Как перестать беспокоиться и начать правильно снимать на фантом
Вы сняли с коптера красивейшие и плавные пролеты, а после монтажа всё дёргается? Если исходное видео вызывает восторг, а результат — слёзы, то, возможно, проблема в неправильном режиме съемки.
На примере DJI Phantom 3 Professional посмотрим доступные режимы съемки.
Если открыть список всех доступных, то сложно определить какой использовать режим — их очень много: 24, 25, 30, 48, 50, 60 кадров в секунду.
Однако, и тут всё не так просто. Если посмотреть в свойства отснятых файлов, то вместо 24, 30, 48 и 60 мы увидим там 23.976, 29.97, 47.952 и 59,94. И, хотя отличие аж в сотых долях, при неправильных настройках монтажа мы получим подергивания. Проверено на личном опыте.
Тут стоит отметить, что при монтаже съемки с воздуха не используется аудиодорожка и поэтому в большинстве редакторов это очень просто поправить. Но это тема отдельной статьи.
Так какую же выбрать частоту кадров? Стандарты
Зачем все эти 23.976, 24, 25, 29.97 и почему нельзя выбрать другие? Откуда такие странные дробные числа?
- 24/48 кадров используется в кинематографе
- 25/50 (PAL/SECAM) при вещании ТВ в Европе и России
- 23.976, 47.952 и 29.97, 59.94 (NTSC) при вещании ТВ в США и Японии — на телевидении
Поэтому если материал, который вы снимаете, используется в репортаже на ТВ, то стоит использовать 25 или 50 кадров в секунду.
Так какую же выбрать частоту кадров? Битрейт
Помимо разрешения на качество картинки влияет еще и битрейт (bitrate), т. е. количество информации для хранения одной секунды видео. При этом у фанта битрейт зависит от разрешения, но реальное разрешение может быть ограниченно качеством оптики, что наглядно демонстрируется в следующем видео.
Видео кодек Ambarella A9 установленный на третьем фантоме позволяет кодировать 4K видео с битрейтом 100Мбит/с. Однако DJI ограничила данное значение на 60 Мбит/с у PRO версии. И, вряд ли, это связано со скоростью работы карт памяти — 12,5 Мбайт/с могут писать даже недорогие карты памяти, но что есть, то есть и из этого и будем выбирать.
Ниже приведена сводная таблица зависимости битрейта DJI Phantom 3 Pro от частоты кадров и разрешения (версия прошивки 1.6).
Как видно, помимо 4K видео с 60Мбит/с присутствует при съемке в 1080 и 60 кадров/с.
Тут возникает вопрос: «Зачем нам снимать с разрешением больше FullHD, если оборудования для просмотра такого контента почти нет?». Ответ: для монтажа видео. Часто на монтаже приходится обрезать кадр, или увеличивать масштаб для фиксирования положения какого-то объекта в нем, и съемка в FullHD не оставляет запаса по разрешению. Но при этом удельный битрейт (бит на пиксель) видео с большим разрешением — ниже. Хм… Чувствуется рука маркетологов. По факту, если нужен кроп, можно снимать в 2,7K. Если высокая частота кадров, то 1080p 60fps. В подтверждение ролик про сравнение качества видео 1080, 2704, 4096 на 25 кадрах/с.
Так какую же выбрать частоту кадров? Плавность
Бытует миф, что человек различает лишь 24 кадра в секунду. На самом деле, человек способен различить значительно более быструю смену кадров. Причина выбора 24 кадров в секунду, опять же, историческая, это компромисс между плавностью, экономией пленки и качеством звука на оптической фонограммы.
Пример оптической фонограммы на кинопленке.Как не трудно догадаться частота кадров напрямую влияет на плавность видео. Причем если на наземной съемке зачастую отдаётся предпочтение 24 кадрам из-за «киношной картинки» и фокусе на съемке людей, то на панорамных кадрах, которых в воздушной съемке с избытком, плавности явно не хватает.
Понять насколько сильно дергается 24 кадра можно по этой ссылке.
Так какую же выбрать частоту кадров? Совмещение оборудования
Правило помогающее избежать заморочек:
- если в ролике используется видео не только с коптера, то хорошим правилом будет снимать с одинаковой (или кратной) частотой кадров на всём оборудовании.
Что-то типа выводов
Таким образом, когда мы выбираем необходимую частоту кадров, нам нужно ответить для себя на множество вопросов. И получить нужный для себя ответ, который, однако, не будет универсальным.
Также стоит помнить, что многие ошибки можно исправить на постпродакшене, и самое страшное, если попадется незнающий монтажник, который убьёт всё качество видео. С нами такое, к сожалению, было несколько раз.
Однако, гораздо хуже если дрожит исходный материал, чтобы не допустить этого прочтите вот эту статью.
По выбору разрешения и битрейта вопрос остаётся открытым, но отмечу 3 режима:
- 2,7K 24 кадра/с, если необходимо кадрирование
- 1080 30 кадров/с, как имеющий наибольший удельный битрейт
- 1080 60 кадров/с, имеет наибольший битрейт и частоту кадров.
- Фототехника
- Видеотехника
- Мультикоптеры
А в чем смысл 50 fps при съемке видео ?
Современные HD камеры снимают видео с 50-60 кадров в сек. А в чем смысл этого если человеческий глаз воспринимает максимум 30 кадров в сек ?
SI ★★☆☆
05.05.12 00:38:29 MSK
← 1 2 →
если человеческий глаз воспринимает максимум 30 кадров в сек ?
Возможно твой так мало и воспринимает. Но у польшинства этот порог заметно выше.
devl547 ★★★★★
( 05.05.12 00:39:21 MSK )
Бойцовский клуб смотрел? Там тема 25го кадра шикарно раскрыта.
kir64 ★★
( 05.05.12 00:40:03 MSK )
Ответ на: комментарий от kir64 05.05.12 00:40:03 MSK
Там тема 25го кадра шикарно раскрыта.
там очередной городской миф описывается
RedPossum ★★★★★
( 05.05.12 00:44:55 MSK )
Поищи отрывок фильма аватар с 60 кадрами в секунду, и посмотри.
roman77 ★★★★★
( 05.05.12 00:45:39 MSK )
Можно раза в 3 замедлить видео.
Eddy_Em ☆☆☆☆☆
( 05.05.12 00:45:44 MSK )
чтобы видео замедлять?
tim91 ★
( 05.05.12 00:46:31 MSK )
А я бы хотел камеру, снимающую 1000000 кадров в секунду.
Bad_ptr ★★★★★
( 05.05.12 00:47:29 MSK )
И, кстати, ЕМНИП, среднее время инерции глаза — 1/16 секунды. Но чтобы уж точно ни у кого не было моргания, пресловутые 24 кадра и стали использовать.
Eddy_Em ☆☆☆☆☆
( 05.05.12 00:48:20 MSK )
Ответ на: комментарий от Bad_ptr 05.05.12 00:47:29 MSK
Есть очень быстрые камеры для съемки, например, ядерных взрывов. Естественно, светимость объекта должна быть крайне высокой. Ну и сохраняет эта шняга все в буфер. И очень маленькую продолжительность.
