Напишите наибольшее целое число x для которого истинно высказывание не число 10000 и число нечетное
Перейти к содержимому

Напишите наибольшее целое число x для которого истинно высказывание не число 10000 и число нечетное

Самостоятельная работа по теме «Логические выражения»
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Не (Первая цифра чётная) И НЕ (Последняя цифра нечётная)?

№2 Найдите наибольшее целое число , для которого истинно высказывание

НЕ (число >1000) И (число делится на 3)

№3 Для какого числа X истинно высказывание:

№4 Найдите наименьшее целое число , для которого истинно высказывание

(число >100) И НЕ (число ytчётное)?

№5 Найдите целое число , для которого ложно высказывание

№1 Найдите наименьшее целое число , для которого истинно высказывание

НЕ (число И не (число нечётное)

№2 Найдите наибольшее двухзначное число , для которого истинно высказывание

Не (Первая цифра нечетная) и ( число делится на 3)

№3 Для какого числа ложно высказывание

№4 Найдите наибольшее целое число , для которого истинно высказывание

(число И НЕ (число нечётное)?

№5 Напишите наименьшее трехзначное число, для которого истинно высказывание

Не (первая цифра нечетная) и не (сумма цифр четная)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа. Преобразование тригонометрических выражений. 10 класс

Самостоятельная работа. Преобразование тригонометрических выражений. 10 класс. Четыре варианта.

Самостоятельная работа по теме:Числовые выражения.7 класс

Разноуровневая самостоятельная работа по алгебре в 7 классе по теме:»Числовые выражения».

Самостоятельная работа по теме «Преобразование алгебраических выражений»

Задания для проведения самоятоятельной работы в 7 классе по теме «Преобразование алгебраических выражений».

Самостоятельная работа по алгебре по теме: «Числовые и буквенные выражения», 7 класс

Данная самостоятельная работа предназначена для проверки качества усвоения материала по теме: «Числовые и буквенные выражения». Работа состоит из пяти заданий, два варианта.

Самостоятельная работа по теме «Упрощение выражений»

Данная самостоятельбная работа предназначена для 5 класса.

Самостоятельная работа по теме: «Упрощение выражений», 5 класс

Данный материал можно использовать на уроке после знакомства с распределительным свойством умножения, с задачами, которые решаются с помощью уравнений.

Самостоятельная работа «Квадрат суммы двух выражений. Квадрат разности двух выражений»

Самостоятельная работа по теме «Квадрат суммы двух выражений. Квадрат разности двух выражений» предназначена для учащихся 7 класса с целью первичного закрепления умений выполнять преобразо.

Напишите наименьшее целое число x, для которого истинно высказывание

Напишите наибольшее целое число x, для которого истинно высказывание:
НЕ (X < 4) И НЕ (X >= 9).
НЕ (X = 17) И (X нечётное).
НЕ (X = 7).
Напишите наименьшее целое число x, для которого истинно высказывание:
НЕ (X НЕ (X < 2) И (X < 5).

Голосование за лучший ответ

Покажу на одном примере.
НЕ (X НЕ (X 7)
Значит должно выполняться утверждение, что (X > 7) И (X < 20)
Иначе говоря, Х должен принадлежать интервалу (7, 20)
Раз 7 не включается в интервал, значит ответ это 8.
Дальше сами.

Виктория ГапусенкоУченик (111) 6 месяцев назад

Блабла БлаУченик (169) 1 месяц назад

Подготовка к ОГЭ: решение задачи 2 (логика)

Задачи на кодирование

1. Подготовка к ОГЭ: решение задачи 2 (логика)

Автор: Мочалова Марина Владимировна,
учитель информатики
ГБОУ лицей №144 Калининского р-на
г.Санкт-Петербург

2.

Содержание
1. Теория
2. Разбор решений задач
3. Задачи для самостоятельного решения
4. Источники

3.

Теория
Операции сравнения:
> строго больше
< строго меньше
>= больше или равно
= равно
<> не равно
Логические операции:
— НЕ – логическое отрицание (инверсия)
— И – логическое умножение (конъюнкция,
одновременное выполнение условий)
— ИЛИ – логическое сложение (дизъюнкция,
выполнение хотя бы одного условия из нескольких)

4.

