Проблемная Ситуация
Проблемная Ситуация Проблемная ситуация — осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности — в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.
Психологический словарь . 2000 .
- Проблема
- Проблемное Обучение
Смотреть что такое «Проблемная Ситуация» в других словарях:
- проблемная ситуация — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение) 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; … Большая психологическая энциклопедия
- ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Совокупность условий (речевых и неречевых), стимулирующих учащихся на совершение действия, заданного содержанием ситуации. П. с. может быть речевой, если вызывает ту или иную речевую реакцию. Различают объективную П. с. –… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
- ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с. это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
- Проблемная ситуация экологическая — (см. Ситуация проблемная экологическая) … Экология человека
- Проблемная ситуация — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение) 1. содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность личности или группы; 2. психологическая… … Педагогический терминологический словарь
- Проблемная ситуация — особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
- Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи … Словарь-справочник по педагогической психологии
- ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда он не может достичь цели известными ему средствами и способами … Профессиональное образование. Словарь
- Проблемная ситуация — содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
- ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — (от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение) 1) соотношение обстоятельств и условий, в к рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий… … Педагогический словарь
Что является проблемной ситуацией
Проблемная ситуация, проблема, виды проблем. Творчество как процесс постановки и решения проблем
Пробле́ма — положение, объект , который создаёт затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или недостатком чего-либо для сознания субъекта, например: процессора ( движителя , калькулятора , компьютера , специалиста ), знаний , ресурсов , регламента (упорядоченности, алгоритма , программы) и побуждает к действию или ограничивает его и соответственно неразрешён или нежелателен. В природе, вне деятельности человека, проблемы находят естественное разрешение и в последовательности движения форм материи есть этап в наблюдениях формализуемый человеком. Отличие природного процесса, разрешение проблемы как результат законов природы. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа , оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа ( решение проблемы ) с проверкой и подтверждением опытом. В природе это: вода течёт вниз, ветер качает деревья, вода камень точит. и др., что естественно и непротиворечиво. Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи . Совокупность возможных вопросов взаимосвязанных объектом рассмотрения называется проблематикой.
Проблемная ситуация :
1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы;
2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.
П. с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в П. с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в «окружение» субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие индивида. П. с. является одним из центральных понятий проблемного обучения.
Виды проблем
по возможности прогноза
· плохо прогнозируемые, например, землетрясения или падение метеорита
· прогнозируемые, например, глобальное потепление
по сложности
· проблемы решаемые через решение большого количества других проблем, например, нераспространение ядерного оружия
· проблемы быстро решаемые, например, переход через улицу
Наука есть деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания),а,соответственно контроля ,прогнозирования, управления явлениями , процессами , событиями . Следует отличать научную деятельность от научного знания. Научной деятельностью занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания занимаются учёные путём образования (обучения). Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Задачи науки и образования различаются в производстве знания и производстве (воспроизводстве) образованных специалистов — учёных. Многие учёные-исследователи формируют школы , направления научно-практического характера.
Научная проблема — это осознание, формулирование концепции о незнании. Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению. При введении в культуру русского языка понятие «проблема» претерпело трансформацию. В западной культуре проблема — задача требующая решения. В русской культуре проблема — стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в постановке задачи (перечень условий, параметров , краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).
Проблема и проблематика не есть научное знание, но при формулировании дефиниций , тезауруса , идей, концепций выполняется основополагающаяметодология науки: описание, персонификация (поименование), классификация проблем, задач, направлений, объектов, что является постановочной частью (целеуказанием) для стратегии поисковых работ и практической проверке гипотез , концепций, идей.
Проблема это препятствие на пути к достижению поставленной цели .
Для решения проблемы требуется провести её анализ и учитывать в проекте как текущие условия, так и риски.
Проблемной называется ситуация, когда деятельность не реализуется принятыми ранее способами, и достижения результата деятельности в изменившихся условиях непрогнозируемо (затруднено или исключено).
Анализ проблемы должен формулироваться так, чтобы лицо, на которое адресуется проблема, могло оперативно принять решения. Т. е. должна быть видна корневая причина, а описание должно быть полным, непротиворечивым и достоверным, что бы управляющий мог по реальным ресурсам и обстоятельствам скоординировать изменения в проекте с достижением конечного результата.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
состояние объекта психологического исследования, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Проблемная ситуация
противоречие в жизненной ситуации, выделяемое человеком, который при этом выступает в качестве субъекта жизнедеятельности, а жизненная ситуация — се объекта.
Проблемная ситуация
это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную активность в поиске новых знаний или принципов действий, а также построения новых его способов.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
(греч.— задача) — наиболее частый вид психологической ситуации, одно из обстоятельств которой осознается (или заранее поставлено) как вопрос, на который должен быть получен ответ путём анализа и понимания всей ситуации.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.