Eddy_Em ☆☆☆☆☆
( 05.05.12 00:49:12 MSK )
Глаз всё воспринимает, а нужно для съёмки быстродвижущихся объектов. Например спортивные трансляции с 50 кадров/сек смотрятся гораздо лучше.
dinn ★★★★★
( 05.05.12 00:49:35 MSK )
кстати, полез в википедию уточнить сколько воспринимает глаз, но наткнулся про слепяще-белый цвет и успокоился. вот это меня действительно интересовало.
anonymous_sapiens ★★★★★
( 05.05.12 00:49:36 MSK )
если человеческий глаз воспринимает максимум 30 кадров в сек
Почти статичных — может быть. Насчет динамичных сцен — пример с Аватаром уже посоветовали выше. Желательно смотреть на более-менее большом экране
YAR ★★★★★
( 05.05.12 01:06:09 MSK )
RussianNeuroMancer ★★★★★
( 05.05.12 01:09:10 MSK )
Ответ на: комментарий от RussianNeuroMancer 05.05.12 01:09:10 MSK
Тху, блин. Спасибо за ссылку, зачитался хабропроблемами. Против кого девочки сегодня дружим или как мне всем понравиться с моим уникальным шершавым языком. Даже во рту привкус слащавый остался.
kraftello ★★★★★
( 05.05.12 01:24:21 MSK )
Ответ на: комментарий от roman77 05.05.12 00:45:39 MSK
Поищи отрывок фильма аватар с 60 кадрами в секунду, и посмотри.
Для полноты эксперимента надо сравнить его с 30 фпс. Но с 24 разница отлично видна и даже без сравнений заметно что в динамике 24 уже не хватает.
KillTheCat ★★★★★
( 05.05.12 01:25:23 MSK )
Ответ на: комментарий от KillTheCat 05.05.12 01:25:23 MSK
А мне нравится Бастер Китон. И пофиг, скока там кадров. Или японское немое кино начала прошлого века. Ну будет 100 фпс, как в современных играх. И такой же бездарный геймплей будет. Почему то вспомнилось: когда я метровый телек от лыжи взял, перепрошил, поковырял, чуть не убил, пришёл к коллегам, поделился, получил. Спросили: ты играл, порно в фуллхд смотрел? Я устыдился и отыскал порно в фуллхд. Признаюсь, порно у меня было для поднятия настроения. Я его пускал ускоренным, ничего с собой не могу поделать — ржу, когда персонажи как кролики мелькают. Так вот, порно в фуллхд я вам скажу — завораживающее зрелище. Рассмативаешь рубцы после аппендэктомии, парапроктитов, вулканические прыщи на жопе.
kraftello ★★★★★
( 05.05.12 01:39:26 MSK )
Ответ на: комментарий от kraftello 05.05.12 01:39:26 MSK
В фильмах ведь, кстати, специально чуть меньше 24 фпс, это дает то, что некоторые называют «эффект киноленты».
Зачем платить за IPTV, если есть полностью халявные варианты?
Никак не мог понять, почему люди продолжают оплачивать IPTV, например, доллар за месяц просмотра iLook.tv, когда есть возможность смотреть тот же Wink совершенно бесплатно, воспользовавшись различными модами или ZMP? Большее число каналов? Возможно. У того же iLook.tv более двух тысяч каналов. Если из этого списка убрать национальные пакеты, то остается 1142 канала. Убираем взрослый пакет и получаем 969 канала, ориентированных на русскоязычную аудиторию. Через ZMP (Wink) доступно около 600 каналов, чего более, чем достаточно для покрытия интересов подавляющего большинства русскоязычной аудитории. В полностью бесплатном приложении Fry!TV, сочетающим в себе каналы Торрент ТВ и Wink, насчитывается 2588 каналов, что вполне сопоставимо с платным iLook.tv. Архив? На мой взгляд, современное телевидение не может быть без архива. И если бы передо мной встал выбор между полностью бесплатным Торрент ТВ без архива и платным ТВ с архивом, то я однозначно выбрал бы вариант с архивом. Однако, в бесплатном ZMP и различных модах Wink есть архив на все каналы, правда, не на четверо, как в iLook.tv, а на трое суток, но этого более, чем достаточно. Стабильность трансляции? Весомая причина обратить внимание на платное ТВ. У iLook.tv, более десятка геораспоеделенных CDN серверов, благодаря чему обеспечивается минимальный пинг (5-8 мс) и высокая стабильность трансляции по всему миру. Бесплатное Торрент ТВ не может гарантировать такую стабильность трансляции, просто из-за особенностей самой технологии. Но у Ростелекома, которому принадлежит Wink, ресурсов очень много, что гарантирует еще более высокую стабильность, чем iLook.tv. Качество картинки? Вряд ли. Качество трансляции у платных и бесплатных сервисов примерно идентичное. Итак, когда есть возможность халявного доступа к сервисам с отличным набором каналов, с поддержкой архива и высокой стабильностью, то нет смысла платить, пусть даже условный доллар, за примерно тот же набор возможностей. Возникает лишь одно желание побыстрее скачать ZMP или какой-либо мод Wink, но не будем спешить.
11 января 2021 года
Мне, как и многим другим пользователям ZMP хотелось бы, чтобы эта халява была вечной, тем не менее, было очевидно, что Ростелеком не будет терпеть подобное пиратство и 11 января включил геоблокировку, ограничив использование сервиса территорией России и Украины, а также запустил новый механизм шифрования из-за которого все пользователи модов и ZMP остались без ТВ. Правда, ненадолго. Уже к вечеру энтузиасты представили обновления своих приложений. Но честно говоря, особой радости от этого не было. Дело в том, что со слов одного из разработчиков, энтузиазма что-то постоянно придумывать для обхода защиты Wink, нет, да и монетизировать свою работу он не имеет желания. Оставалось надеяться на других “мододелов”.
Спустя сутки.
Обновленные версии модов и ZMP проработали не более суток и уже к вечеру 12 января работа халявного ТВ была частично или полностью остановлена. 13 января были закрыты Телеграмм каналы Wink News и Free, осталась только профильная ветка на 4PDA, но, судя по сообщениям пользователей, перспективы очень туманны и тут все массово вспомнили про iLook.tv с его условным долларом в месяц, что я всегда приравнивал к халяве.
Что нового в iLook.tv?