Теория
Порядок выполнения действий:
— выражения в скобках
— НЕ
— И
— ИЛИ
— , >=, =, <>
Пример:
5
1
4
3
2
7
6
НЕ ((Х = 7) И НЕ (Y <>9)) ИЛИ (Z > 0)

5.

Разбор решения задач
Задание 1. Для какого из приведенных чисел ложно высказывание:
НЕ (число > 50) ИЛИ (число четное)
1) 123 2) 56
3) 9
4) 8
Обозначим высказывания: А — число > 50, В — число четное. Перепишем
условие задачи, исходя из того, что высказывание должно быть ложным:
НЕ А ИЛИ В = 0.
Логическая сумма двух переменных равна 0 только в случае, если обе
переменные равны 0.
Получаем два равенства: НЕ А = 0, В=0. Рассмотрим каждое отдельно.
НЕ А = 0, следовательно, А = 1. Это означает, что искомое число > 50. Этому
условию удовлетворяют числа под номерами 1) и 2).
В=0. Это означает, что искомое число нечетное. По этому условию остается
число 123 под номером 1).
Ответ: 1

6.

Разбор решения задач
Задание 2. Для какого из приведенных чисел истинно высказывание:
(число < 75) И НЕ (число четное)
1) 46
2) 53
3) 98 4) 99
Обозначим высказывания: А — число словие задачи, исходя из того, что высказывание должно быть истинным:
А И НЕ В = 1.
Логическое произведение двух переменных равно 1 только в случае,
если обе переменные равны 1.
Получаем два равенства: А = 1, НЕ В=1. Рассмотрим каждое отдельно.
А = 1. Это означает, что искомое число меньше 75. Это числа под
номерами 1) и 2).
НЕ В =1 , т.е. В=0. Это означает, что искомое число нечетное. По этому
условию остается число 53 под номером 2).
Ответ: 2

7.

Разбор решения задач
Задание 3. Для какого из приведенных значений числа Х истинно высказывание:
НЕ (Х > 5) И (Х > 4)
1) 4
2) 5
3) 6
4) 7
Способ 1 (с помощью алгебры логики).
Обозначим высказывания: А — Х > 5, В — Х > 4. Перепишем условие задачи, исходя
из того, что высказывание должно быть истинным: НЕ А И В = 1.
Логическое произведение двух переменных равно 1 только в случае, если обе
переменные равны 1.
Получаем два равенства: НЕ А = 1, В=1. Рассмотрим каждое отдельно.
НЕ А = 1, следовательно, А = 0. Это означает, что искомое число меньше или
равно 5. Это числа под номерами 1) и 2).
В=1. Это означает, что искомое Х больше 4. Этому условию удовлетворяет только
число 5 под номером 2).
Способ 2 (с помощью рассуждений).
Проанализируем условие задачи. Из него следует, что искомое число должно
быть одновременно строго больше 4 и при этом не более 5. Этому условию соответствует только число 5: оно строго больше 4 и при этом не превышает 5.
Ответ: 2

8.

Разбор решения задач
Задание 4. Для какого из приведенных чисел истинно высказывание:
(число > 100) И НЕ (число нечетное)
1) 35
2) 4598
3) 54321
4) 24
Обозначим высказывания: А — число > 100 и В — число нечетное.
Перепишем условие задачи, исходя из того, что высказывание должно быть
истинным: А И НЕ В = 1.
Логическое произведение двух переменных равно 1 только в случае если обе
переменные равны 1.
Получаем два равенства: А = 1, НЕ В=1. Рассмотрим каждое отдельно.
А = 1. Это означает, что искомое число больше 100. Это числа под номерами
2) и 3).
НЕ В=1, т.е. В=0. Это означает, что искомое число четное. По этому условию
остается число 4598 под номером 2).
Ответ: 2.

9.

