибудь слова документа. В зависимости от того, где помещается текст, сноски могут быть двух типов: обычные (когда текст помещается на той же странице, что и ссылка) и концевые (когда текст расположен в конце документа, главы и т.д.).
Для того чтобы создать сноску, нужно поместить курсор в то место документа, куда следует установить ссылку, и выполнить команду Вставка-Ссылка-Сноска (Insert-Reference-Footnote) (рис.1). Далее выберите тип сноски. Текст обычной сноски может располагаться на нижнем поле страницы (опция Внизу страницы (Bottom of Page)) или же в основном тексте ниже последней строки той страницы, на которой расположена ссылка (опция Внизу текста (Below Text)). Концевая сноска может быть расположена в конце документа (End of Document) или в конце раздела (End of Section). В разделе Формат (Format) можно выбрать способ нумерации сносок. Обычно это арабские цифры, но вы можете установить любые другие символы. Также тут устанавливается символ, с которого нужно начинать нумерацию. Когда вы закончите настройку, нажмите кнопку Вставить (Insert) и переходите к вводу текста сноски. Помните, что, если он будет слишком велик, Microsoft Word перенесет его на следующую страницу. Если вы работаете в режиме Разметка страницы (режим отображения можно выбрать в меню Вид), текст сноски будет отображаться в процессе вашей работы. Если же вы находитесь в режиме Обычный, текст сноски будет отображаться на области сносок и исчезнет, как только вы закончите редактирование и нажмете кнопку Закрыть в верхней части области. Далее вы сможете просмотреть текст, наведя курсор на значок ссылки (он отобразится в виде экранной подсказки). Если нужно отредактировать текст сноски, перейдите в режим Разметка страницы. Вы сможете его форматировать и исправлять, как обычный текст. Чтобы сделать это в режиме Обычный, дважды кликните по значку ссылки. Так вы получите доступ к области сносок. Значок ссылки можно перемещать по тексту, как любой символ или выделенный фрагмент текста. Вместе с ним будет перемещаться и текст сноски. Чтобы удалить сноску, нужно выделить значок ссылки и нажать кнопку Del.
Остается только добавить, что, если вы часто пользуетесь сносками, не лишним будет вынести соответствующую кнопку на Панель инструментов. Для этого выполните команду Сервис-Настройка-Команды-Вставка-Сноска (Tools-Customize-Commands-Insert-Footnote) (рис.2) и перетащите значок сноски на любое удобное место на панели инструментов.
Одним из атрибутов больших документов является наличие колонтитулов — верхних и нижних. Они представляют собой текст или графические изображения (а иногда и то, и другое), которые помещаются в верхней и нижней части каждой страницы. При этом такой текст может быть одинаковым для группы страниц. Колонтитулы можно использовать для нумерации страниц, вывода названия раздела, главы, вашего имени и фамилии, названия организации, текущей даты или времени и т.д. Кроме того, в Microsoft Word имеются элементы автотекста, специально предназначенные для колонтитулов. Эти элементы оформления позволяют читателю (впрочем, и автору тоже) быстрее ориентироваться в документе.
Для того, чтобы создать колонтитулы, выполните команду Вид — Колонтитулы (View — Header And Footer). Программа перейдет в режим разметки страницы и автоматически создаст верхний и нижний колонтитулы. Курсор переместится в верхний. Одновременно с этим возникнет панель инструментов Колонтитулы (Header And Footer) (рис.3). Она может существенно облегчить работу, т.к. на нее вынесены основные функции, которые могут вам понадобиться. Эта панель поможет быстро изменить параметры и номер страницы, перейти от верхнего колонтитула к нижнему, вставить текущую дату и время, автотекст. Последняя опция позволяет вставить, например, дату создания или дату печати файла, его имя или полный путь к нему на диске. Кнопка Основной текст поможет сосредоточиться на тексте колонтитула, убрав из поля зрения весь остальной документ.
Для того, чтобы можно было легко регулировать расположение текста, в областях верхнего и нижнего колонтитулов Microsoft Word автоматически создает две настраиваемые метки табуляции. Одна из них располагается посередине и служит для выравнивания текста по центру, другая справа — с ее помощью текст выравнивается по правому краю. Ввод, редактирование и оформление текста колонтитула выполняется так же, как и при вводе текста в документ.