С момента моего последнего обзора возможностей iLook.tv, произошли некоторые, на мой взгляд, существенные изменения, о которых стоит рассказать подробнее. Прежде всего, было значительно увеличено число каналов. Как вы уже знаете, теперь их более двух тысяч. Все русскоязычные каналы теперь вещаются в оригинальном качестве без перекодирования, появилось около 400 HD каналов в оригинальном качестве (50 fps), добавлены 13 каналов в 4K (3840х2160). Для сравнения в Wink всего семь UltraHD каналов, а в Fry!TV их около десятка, но работает не более трех. В декабре 2020 года были завершены работы по улучшению работы архива. Был запущен архив почти на всех русскоязычных каналах, а также на топовых иностранных каналах, а к 10 января был включен архив еще на 500 каналов из категории СНГ. Многие пользователи халявного Wink не раз говорили о том, что в отличие от iLook.tv, Wink предлагает не только ТВ каналы, но и фильмы по запросу. В этом смысле iLook.tv не отстает и запускает медиатеку, включающую более 10000 фильмов, сериалов и мультфильмов. Но не это главное. Важно отметить, что теперь этот медиапортал поддерживается различными платформами, включая Ministra, Stalker, что позволяет получить доступ к ТВ каналам и фильмам на устройствах, на которых изначально не была предусмотрена работа iLook.tv. Тут важно отметить, что добавление возможности просмотра ТВ каналов на платформах Ministra или Stalker расширило число одновременных подключений в рамках одной учетной записи. Другими словами мы можем одновременно пользоваться iLook.tv на четырех устройствах. Замечу, что все эти нововведения никак не повлияли на стоимость услуги, которая составляет 1$ в месяц или по курсу на середину января 2021 года ー 887 рублей в год. Очевидно, что ничего близкого по цене не найти ни среди пиратов, ни, тем более, среди официалов. Тем же, кто считает это слишком дорогим вариантом, остается только искать халявные плейлисты, использовать Торрент ТВ, но все это Без архива и с условной стабильностью трансляции, или ждать, когда найдется тот, кто взломает защиту Wink и будет готов бесплатно и в будущем искать решения для обхода новых способов защиты контента.
Пробуем iLook.tv
Для того, чтобы попробовать iLook.tv не нужно ничего платить. Переходим по ссылке, регистрируем учетную запись и тут же получаем сутки полного доступа к более, чем двум тысячам каналов и архиву. Получив доступ к личному кабинету можно выполнить необходимые настройки и определить категории каналов, которые вы хотите включить в свой плейлист. Готовый плейлист можно скачать в удобном формате или скопировать для создания плейлиста в приложении, с помощью которого будете смотреть ТВ. Смотреть плейлист iLook.tv можно на разных платформах, используя различные приложения. До какого-то времени я пользовался OttPlayer, который тогда казался более удобным и функциональным, чем другие IPTV плееры. Но теперь пользуюсь проигрывателем Televizo под Android TV. Это очень легкий и функциональный IPTV проигрыватель, с максимально продуманной эргономикой и поддержкой архива и всех типов потоков, неограниченным числом плейлистов и списков EPG, удобным поиском и сортировкой, а также рядом настроек, позволяющих добиться той же интуитивности, что и при использовании обычного телевизора. Televizo является бесплатным проигрывателем IPTV. Также доступна Premium версия, в которой становятся доступны ряд полезных дополнений, которые делают процесс просмотра еще более удобным. Пока я не буду перечислять эти возможности. Для того, чтобы оценить их важность нужно попробовать бесплатную версию и если вы почувствуете необходимость в этих дополнениях, то сможете купить Premium версию за 369 рублей. При первом запуске Televizo нужно создать плейлист. Проигрыватель позволяет создать неограниченное число плейлистов в формате M3U и Xtream Code. Процесс создания плейлиста предельно прост. Достаточно придумать название и ввести ссылку или присоединить файл плейлиста. Другие параметры создаваемого плейлиста я оставляю без изменений, но при желании вы сможете изменить периодичность обновления плейлиста (актуально при использовании ссылки), тип и длительность архива, а также выбрать источник EPG. Создав плейлист, мы тут же получаем список категорий, отображать который можно в виде плиток (как на скриншоте ниже), так и с помощью списка. Прежде чем приступить к просмотру, обратимся к меню настройки. Прежде всего, перейдем к программе передач, где по умолчанию добавлен один источник http://epg.it999.ru/edem.xml.gz. При желании можно добавить неограниченное число источников с программой передач. Для каждой можно задать частоту обновления и смещение времени, а в настройках плейлиста указать источник EPG. Я рекомендую добавить источник https://iptvx.one/EPG (программа+описание). В дополнительных настройках рекомендую обратить внимание на включение опции “перегружать видео поток”. Она позволит исключить подвисания видео в некоторых ситуациях. Если вы используете проигрыватель на телевизоре и вам кажется, что текст при отображении списка каналов и программы передач слишком мелкией, вы всегда сможете увеличить его. Забегая вперед скажу, что для более удобного доступа к любимым каналам я сохраняю их в избранном, поэтому активирую опцию “Открывать избранное при старте”. Остальные опции в бесплатной версии В Premium версии появляется несколько дополнительных опций. Для меня наибольший интерес представляет возможность автоматического открытия видео на полный экран. Почему это важно, я расскажу чуть позже. Кроме этого, интерес представляют возможности открытия последнего просмотренного канала при старте приложения, инструменты управления родительским контролем, а также изменение шага перемотки в архиве и размера буфера, что особенно актуально для тех у кого не очень быстрый или нестабильный интернет. Оценивая удобство проигрывателя IPTV я обращаю внимание на два ключевых момента: реализация работы со списком каналов и собственно удобство управления при просмотре. С организацией работы со списками каналов у Televizo все отлично. Помимо того, что в приложении можно выбрать один из трех наиболее удобных вариантов представления каналов, разработчики предусмотрели возможность сортировки в каждой категории. В бесплатной версии можно включить сортировку по популярности просмотра. В Premium версии можно использовать ручную сортировку, но обычно я этим не занимаюсь. Вместо сортировки я выношу любимые каналы в избранное. Мне так удобнее. Обычно, благодаря уникальному интерфейсу проигрывателя, я редко обращаюсь к такому представлению списка каналов. Правда, оценить это получилось не сразу. Я привык к тому, что современный плеер должен иметь два интерфейса. Один ориентирован под смартфоны и планшеты, а второй под ТВ. Тут же по умолчанию открывается только интерфейс, условно ориентированный под смартфоны и планшеты. Что же касается интерфейса под ТВ то тут он реализован неявно, но при этом очень нативно. Для этого достаточно открыть видео на весь экран, и вы получаете один из самых интуитивных вариантов управления просмотром с помощью пульта. Например, для переключения каналов в одной категории достаточно использовать кнопки стрелки вправо-влево. Нажатие стрелки вниз открывает список каналов в текущей категории. Стрелки вверх-вниз позволяют выбирать каналы внутри категории, а стрелки вправо-влево позволяют переключаться между категориями. Это продемонстрировано в следующем видео. Для открытия архива достаточно нажать и удерживать кнопку ОК. Стрелки вверх и вниз позволяют перемещаться по архиву текущего канала, а стрелки вправо и влево переключаются между архивами каналов в текущей категории. Смотреть в архиве можно не только записанные программы, но и те, что идут сейчас. Одной из удобных особенностей режима просмотра архива, является изменение действия у стрелок вправо и влево. Если при просмотре эфира они используются для переключения каналов, то при просмотре архива они отвечают за перемотку с шагом, установленном в настройках. В бесплатной версии Televizo доступен только шаг в 1 минуту. В Premium версии его можно уменьшить. Для выхода из просмотра передачи в архиве достаточно нажать открыть список каналов и выбрать другой канал или открыть программу передач и выбрать другую трансляцию. Теперь вы понимаете, почему важна опция автоматического открытия видео на полный экран. Без нее приходится каждый раз руками переводить картинку в полноэкранный режим для того, чтобы можно было удобно использовать Televizo на телевизоре.