Разбор решения задач
Задание 5. Для какого из приведенных значений числа Х ложно высказывание:
НЕ (Х > 2) ИЛИ ((Х < 4) И (Х >1)).
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Обозначим высказывания: А — Х > 2 , В — Х < 4, С Х >1. Перепишем условие
задачи, исходя из того, что высказывание должно быть ложным:
НЕ А ИЛИ ( В И С) = 0.
Логическая сумма двух переменных равна 0 только в случае, если обе
переменные равны 0.
Получаем два равенства: НЕ А = 0, (В И С) =0. Рассмотрим каждое отдельно.
НЕ А = 0, следовательно, А = 1. Это означает, что искомое число больше 2. Это
числа под номерами 3) и 4).
(ВиС)=0. Это равенство распадается на два отдельных – либо В=0 либо С=0.
В=0 означает, что искомое число больше или равно 4. По этому условию остается
число 4 под номером 4).
С=0 означает, что Х должно быть меньше или равно 1, но это не удовлетворяет
предыдущим двум условиям, поэтому С не влияет на решение задачи (поскольку
значение С умножается на В=0).
Таким образом, решением является число 4 под номером 4)..
Ответ: 4

10.

Разбор решения задач
Задание 6. Для какого из приведенных чисел истинно высказывание:
НЕ (число > 10000) И (число нечетное)
1) 54321
2) 45980
3) 125 4) 24
Способ 1 (метод рассуждений). Проанализируем условие задачи. Из него
следует, что число должно быть одновременно и нечетным и не более 10000.
Этому условию удовлетворяет только одно число 125, т.е. получаем ответ 3).
Способ 2 (с помощью алгебры логики). Обозначим высказывания:
А — число больше 10000 В — число нечетное. Перепишем условие задачи,
исходя из того, что высказывание должно быть истинным: НЕ А И В = 1.
Логическое произведение двух переменных равно 1 только в случае, если обе
переменные равны 1.
Получаем два равенства: НЕ А = 1, В=1. Рассмотрим каждое отдельно.
НЕ А = 1, т.е. А = 0. Это означает, что искомое число должно быть не больше
10000. Это числа под номерами 3) и 4).
В=1. Это означает, что искомое число нечетное. По этому условию остается
число 125 под номером 3).
Ответ: 3

11.

Разбор решения задач
Задание 7. Для какого из приведенных чисел ложно высказывание:
НЕ (число < 10) ИЛИ НЕ(число четное)
1) 123 2) 56 3) 9
4) 8
Обозначим высказывания: А — число < 10 и В - число четное. Перепишем
условие задачи, исходя из того, что высказывание должно быть ложным:
НЕ А ИЛИ НЕ В = 0.
Логическая сумма двух переменных равна 0 только в случае если обе
переменные равны 0.
Получаем два равенства: НЕ А = 0, НЕ В=0. Рассмотрим каждое отдельно.
НЕ А = 0, тогда А = 1. Это означает, что искомое число меньше 10. Это числа
под номерами 3) и 4).
НЕ В=0 т.е. В=1. Это означает, что искомое число четное. По этому условию
остается число 8 под номером 4).
Ответ: 4

12.

Разбор решения задач
Задание 8 . Для какого из приведенных значений числа Х ложно высказывание:
(число > 3) ИЛИ НЕ ((число < 4) И (число >2))
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Обозначим высказывания: А — число > 3, В — число < 4, С - число >2.
Перепишем условие задачи, исходя из того, что высказывание должно быть
ложным:
А ИЛИ НЕ (В И С)= 0.
Логическая сумма двух переменных равна 0 только в случае, если обе
переменные равны 0.
Получаем два равенства: А = 0, НЕ (В И С)=0. Рассмотрим каждое отдельно.
А = 0. Это означает, что искомое число НЕ (В И С) = 0 или (В И С) = 1. Это равенство распадается на два: В = 1 и С = 1.
В = 1 означает, что искомое число Х < 4. По этому условию остаются те же числа
под номерами 1), 2) и 3).
Условие С = 1 означает, что искомое число должно быть строго больше 2. Этому
условию удовлетворяет только одно число 3.
Ответ: 3.

13.

Разбор решения задач
Задание 9. Для какого из приведенных значений числа Х ложно
высказывание: (НЕ (Х >= 6) И НЕ (Х = 5)) ИЛИ (Х 1) 5
2) 6
3) 7
4) 8
Введем обозначения: А — Х >= 6, В — Х=5, С — Х >= 7. Перепишем условие
задачи, используя принятые нами обозначения и учитывая, что исходное
логическое выражение должно быть ложным:
(НЕ А И НЕ В) ИЛИ С= 0.
Логическая сумма равна 0 только в случае, если все слагаемые равны 0.
Получаем 2 уравнения:
(НЕ А И НЕ В)=0 и С=0.
Рассмотрим сначала второе равенство С=0. Оно означает, что искомое
число Х должно быть строго больше 7. Этому условию удовлетворяет только
одно число 8.
Сделаем проверку найденного решения по первому уравнению
(НЕ А И НЕ В)=0.
Логическое произведение двух переменных равно 0 в случае, если хотя бы
один из сомножителей равен 0. Найденное число 8 дает нам А =1 (А: Х >=6)
или НЕ А =0, поэтому второй сомножитель НЕ В =0 можно не рассматривать.
Ответ: 4.