Проблемная ситуация
Словообразование. Происходит от греч. problema — задача.
Категория. Осознание проблемы.
Специфика. Возникает при выполнении практического или теоретического задания, в котором выясняется, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и возникает субъективная потребность в новых знаниях, реализующаяся в целенаправленной познавательной активности.
СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
ситуация, содержащая в себе сложную, спорную, трудноразрешимую проблему, которую должен решить испытуемый. С.п. могут быть различными: учебными, социальными и т. п. Учебная С.п.-это, например, такая ситуация, которая возникает в процессе обучения и включает проблему познавательного характера, связанную с приобретением новых знаний, умений и навыков. См. проблема, ситуация.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
(от греч. problema – задача и лат. situatio – положение) – 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в к–рых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта и объекта познания. Объективация неизвестного в П.с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. П.с. является одним из центральных понятий проблемного обучения.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
от позднелатинского problēma, из греческого πρόβλημα – «брошенное вперёд, поставленное впереди» – совокупность неожиданных обстоятельств, создающих условия, при которых возникают большие сложности или невозможность выполнения поставленной задачи. Для человека П.с. связана не только с возникшими трудностями, но и с недостаточностью знаний, умений и навыков, а также выработанной ранее формой поведения или реализации цели. П.с. вызывает появление потребности в мобилизации волевых усилий, активизации психических процессов и поиск неизвестных знаний и способов поведения для разрешения возникшего противоречия, чаще всего, проявляющегося в сложных или экстремальных условиях. Степень сложности П.с. зависит не только от объективных параметров действительности, а и от психологической готовности и возможности субъекта осуществить данный вид деятельности в условиях неожиданных изменений, возможно, опасных или экстремальных по своей природе.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с.— это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Под проблемой обычно понимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: 1) цель, т. е. ориентировочную основу для решения задач; 2) условия, в которых задается данная цель; 3) потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Проблемы нет там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. П. с. часто возникают в деятельности операторов игровых систем управления, операторов-руководителей, операторов-исследователей.
СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается общение, поведение или деятельность индивида, группы. С. п. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание кем-л. противоречия в процессе деятельности или общения приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация трудности как неизвестного варианта решения проблемы в С. п. осуществляется в форме вопроса, заданного себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом С. п. В ходе взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в окружение субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к др. человеку.
СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из центральных понятий обучения проблемного.
1. Содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в коих разворачивается деятельность индивида или группы.
2. Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.
Ситуация проблемная (=> проблема) характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по содержанию среду. Осознание некоего противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить задание на базе ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, кое позволило бы разрешить возникшее противоречие.
Объективация неизвестного в ситуации проблемной реализуется в форме вопроса, заданного самому себе и становящегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании о предмете, способе или условии действия, идет продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в «окружение» субъекта входят не только объекты, но и среда социальная, генетически Первичной является постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредующему своей активностью развитие индивида.
5.4.4. Проблемная ситуация как основной элемент технологии проблемного обучения
Проблемная ситуация является основным элементом технологии проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление и т.д.
Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (учащийся) хочет решить трудные для себя задания, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности.
Проблемная ситуация включает в себя следующие три компонента:
- необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия;
- неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации;
- возможности учащихся при выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии «тайны» неизвестного [2].
Компоненты психологической структуры проблемной ситуации характеризуют и внутренние условия мышления. В силу этого проблемная ситуация возникает только при наличии определенных внутренних условий мышления. Это положение имеет важное значение для педагога. Проблемная ситуация по своей психологической структуре, как и мышление, представляет довольно сложное явление и включает в себя не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную (потребности, возможности субъекта) сферу. Исходя из этого, А.М. Матюшкин определяет проблемную ситуацию как особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.
Проблемная ситуация в педагогике (в отличие от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).
Чтобы проблемная ситуация стала дидактическим инструментом педагога, необходимо знание типов проблемных ситуаций. Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:
- при столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
- при организации практической работы учащихся;
- при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
- при побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;
- при исследовательских заданиях [24].
Необходимо отметить, что не слишком трудное, не слишком легкое, среднее по уровню трудности задание не вызовет проблемной ситуации.
В качестве проблемных заданий могут служить вопросы, учебные задачи и практические ситуации. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Само по себе проблемное задание не является проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.
Итак, данный вид технологии обучения:
- стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся;
- развивает интуицию и дискурсивное (insight – проникновение в суть), конвергенционное («открытие») и дивергенционное («создание») мышление;
- учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач [2].
Внедрение технологии проблемного обучения в учебно-познавательный процесс имеет определенные сложности. Основные трудности связаны с большой затратой времени для постановки и решения проблем, создания самой проблемной ситуации и предоставления возможности самостоятельного решения последней каждым учащимся. Данная технология обучения таит в себе естественный процесс разделения учащихся на самостоятельных и несамостоятельных.