Плюсы и минусы iLook.tv
Оценка сервиса не ограничивается только числом транслируемых каналов. Одной из важнейших характеристик является стабильность трансляции. Никто не будет терпеть подтормаживания, зависания картинки, а также необходимость ручного перезапуска трансляции. Стабильность трансляции зависит от множества факторов, в том числе от скорости интернет пользователя и удаленности CDN сервера, с которого ведется трансляция. На сегодняшний день iLook.tv имеет 22 CDN сервера, разбросанных по всему миру. Я использую высокоскоростной GPON интернет (MGTS) со скоростью 250 Mbits. Подключаюсь к ближайшему CDN серверу с пингом менее 10 мс. В таких условиях стабильность трансляции стремится к 100%. Это значит, что во время теста трансляция была стабильной, но нельзя исключать проблем, связанных со связью. В качестве эксперимента я попробовал изменить CND на “дальний” сервер с пингом более 200 мс (США). Не скажу, что я заметил какую-либо разницу в стабильности трансляции. Возможно, немного увеличилось время переключения каналов. Кстати, скорость переключения каналов еще одна важная характеристика, но зависит она не только от скорости доступа к серверам, но и разрешения, фреймрейта и битрейта видео, а также от мощности устройства и особенностей проигрывателя IPTV. Я использую приставку OKKO BOX с прошивкой ATV9. Ее мощность, а также высокая скорость подключения к интернет, обеспечили практически мгновенное переключения каналов в SD и HD разрешении. В разрешении FHD с высоким фремрейтом, а также в разрешении 4K скорость переключения составляет от 1 до 5 секунд при установке минимальной буферизации в Televizo. Я не случайно обратил ваше внимание на высокую стабильность трансляции и скорость переключения каналов в FHD и 4K разрешении с 50 fps и увеличенным битрейтом. Дело в том, что некоторые операторы, для гарантии высокой стабильности трансляции, перекодируют оригинальный видеопоток, существенно уменьшая его битрейт, что сказывается на качестве картинки. iLook.tv не является исключением. В большинстве категорий, в том числе и HD, битрейт составляет 5 Mbits. Этого достаточно для того, чтобы обеспечить нормальное качество картинки при сохранении высокой стабильности даже при использовании не быстрого мобильного интернет. При этом есть категория HD Orig, включающая 380 каналов в оригинальном качестве с частотой кадров 50 fps и более высоким битрейтом, что оценят владельцы больших 4K телевизоров. Для стабильного просмотра этих каналов нужен хороший интернет, хотя все это очень условно. Еще один плюс обновленной версии iLook.tv заключается в высокой стабильности архива. Раньше, при просмотре архива можно было столкнуться с зависанием посередине трансляции. Сейчас таких проблем нет. Более того, скорость начала просмотра в архиве, а также скорость возобновления просмотра после перемотки, не уступают скорости просмотра с живым эфиром. iLook.tv постепенно вводит архив для разных категорий каналов. 15 января в Телеграмм канал IEdem.TV (iLook.tv) прошла новость о расширении архива еще на 500 каналов. На этот раз архив появился в категории Украинских каналов. Общее число каналов с архивом составляет 1700. А на следующий день, пришло сообщение о возможной временной остановке вещания каналов в категории 4K, в связи с запуском обновленного архива. Что можно сказать о минусах iLook.tv? Если бы мне задали этот вопрос три года назад, то я однозначно отметил бы стабильность трансляции. Тогда она была не на высоте. Наблюдались часты подтормаживания и зависания. Архив работал тоже очень условно. Иногда проигрывание останавливалось на середине без возможности досмотреть интересующую передачу. Именно это тогда отмечали многие пользователи. Сегодня все изменилось и более стабильного сервиса IPTV со столь богатым пакетом каналов я пока не знаю.
Заключение…
То, что произошло с халявой в Wink было вполне прогнозируемо. Разработчики модов и ZMP давно предупреждали о том, что рано или поздно халява закончится. Они не планировали вести вечный бой с блокировками Wink и занимались этим, пока был интерес. Люди в Телеграмм канале стали активно донатить разработчиков модов, надеясь их хоть как-то мотивировать к скорейшему решения проблемы блокировки. Кто-то скидывал сотню, кто-то три сотни. Но как бы не старались мододелы, не все зависит от них. И даже если им удасться сейчас обойти текущие способы блокировки, то скоро появятся новые и что, мы опять будем мотивировать их на новые подвиги, скидываясь “сотнями”? В общем, осознав это, я не стану ждать, пока кто-нибудь обойдет очередную блокировку Wink. Не стану искать халявные промокоды и продавцов аккаунтов Wink. Для меня “Доллар в месяц” или 887 рублей в год, более, чем разумная цена за возможность смотреть любимые каналы так, как я этого хочу, где я этого хочу, когда я этого хочу и в том качестве, которое идеально соответствует моим возможностям. Если вы вы придерживаетесь того же мнения, то вот вам первая ссылка для того, чтобы попробовать iLook.tv в деле.
Введение
Вы могли слышать термин кадры в секунду (FPS), и что 60 FPS — действительно хороший ориентир для любой анимации. Но большинство консольных игр идут на 30 FPS, а кинофильмы обычно записывают на 24 FPS, так зачем же нам стремиться к 60 FPS?
Кадры… в секунду?
Ранние времена кинопроизводства
Съёмки голливудского фильма 1950 года «Юлий Цезарь» с Чарлтоном Хестоном
Когда первые кинематографисты начали снимать кино, многие открытия делались не научным методом, а путём проб и ошибок. Первые камеры и проекторы управлялись вручную, а плёнка была очень дорогой — настолько дорогой, что при съёмке старались использовать наименьшую возможную частоту кадров, лишь бы сэкономить плёнку. Этот порог обычно находился между 16 и 24 FPS.
Когда на физическую плёнку наложили звук (аудиотрек) и воспроизводили его одновременно с видео, то управляемое вручную воспроизведение стало проблемой. Выяснилось, что люди нормально воспринимают переменный фреймрейт для видео, но не для звука (когда изменяется и темп, и высота тона), так что кинематографистам пришлось выбрать постоянную скорость для того и другого. Выбрали 24 FPS, и сейчас, спустя почти сто лет, он остаётся стандартом в кино. (В телевидении частоту кадров пришлось слегка изменить из-за того, как ЭЛТ-телевизоры синхронизируются с частотой электросети).