14.

Разбор решения задач
Задание 10. Для какого из приведенных значений числа Х истинно
высказывание: (Х > 4) И (Х < 7) И (Х < 6).
1) 5
2) 6
3) 3
4) 4
Введем обозначения: А — Х > 4, В — Х < 7, С - Х < 6.
Перепишем условие задачи, используя принятые обозначения и учитывая,
что исходное логическое выражение должно быть истинным: А и В и С = 1.
Логическое произведение нескольких переменных равно 1 в случае, если все
логические переменные равны 1. Получаем три равенства: А = 1, В = 1, С = 1.
Рассмотрим каждое из них отдельно.
А = 1. Это означает, что искомое число Х > 4. Этому условию удовлетворяют
числа 5 и 6.
В = 1. Это означает, что искомое число Х < 7. Этому условию удовлетворяют
все данные в ответе числа, поэтому необходимо также рассмотреть последне
е равенство.
С = 1. Это означает, что искомое число Х < 6. Этому условию удовлетворяет
только одно число 5 под номером 1).
Ответ: 1.

15.

Разбор решения задач
Здание 11. Для какого из приведенных имен истинно высказывание
НЕ (1 буква согласная) И НЕ (последняя буква гласная)?
1) Андрейка 2) Иван 3) Михаил 4) Никита
Введем обозначения:
А — первая буква согласная, В — последняя буква гласная.
Перепишем исходное выражение, используя принятые нами обозначения и
учитывая, что оно должно быть истинным.
НЕ А И НЕ В = 1.
Логическое произведение равно 1 (истинно) только в том случае, если обе
переменные равны 1. Таким образом, исходное уравнение распадается на
два равенства и каждое решается отдельно.
НЕ А = 1. Это означает, что А = 0, т.е. первая буква искомого слова должна
быть гласной. Этому условию удовлетворяют имена под номерами 1) и 2).
НЕ В = 1, т.е. В = 0. Отсюда получаем что последняя буква имени должна
быть согласной. Этому условию удовлетворяет имя Иван под номером 2).
Ответ: 2.

16.

Разбор решения задач
Задание 12.Для какого из приведенных имен истинно высказывание
НЕ (1 буква гласная) И (количество букв < 6).
1) Иван 2) Николай 3) Семен 4) Илья
Введем обозначения: А — первая буква гласная, В — количество букв меньше
6. Перепишем условие задачи, используя принятые обозначения и
учитывая, что оно должно быть истинным: НЕ А И В = 1.
Логическое произведение двух переменных истинно только в случае, если
обе переменные равны 1. Получаем 2 равенства, которые рассматриваем
отдельно каждое.
НЕ А = 1, или А = 0. Это означает, что первая буква в искомом имени
должна быть согласной. Этому условию удовлетворяют имена под
номерами 2) и 3).
В = 1, следовательно, в имени должно быть букв 5 и менее. Это имя Семен
под номером 3).
Ответ: 3.

17.

Разбор решения задач
Задание 13. Для какого из приведенных имен истинно высказывание
НЕ (1 буква согласная) И НЕ (3 буква гласная).
1) Елена 2) Полина 3) Кристина 4) Анна
Введем обозначения: А — первая буква согласная, В — третья буква гласная. П
ерепишем условие согласно принятым нами обозначениям и учитывая,
что высказывание должно быть истинным:
НЕ А И НЕ В = 1.
Логическое произведение двух переменных истинно только в случае
истинности каждой переменной. Таким образом, решение задачи
распадается на решение двух равенств:
НЕ А = 1. Это значит, что А = 0, т.е. первая буква имени должна быть гласной.
Это имена под номерами 1) и 4).
НЕ В = 1. Это означает, что В = 0, т.е, третья буква имени должна быть
согласной. Это условие выполняется только в имени Анна под номером 4).
Ответ: 4.