Если вы используете колонтитулы для нумерации страниц, обратите внимание на то, что, если документ будет переплетен, колонтитулы четных и нечетных страниц должны отличаться. Первые обычно выравниваются по левому краю, последние же — по правому. Для того, чтобы создать разные колонтитулы для четных и нечетных страниц, выполните команду Файл — Параметры страницы (File — Page Setup). Перейдите на вкладку Источник бумаги (Layout) и в разделе Различать колонтитулы (Headers And Footers) поставьте галочку напротив строчки «четных и нечетных страниц» (different odd and even).
Когда работа с колонтитулами будет завершена, закройте панель инструментов при помощи соответствующей кнопки. Если позже их нужно будет отредактировать, дважды кликните левой кнопкой мыши по области колонтитулов, и панель появится снова. Размеры колонтитулов можно регулировать вручную, перетаскивая указатель мыши, или же в окне Параметры страницы (Page Setup) на вкладке Источник бумаги (Layout). Чтобы удалить колонтитул, нужно просто удалить весь текст, который в нем расположен. При этом лучше включить отображение непечатаемых символов (), т.к., если в области колонтитула остались пробелы или метки конца абзаца, он удален не будет.
Как показывает практика, любой творческий проект, будь то статья, книга или план рекламной кампании, должен быть прочитан и обсужден как минимум двумя людьми, а потом уже «выпущен в свет». Так происходит потому, что сам автор не может посмотреть на свой текст «со стороны» и объективно его оценить. Для того чтобы не запутаться в правках, в Microsoft Word предусмотрена возможность работы в режиме записи исправлений. В этом режиме можно записать комментарии, вставки, удаления, дополнения, произведенные в документе. Соответствующие фрагменты текста отмечаются датой, временем, инициалами автора. Если исправления вносились разными людьми, они выделяются цветом. Таким образом, если у автора текста возникнут вопросы или возражения, он сразу будет знать, к кому ему обратиться за пояснением.
Режим исправлений активируется выполнением команды Сервис — Исправления (Tools — Track Changes) или же сочетанием клавиш Ctrl+Shift+E. Когда режим будет включен, в нижней части окна программы загорится индикатор ИСПР (TRK). Также появится панель инструментов Рецензирование (Reviewing). Кнопки этой панели и помогут быстро работать с исправлениями, вставлять, удалять, перемещать текст или графику. Также можно менять форматирование документа. Чтобы перейти в режим записи исправлений, нажмите кнопку Исправления (Track Changes). В раскрывающемся списке Отобразить для проверки (Display For Review) появится элемент Исправления в измененном документе (Final Showing Markup). Если в списке Показать (Show) убрать галочку напротив строки Добавления и удаления (Insertions And Deletions), то можно отслеживать произведенные изменения без отображения исправлений на экране. В списке Отобразить для проверки можно также выбрать такие варианты отображения исправлений:
• Измененный документ (Changes Without Highlighting) — отображение документа так, как он будет выглядеть после принятия всех исправлений.
• Исправления в исходном документе (Changes With Highlighting) — если в списке Показать (Show) поставить галочку напротив строки Добавления и удаления (Insertions And Deletions), то можно наблюдать все исправления в исходном документе.
• Исходный документ (Original) — образец того, как документ будет выглядеть после отклонения всех исправлений.
На панели Рецензирование есть также такие команды, как Вставка и просмотр примечаний, Принятие и отказ от исправлений, Выделение текста цветом.
После нажатия кнопки Назад (Previous) или Далее (Next) будет выделено целиком одно исправление до или после места установки курсора. Кем и когда внесено исправление, отображается в Области проверки. Для ее отображения в раскрывающемся списке Показать (Show) поставьте галочку в Области проверки (Reviewing Pane). В этой области также отмечается, кем и когда внесены исправления (рис.4).
Вы можете согласиться или отвергнуть правки, нажав на кнопку Принять исправления (Accept Change) или Отклонить примечание об изменении или удалении (Reject Change/Delete Comment). Чтобы принять все исправления, выберите в раскрывающемся списке Применить все изменения в документе (Accept All Changes In Document). После нажатия на одну из этих кнопок отметки исправлений будут удалены. Кнопка Создать примечание (New Comment) позволяет создать Звуковое примечание (Voice Comment).
Фамилия редактора, вносящего исправления в документ, должна быть указана на вкладке Пользователь (User Information) в диалоговом окне Параметры (Options). Это окно отображается на экране после выполнения команды Сервис-Параметры (Tools-Options). Кем и когда внесены изменения, можно также увидеть в окне, которое возникает при подводе указателя к исправлению.
Продолжение следует.
Сергей БОНДАРЕНКО,
Марина ДВОРАКОВСКАЯ,
blackmore_s_night@yahoo.com
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2003 год в рубрике soft :: текст