Кадры и человеческий глаз
Но если 24 FPS еле приемлем для кино, то какой оптимальный фреймрейт? Это хитрый вопрос, потому что оптимальной частоты кадров нет.
Восприятие движения — это процесс выведения скорости и направления элементов сцены на основании зрительных, вестибулярных и проприоцептивных ощущений. Хотя процесс кажется простым для большинства наблюдателей, он оказался сложной проблемой с вычислительной точки зрения и чрезвычайно трудно объяснимым с точки зрения нейронной обработки. — Википедия
Глаз — это не камера. Он не воспринимает движение как серию кадров. Он воспринимает непрерывный поток информации, а не набор отдельных картинок. Почему тогда кадры вообще работают?
Два важных феномена объясняют, почему мы видим движение, когда смотрим на быстро сменяющиеся картинки: инерция зрительного восприятия и фи-феномен (стробоскопическая иллюзия непрерывного движения — прим. пер.).
Большинство кинематографистов думают, что единственной причиной является инерция зрительного восприятия, но это не так; хотя и подтверждённая, но не доказанная с научной точки зрения инерция зрительного восприятия является феноменом, согласно которому остаточное изображение, вероятно, сохраняется примерно 40 миллисекунд на сетчатке глаза. Это объясняет, почему мы не видим тёмное мерцание в кинотеатрах или (обычно) на ЭЛТ.
Фи-феномен в действии. Заметили движение на картинке, хотя на ней ничего не двигается?
С другой стороны, многие считают именно фи-феномен истинной причиной того, что нам видится движение за отдельными изображениями. Это оптическая иллюзия восприятия непрерывного движения между отдельными объектами, если их быстро показывают одно за другим. Но даже фи-феномен подвергается сомнению, и учёные не пришли к единому мнению.
Наш мозг очень хорошо помогает подделывать движение — не идеально, но достаточно хорошо. Серия неподвижных кадров, имитирующих движение, создаёт разные перцептивные артефакты в мозге, в зависимости от частоты кадров. Таким образом, частота кадров никогда не будет оптимальной, но мы можем приблизиться к идеалу.
Стандартные фреймрейты, от плохих к идеальным
Чтобы лучше понять абсолютную шкалу качества фреймрейта, предлагаю посмотреть обзорную таблицу. Но помните, что глаз — сложная система и он не распознаёт отдельные кадры, так что это не точная наука, а просто наблюдения разных людей за прошедшее время.
Фреймрейт | Восприятие человеком |
---|---|
10-12 FPS | Абсолютный минимум для демонстрации движения. Меньшие значения уже распознаются глазом как отдельные изображения. |
< 16 FPS | Создаются видимые заминки, у многих такой фреймрейт вызывает головные боли. |
24 FPS | Минимальный терпимый фреймрейт для восприятия движения, экономически эффективный |
30 FPS | Намного лучше, чем 24 FPS, но не реалистичный. Это стандарт для видео NTSC из-за частоты переменного тока |
48 FPS | Хорош, но недостаточен для истинной реалистичности (хотя Томас Эдисон думал иначе). Также см. эту статью. |
60 FPS | Зона наилучшего восприятия; большинство людей не воспримут дальнейшего повышения качества выше 60 FPS. |
∞ FPS | К настоящему времени наука не смогла доказать или наблюдением обнаружить теоретический лимит человека. |
Примечание: Несмотря на то, что 60 FPS считаются хорошим фреймрейтом для плавной анимации, этого ещё недостаточно для отличной картины. Контраст и резкость всё ещё можно улучшить за пределами этого значения. Для изучения, насколько наши глаза чувствительны к изменению яркости, был проведён ряд научных исследований. Они показали, что испытуемые способны распознать белый кадр среди тысячи чёрных кадров. Если хотите копнуть поглубже, вот несколько ресурсов, и ещё.
Демо: как выглядит 24 FPS в сравнении с 60 FPS?
60vs24fps.mp4
Благодарю своего друга Марка Тёнсинга за создание этого фантастического сравнения.
HFR: перемонтаж мозга с помощью «Хоббита»
«Хоббит» был популярным кинофильмом, снятым на двойном фреймрейте 48 FPS, который называется HFR (high frame rate). К сожалению, не всем понравился новый вид. Этому было несколько причин, главная из них — так называемый «эффект мыльной оперы».
Мозг большинства людей обучен воспринимать 24 полных кадра в секунду как качественное кино, а 50-60 полукадров (чересстрочные телесигналы) напоминают нам телеэфир и разрушают «эффект плёнки». Схожий эффект создаётся, если активировать интерполяцию движения на вашем ТВ для материала 24p (прогрессивная развёртка). Она многим не нравится (несмотря на то, что современные алгоритмы довольно хороши в рендеринге плавных движений без артефактов, что является главной причиной, почему критики отвергают эту функцию).
Хотя HFR значительно улучшает изображение (делает движения не такими прерывистыми и борется со смазанностью движущихся объектов), непросто найти ответ, как улучшить его восприятие. Это требует переобучения мозга. Некоторые зрители не замечают никаких проблем после десяти минут просмотра «Хоббита», но другие абсолютно не переносят HFR.
Камеры и CGI: история motion blur
Но если 24 FPS называют едва переносимым фрейрейтом, то почему вы никогда не жаловались на прерывистость видео, выходя из кинотеатра? Оказывается, в видеокамерах есть встроенная функция — или баг, если хотите — которой не хватает в CGI (в том числе в анимациях CSS!): это motion blur, то есть размытие движущегося объекта.
После того, как вы видели motion blur, его отсутствие в видеоиграх и в софте становится до боли очевидным.
Motion blur, как определяется в Википедии, это
… видимая тянучка быстро движущихся объектов в неподвижном изображении или последовательности изображений, таких как кинофильм или анимация. Она происходит, если записываемое изображение изменяется во время записи одного кадра либо из-за быстрого движения, либо при длительной экспозиции.
В данном случае картинка лучше тысячи слов.
Без motion blur
C motion blur
Изображения от Evans & Sutherland Computer Corporation, Солт-Лейк-Сити, Юта. Используются с разрешения. All rights reserved.
Motion blur использует хитрость, изображая много движения в одном кадре, жертвуя детализацией. Вот причина, почему кинофильм на 24 FPS выглядит относительно приемлемо, по сравнению с видеоиграми на 24 FPS.
Но как изначально появляется motion blur? Согласно описанию E&S, которая впервые применила 60 FPS для своих мега-купольных экранов:
Когда вы снимаете фильм на 24 FPS, камера видит и записывает только часть движения перед объективом, а затвор закрывается после каждой выдержки, чтобы перемотать плёнку к следующему кадру. Это значит, что выдержка закрыта в течение такого же времени, что и открыта. При быстром движении и действии перед камерой частота кадров недостаточно высока, чтобы успеть за ними, а изображения размываются в каждом кадре (из-за времени экспозиции).
Вот графика, упрощённо объясняющая процесс.