18.

Разбор решения задач
Задание 14. Для какой из приведенных последовательностей цветных бусин
истинно высказывание
(последняя бусина зеленая) ИЛИ (вторая бусина красная ) И (четвертая бусина зеленая).
1) ЗКЗСЖ 2) КСЗЖК 3) ККСЗК 4) ЗЗКЗС
Введем обозначения: А — последняя бусина зеленая, Б — вторая бусина красная, С — четвер
тая бусина зеленая.
Перепишем условие задачи, используя введенные обозначения и учитывая, что оно
должно быть истинным.
А ИЛИ В И С = 1
Расставим скобки согласно приоритету логических операций (логическое умножение –
операция И выполняется прежде логического сложения — операции ИЛИ). Получим
А ИЛИ (В И С) = 1.
Логическая сумма равна 1 в случае, если хотя бы одно из слагаемых равно 1. Получаем
два уравнения.
А = 1 означает, что последняя бусина должна быть зеленой. Но ни в одном варианте
ответа такой последовательности нет.
Второе равенство В И С = 1 требует одновременно истинности обоих высказываний.
В = 1 означает, что в ответе должна быть вторая бусина красная. Это условие выполняется
только в последовательности под номером 3). Но необходимо убедиться, что при этой
последовательности также и С = 1. Действительно, в этой последовательности четвертая
бусина зеленая, значит, С = 1.
Ответ: 3.

19.

Разбор решения задач
Задание 15. Для какой из приведенных последовательностей цветных бусин
истинно высказывание
(первая бусина красная) и (вторая бусина синяя) и не (последняя бусина желтая).
1) КСЖЗЖ 2) КСЗЖЖ 3) КСКЖЗ 4) СКЗЖС
Введем обозначения: А — первая бусина красная, Б — вторая бусина синяя,
С — последняя бусина желтая.
Перепишем условие задачи, используя введенные обозначения и учитывая,
что оно должно быть истинным.
А И В И НЕ С = 1
Логическое произведение равно 1 в случае, если все сомножители равны 1.
Получаем три уравнения.
А = 1 означает, что первая бусина должна быть красной. Это варианты
ответов под номерами 1, 2, 3.
Второе равенство В = 1 означает, что вторая бусина синяя. Это те же
последовательности под номерами 1, 2, 3.
НЕ С = 1 означает, что С = 0, то есть в ответе последняя буква не должна быть
желтой. Это условие выполняется только в последовательности под номером
3).
Ответ: 3.

20.

Разбор решения задач
Задание 16.Для какой из приведенных последовательностей цветных бусин
ложно высказывание
НЕ (последняя бусина зеленая) ИЛИ (первая бусина синяя ) ИЛИ (вторая бусина красная).
1) КСЖЗС 2) ССКЖЗ 3) ЖКЗСЗ 4) КСЗКЗ
Введем обозначения: А — последняя бусина зеленая, Б — первая бусина синяя,
С – вторая бусина красная.
Перепишем условие задачи, используя введенные обозначения и учитывая, что
оно должно быть ложным.
НЕ А ИЛИ В ИЛИ С = 0
Логическая сумма равна 0 только в случае, все слагаемые равны 0. Получаем три
уравнения.
НЕ А = 0 означает, что А = 1, то есть последняя бусина должна быть зеленой. Это
варианты ответов под номерами 2, 3, 4.
Второе равенство В = 0 требует, чтобы первая бусина не была синей. Этому
условию удовлетворяют ответы под номерами 3 и 4.
С = 0 означает, что в ответе второй бусиной не может быть красная. Это условие
выполняется только в последовательности под номером 4).
Ответ: 4.

21.

Разбор решения задач
Задание 17. Для какого из приведенных чисел истинно высказывание
НЕ (первая цифра четная) И НЕ (сумма цифр четная).
1) 638 2) 442 3) 357 4) 123
Введем обозначения А — первая цифра четная, В — сумма цифр четная.
Перепишем условие задачи, используя принятые обозначения и
учитывая, высказывание должно быть истинным.
НЕ А И НЕ В = 1. Логическое произведение равно 1 (истинно) в том случае,
если оба сомножителя равны 1. Получаем два уравнения.
НЕ А = 1 или А = 0. Это означает, что в искомом числе первая цифра
нечетная. Этому условию удовлетворяют числа под номерами 3) и 4).
НЕ В = 1 или В = 0. Это означает, что в числе сумма цифр должна быть
нечетной. Этому условию удовлетворяет только число под номером 3).
Ответ: 3.