Изображения Hugo Elias. Используются с разрешения.
Классические кинокамеры используют обтюратор (вращающийся секционированный диск — прим. пер.) для захвата motion blur. Вращая диск, вы открываете затвор на контролируемый промежуток времени под определённом углом и, в зависимости от этого угла, изменяете время экспозиции. Если выдержка маленькая, то на плёнку запишется меньше движения, то есть motion blur будет слабее; а если выдержка большая, то запишется больше движения и эффект проявится сильнее.
Обтюратор в действии. Via Википедия
Если motion blur — такая полезная вещь, то почему кинематографисты стремятся от него избавиться? Ну, при добавлении motion blur вы теряете детализацию; а избавившись от него — теряете плавность движений. Так что когда режиссёры хотят снять сцену с большим количеством деталей, вроде взрыва с большим количеством вылетающих частиц или сложной сцены с действием, они часто выбирают маленькую выдержку, которая уменьшает размытие и создаёт чёткий эффект кукольной мультипликации.
Визуализация захвата Motion Blur. Via Википедия
Так почему бы его просто не добавить?
Motion blur значительно улучшает анимацию в играх и на веб-сайтах даже на низких фреймрейтах. К сожалению, его внедрение слишком дорого обходится. Для создания идеального motion blur вам понадобилось бы снять в четыре раза больше кадров объекта в движении, а затем осуществить временнýю фильтрацию или сглаживание (вот отличное объяснение от Хьюго Элиаша). Если для выпуска приемлемого материала на 24 FPS вам нужно делать рендеринг на 96 FPS, то вместо этого вы можете просто поднять фреймрейт, так что зачастую это не вариант для контента, который рендерится в реальном времени. Исключениями являются видеоигры, где заранее известна траектория движения объектов, так что можно рассчитать приблизительный motion blur, а также системы декларативной анимации вроде CSS Animations и, конечно, CGI-фильмы как у Pixar.
60 Гц != 60 FPS: частота обновления и почему она важна
Примечание: герц (Гц) обычно используется, когда говорят о частоте обновления, в то время как показатель кадров в секунду (fps) — устоявшийся термин для покадровой анимации. Чтобы не путать их, мы используем Гц для частоты обновления и FPS для фреймрейта.
Если вы задаётесь вопросом, почему на вашем ноутбуке так некрасиво выглядит воспроизведение дисков Blu-Ray, то часто причина в том, что фреймрейт неравномерно делится на частоту обновления экрана (в противоположность им, DVD конвертируются перед передачей). Да, частота обновления и фреймрейт — не одно и то же. Согласно Википедии, «[..] частота обновления включает в себя повторное рисование идентичных кадров, тогда как фреймрейт измеряет, как часто исходный видеоматериал будет выдавать полный кадр новых данных на дисплей». Так что фреймрейт соответствует количеству отдельных кадров на экране, а частота обновления соответствует числу раз, когда изображение на экране обновляется или перерисовывается.
В идеальном случае частота обновления и фреймрейт полностью синхронизированы, но в определённых ситуациях есть причины использовать частоту обновления в три раза выше фреймрейта, в зависимости от используемой проекционной системы.
Новая проблема у каждого дисплея
Кинопроекторы
Многие думают, что во время работы кинопроекторы прокручивают плёнку перед источником света. Но в таком случае мы бы наблюдали непрерывное размытое изображение. Вместо этого для отделения кадров друг от друга здесь используется затвор, как и в случае с кинокамерами. После отображения кадра затвор закрывается и свет не проходит до тех пор, пока затвор не откроется для следующего кадра, и процесс повторяется.
Затвор кинопроектора в действии. Из Википедии.
Однако это не полное описание. Конечно, в результате такого процессы вы увидите-таки фильм, но мерцание экрана из-за того, что экран остаётся тёмным 50% времени, сведёт вас с ума. Эти затемнения между кадрами разрушат иллюзию. Для компенсации проекторы на самом деле закрывают затвор два или три раза на каждом кадре.
Конечно, это кажется нелогичным — почему в результате добавления дополнительных мерцаний нам кажется, что их стало меньше? Задача в том, чтобы уменьшить период затемнения, который оказывает непропорциональный эффект на зрительную систему. Порог слияния мерцания (тесно связанный с инерцией зрительного восприятия) описывает эффект от этих затемнений. Примерно на ~45 Гц периоды затемнения должны составлять менее ~60% времени показа кадра, вот почему эффективен метод двойного срабатывания затвора в кино. Более чем на 60 Гц периоды затемнения могут составлять более 90% времени показа кадра (необходимо для дисплеев вроде ЭЛТ). Вся концепция в целом немного сложнее, но на практике вот как можно избежать мерцания:
- Использовать иной тип дисплея, где нет затемнения между кадрами, то есть он постоянно отображает кадр на экране.
- Применить постоянные, неизменяемые фазы затемнений с продолжительностью менее 16 мс
Мониторы и телевизоры ЭЛТ работают, направляя электроны на флуоресцентный экран, где содержится люминофор с низким временем послесвечения. Насколько мало время послесвечения? Настолько мало, что вы никогда не увидите полное изображение! Вместо этого в процессе электронного сканирования люминофор зажигается и теряет свою яркость менее чем за 50 микросекунд — это 0,05 миллискунды! Для сравнения, полный кадр на вашем смартфоне демонстрируется в течение 16,67 мс.
Обновление экрана, снятое с выдержкой 1/3000 секунды. Из Википедии.
Так что единственная причина, почему ЭЛТ вообще работает — это инерция зрительного восприятия. Из-за длительных тёмных промежутков между подсветками ЭЛТ часто кажутся мерцающими — особенно в системе PAL, которая работает на 50 Гц, в отличие от NTSC, работающей на 60 Гц, где уже вступает в действие порог слияния мерцания.
Чтобы ещё более усложнить дело, глаз не воспринимает мерцание одинаково на каждом участке экрана. На самом деле периферийное зрение, хотя и передаёт в мозг более размытое изображение, более чувствительно к яркости и обладает значительно меньшим временем отклика. Вероятно, это было очень полезно в древние времена для обнаружения диких животных, прыгающих сбоку, чтобы вас съесть, но это доставляет неудобства при просмотре фильмов по ЭЛТ с близкого расстояния или под странным углом.
Размытые ЖК-дисплеи
Жидкокристаллические дисплеи (LCD), которые классифицируются как устройства выборки и хранения, на самом деле довольно удивительные, потому что у них вообще нет затемнений между кадрами. Текущее изображение непрерывно демонстрируется на нём, пока не поступит новое изображение.
Позвольте повторить: На ЖК-дисплеях нет мерцания, вызванного обновлением экрана, независимо от частоты обновления.
Но теперь вы думаете: «Погодите, я недавно выбирал телевизор, и каждый производитель рекламировал, чёрт побери, более высокую частоту обновления экрана!» И хотя в основном это чистый маркетинг, но ЖК-дисплеи с более высокой частотой обновления решают проблему — просто не ту, о которой вы думаете.
Зрительное размытие в движении
Производители ЖК-дисплеев всё повышают и повышают частоту обновления из-за экранного или зрительного motion blur. Так и есть; не только камера способна записывать размытие в движении, но ваши глаза тоже могут! Прежде чем объяснить, как это происходит, вот две сносящие крышу демки, которые помогут вам почувствовать эффект (нажмите на изображение).
В первом эксперименте сфокусируйте взгляд на неподвижном летающем инопланетянине вверху — и вы будете чётко видеть белые линии. А если сфокусировать взгляд на движущемся инопланетянине, то белые линии волшебным образом исчезают. С сайта Blur Busters:
«Из-за движения ваших глаз вертикальные линии при каждом обновлении кадра размываются в более толстые линии, заполняя чёрные пустоты. Дисплеи с малым послесвечием (такие как ЭЛТ или LightBoost) устраняют подобный motion blur, так что этот тест выглядит иначе на таких дисплеях».
На самом деле эффект отслеживания взглядом различных объектов никогда невозможно полностью предотвратить, и часто он является такой большой проблемой в кинематографе и продакшне, что есть специальные люди, чья единственная работа — предсказывать, что именно будет отслеживать взгляд зрителя в кадре, и гарантировать, что ничто другое ему не помешает.
Во втором эксперименте ребята из Blur Busters пытаются воссоздать эффект ЖК-дисплея по сравнению с экраном с малым послесвечием, просто вставляя чёрные кадры между кадрами дисплея — удивительно, но это работает.
Как показано ранее, motion blur может стать либо благословением, либо проклятием — он жертвует резкостью ради плавности, а добавляемое вашими глазами размытие всегда нежелательно. Так почему же motion blur — настолько большая проблема для ЖК-дисплеев по сравнению с ЭЛТ, где подобных вопросов не возникает? Вот объяснение того, что происходит, если краткосрочный кадр (полученный за короткое время) задерживается на экране дольше, чем ожидалось.
Следующая цитата — из отличной статьи Дейва Марша на MSDN о временнóй передискретизации. Она удивительно точна и актуальна для статьи 15-летней давности:
При адресации пикселя он загружается с определённым значением и остаётся с этим значением светового выхода до следующей адресации. С точки зрения рисования изображения это неправильно. Конкретный экземпляр оригинальной сцены действителен только в конкретное мгновение. После этого мгновения объекты сцены должны быть перемещены в другие места. Некорректно удерживать изображения объектов в неподвижных позициях, пока не придёт следующий образец. Иначе выходит, что объект как будто внезапно перепрыгивает в совершенно другое место.
Ваш взгляд будет пытаться плавно следовать за передвижениями интересующего объекта, а дисплей будет удерживать его в неподвижном состоянии весь кадр. Результатом неизбежно станет размытое изображение движущегося объекта.
Вот как! Получается, что нам нужно сделать — так это засветить изображение на сетчатку, а затем позволить глазу вместе с мозгом выполнить интерполяцию движения.
Дополнительно: так в какой степени наш мозг выполняет интерполяцию, на самом деле?
Никто не знает точно, но определённо есть много ситуаций, где мозг помогает создать финальное изображение того, что ему показывают. Взять хотя бы для примера этот тест на слепое пятно: оказывается, существует слепое пятно в том месте, где оптический нерв присоединяется к сетчатке. По идее, пятно должно быть чёрным, но на самом деле мозг заполняет его интерполированным изображением с окружающего пространства.
Кадры и обновления экрана не смешиваются и не совпадают!
Как было упомянуто ранее, существуют проблемы, если фреймрейт и частота обновления экрана не синхронизированы, то есть когда частота обновления не делится без остатка на фреймрейт.
Проблема: разрыв экрана
Что происходит, когда ваша игра или приложение начинают рисовать новый кадр на экране, а дисплей находится посередине цикла обновления? Это буквально разрывает кадр на части:
Вот что происходит за сценой. Ваш CPU/GPU выполняет определённые вычисления для составления кадра, затем передаёт его в буфер, который должен ждать, что монитор вызовет обновление через стек драйверов. Затем монитор считывает этот фрейм и начинает его отображать (здесь вам нужна двойная буферизация, чтобы всегда одно изображение отдавалось, а одно составлялось). Разрыв происходит, когда буфер, который в данный момент выводится на экран сверху вниз, заменяется следующим кадром, который выдаёт видеокарта. В результате получается, что верхняя часть вашего экрана получена из одного кадра, а нижняя часть — из другого.
Примечание: если быть точным, разрыв экрана может произойти, даже если частота обновления и фреймрейт совпадают! У них должна совпадать и фаза, и частота.
Разрыв экрана в действии. Из Википедии
Это явно не то, что нам нужно. К счастью, есть решение!
Решение: Vsync
Разрыв экрана можно устранить с помощью Vsync, сокращённо от «вертикальная синхронизация». Это аппаратная или программная функция, которая гарантирует, что разрыва не произойдёт — что ваше программное обеспечение может отрисовать новый кадр только тогда, когда закончено предыдущее обновление экрана. Vsync изменяет частоту изъятия кадров из буфера вышеупомянутого процесса, чтобы изображение никогда не изменялось посередине экрана.
Следовательно, если новый кадр ещё не готов для отрисовки на следующем обновлении экрана, то экран просто возьмёт предыдущий кадр и заново отрисует его. К сожалению, это ведёт к следующей проблеме.
Новая проблема: джиттер
Хотя наши кадры больше не разрываются, воспроизведение всё равно далеко не плавное. На этот раз причина в проблеме, которая настолько серьёзна, что каждая индустрия даёт ей свои названия: джаддер, джиттер, статтер, джанк или хитчинг, дрожание и сцепка. Давайте остановимся на термине «джиттер».
Джиттер происходит, когда анимация воспроизводитеся на другой частоте кадров по сравнению с той, на которой её снимали (или предполагали воспроизводить). Часто это означает, что джиттер появляется, когда частота воспроизведения нестабильная или переменная, а не фиксированная (поскольку бóльшая часть контента записывается с фиксированной частотой). К сожалению, именно это происходит при попытке отобразить, например, контент 24 FPS на экране, который обновляется 60 раз в секунду. Время от времени, поскольку 60 не делится на 24 без остатка, приходится один кадр показывать дважды (если не использовать более продвинутые преобразования), что портит плавные эффекты, такие как панорамирование камеры.
В играх и на веб-сайтах с большим количеством анимации это даже более заметно. Многие не могут воспроизводить анимацию на постоянном, делящемся без остатка фреймрейте. Вместо этого частота смены кадров у них сильно изменяется по разным причинам, таким как независимая друг от друга работа отдельных графических слоёв, обработка ввода пользовательских данных и так далее. Вас это может шокировать, но анимация с максимальной частотой 30 FPS выглядит гораздо, гораздо лучше, чем та же анимация с частотой, которая изменяется от 40 до 50 FPS.
Необязательно мне верить на слово; посмотрите своими глазами. Вот эффектная демонстрация микроджиттера (микростаттера).
Борьба с джиттером
При преобразовании: «телекинопроектор»
«Телекинопроектор» — метод преобразования изображения на киноплёнке в видеосигнал. Дорогие профессиональные конвертеры вроде тех, что используются на телевидении, осущестьвляют эту операцию в основном с помощью процесса, который называется управление вектором движения (motion vector steering). Он способен создавать очень убедительные новые кадры для заполнения промежутков. В то же время по-прежнему широко используются два других метода.
При преобразовании 24 FPS в сигнал PAL на 25 FPS (например, ТВ или видео в Великобритании) обычной практикой считается просто ускорить оригинальное видео на 1/25 секунды. Так что если вы когда-нибудь гадали, почему «Охотники за привидениями» в Европе на пару минут короче, то вот ответ. Хотя метод работает на удивление хорошо для видео, он ужасно отражается на звуке. Вы спросите, насколько хуже может быть ускоренный на 1/25 звук без дополнительного изменения высоты тона? Почти на полтона хуже.
Возьмём реальный пример крупного провала. Когда Warner выпустила в Германии расширенную Blu-Ray коллекцию «Властелина колец», они использовали для немецкого дубляжа уже скорректированную PAL-версию звуковой дорожки, которая была предварительно ускорена на 1/25 с последующим понижением тона для исправления изменений. Но поскольку Blu-Ray идёт на 24 FPS, им пришлось выполнять обратное преобразование видео, так что они снова его замедлили. Конечно, с самого начала плохой идеей было выполнять такое двойное преобразование, из-за потерь, но что ещё хуже, после замедления видео для соответствия частоте кадров Blu-Ray они забыли изменить обратно тон на звуковой дорожке, так что все актёры в фильме внезапно стали звучать сверхдепрессивно, разговаривая на полтона ниже. Да, это реальная история и да, она очень оскорбила фанатов, было много слёз, много плохих копий и много потерянных денег после большого отзыва дисков.
Мораль истории: изменение скорости — не самая лучшая идея.
Преобразовать киноматериал для NTSC, американского телевизионного стандарта, не получится простым ускорением, потому что преобразование 24 FPS в 29,97 FPS соответствует ускорению на 24,875%. Если только вы по-настоящему не любите бурундучков, это будет не лучшим вариантом.
Вместо этого используется процесс под названием 3:2 pulldown (среди прочих), который стал самым популярным методом преобразования. В рамках этого процесса берут 4 оригинальных кадра и преобразуют их в 10 чересстрочных полукадров или 5 полных кадров. Вот иллюстрация, которая описывает процесс.
3:2 Pulldown в действии. Из Википедии.
На чересстрочном дисплее (то есть ЭЛТ) видеополя посредине отображаются в тандеме, каждый в чересстрочном варианте, поэтому они состоят из каждой второй строки пикселей. Оригинальный кадр A разбивается на два полукадра, оба из которых отображаются на экране. Следующий кадр B тоже разбивается, но нечётное видеополе отображается дважды, так что этот кадр распределяется по трём полукадрам. И, в сумме, мы получаем 10 распределённых по видеополям полукадров из 4 оригинальных полных кадров.
Это работает достаточно хорошо при показе на чересстрочном экране (таком как ЭЛТ-телевизор) примерно с 60 видеополями в секунду (практически полукадрами), поскольку полукадры никогда не показываются вместе. Но такой сигнал выглядит ужасно на дисплеях, которые не поддерживают полукадры и должны составить вместе 30 полных кадров, как в самом правом столбце на иллюстрации вверху. Причина провала в том, что каждый третий и четвёртый кадры слепляются из двух разных кадров оригинала, что приводит к тому, что я называю «Франкенфрейм». Это особенно ужасно выглядит на быстром движении, когда имеются значительные отличия между соседними кадрами.
Так что pulldown выглядит изящно, но это тоже не универсальное решение. Тогда что? Неужели нет идеального варианта? Как выясняется, он таки есть, и решение обманчиво простое!
При показе: G-Sync, Freesync и ограничение максимальной частоты кадров
Вместо того, чтобы бороться с фиксированной частотой обновления, конечно, гораздо лучше использовать переменную частоту обновления, которая всегда синхронизирована с фреймрейтом. Это именно то, для чего предназначены технологии Nvidia G-Sync и AMD Freesync. G-Sync — модуль, встроенный в мониторы, он позволяет им синхронизироваться с выдачей GPU вместо того чтобы заставлять GPU синхронизироваться с монитором, а Freesync достигает той же цели без модуля. Это действительно революционные технологии, которые устраняют необходимость в «телекинопроекторе», а весь контент с переменным фреймрейтом, вроде игр и веб-анимаций, выглядит намного более плавным.
К сожалению, и G-Sync, и Freesync — относительно новые технологии и ещё недостаточно широко распространились, так что если вы как веб-разработчик делаете анимации для веб-сайтов или приложений и не можете себе позволить использовать полноценные 60 FPS, то лучше всего будет ограничить максимальный фреймрейт, чтобы он без остатка делился на частоту обновления — практически во всех случаях наилучшим ограничением будет 30 FPS.
Заключение и последующие действия
Так как достичь пристойного баланса с учётом всех желаемых эффектов — минимального размытия в движении, минимального мерцания, постоянной частоты кадров, хорошего отображения движения и хорошей совместимости со всеми дисплеями — без особого обременения GPU и дисплея? Да, сверхбольшие фреймрейты могут снизить размытие в движении, но большой ценой. Ответ ясен и после чтения этой статьи вы должны его знать: 60 FPS.
Теперь, когда вы умнее, приложите все усилия, чтобы запустить весь анимированный контент со скоростью 60 кадров в секунду.
a) Если вы веб-разработчик
Сходите на jankfree.org, где разработчики Chrome собирают лучшие ресурсы о том, как сделать все ваши приложения и анимации безупречно плавными. Если у вас есть время только для одной статьи, то выберите отличную статью Пола Льюиса The Runtime Performance Checklist.
b) Если вы Android-разработчик
Сверьтесь с нашими «Лучшими практиками для производительности» в официальном разделе Android Training, где мы собрали для вас список самых важных факторов, узких мест и хитростей оптимизации.
c) Если вы работаете в киноиндустрии
Записывайте весь контент на 60 FPS или, ещё лучше, на 120 FPS, чтобы можно было свести его к 60 FPS, 30 FPS и 24 FPS в случае необходимости (к сожалению, для добавления поддержки 50 FPS и 25 FPS (PAL) придётся поднять частоту кадров до 600 FPS). Воспроизводите весь контент на 60 FPS и не извиняйтесь за «эффект мыльной оперы». Эта революция потребует времени, но она случится.
d) Для всех остальных
Требуйте 60 FPS для любых движущихся картинок на экране, а если кто спросит почему, отправьте его к этой статье.
- Веб-дизайн
- Работа с видео
- Дизайн мобильных приложений
- Компьютерная анимация
- Дизайн игр