22.

Задачи для самостоятельного решения
18. Для какого из приведенных имен истинно высказывание
НЕ (первая буква гласная) И (третья буква согласная).
1) Елена 2) Полина 3) Кристина 4) Анна
Ответ: 2.
19.Для какого из приведенных слов истинно высказывание
(первая буква гласная) И НЕ (последняя буква согласная).
1) слива 2) яблоко 3) банан 4) ананас
Ответ: 2.
20. Для какого из приведенных имен истинно высказывание
НЕ (первая буква согласная) И (количество букв меньше 5).
1) Никита 2) Иван 3) Семен 4) Игорь
Ответ: 2.
21. Для какого из приведенных слов истинно высказывание
(первая буква гласная) И НЕ (третья буква согласная).
1) Елена 2) Полина 3) Кристина 4) Анна
Ответ: 2.

23.

Задачи для самостоятельного решения
22. Для какого из приведенных имен истинно высказывание
НЕ ((первая буква согласная) ИЛИ (последняя буква гласная)).
1) Максим 2) Марина 3) Ольга 4) Олег
Ответ: 4
23. Для какого из приведенных имен ложно высказывание
НЕ ((третья буква согласная) И (последняя буква гласная)).
1) Анна 2) Елена 3) Павел 4) Егор
Ответ: 1.
24. Для какого из приведенных имен истинно высказывание
НЕ ((первая буква гласная) ИЛИ НЕ (последняя буква согласная)).
1) Емеля 2) Иван 3) Михаил 4) Никита
Ответ: 3.
25. Для какого из приведенных значений числа Х ложно высказывание:
НЕ (Х < 6) ИЛИ ((Х < 5) И (Х >= 4)).
1) 7 2) 6 3) 5
4) 4
Ответ: 3.

24.

Задачи для самостоятельного решения
26. Для какого из приведенных значений числа Х истинно
высказывание:
((Х >3) И НЕ (Х < 4)) ИЛИ (Х 1) 1 2) 2 3) 3
4) 4
Ответ: 4.
27. Для какой из приведенных последовательностей цветных бусин
истинно высказывание
(вторая бусина желтая) И НЕ (четвертая бусина зеленая ) И НЕ (последняя
бусина красная).
1) СЗККЖК 2) ЖЖКСЗК 3) СЖСЗКЗ 4) КЖССКС
Ответ: 4.
28. Для какого из приведенных значений числа Х истинно высказывание:
(Х <3) И ((Х < 2) ИЛИ (Х >2)).
1) 1 2) 2 3) 3
4) 4
Ответ: 1.

25.

Задачи для самостоятельного решения
29. Для какой из приведенных последовательностей цветных бусин
истинно высказывание
(НЕ (первая бусина красная) И (третья бусина синяя )) ИЛИ (пятая
бусина зеленая).
1) КЗКЖСС 2) СККЖКЗ 3) ЖКЗСЗК 4) ЗСЖКЖС
Ответ: 3.
30. Для какого из приведенных значений числа Х истинно
высказывание:
(Х > 1) И (Х > 2) И (Х <> 3).
1) 1 2) 2 3) 3
4) 4
Ответ: 4

ЕГЭ. Задание 19. Теория чисел, арифметика и алгебра

Подготовка к профильному уровню единого государственного экзамена по математике. Полезные материалы, видеоразборы задач и подборка заданий прошлых лет последней задачи ЕГЭ.

Полезные материалы

Подборки видео и курсы

  • Все ролики с заданием 19
  • Все ролики по теории чисел
  • Мини-курс «Задачи по теории чисел на ЕГЭ по математике»
  • Мини-курс «Сравнение по модулю»

Видеоразборы задач

а) Можно ли вычеркнуть несколько цифр из числа 123456789 так, чтобы получилось число, кратное 72?
б) Можно ли вычеркнуть несколько цифр из числа 846927531 так, чтобы получилось число, кратное 72?
в) Какое наибольшее количество цифр можно вычеркнуть из числа 124875963 так, чтобы получилось число, кратное 72?

На доске написано 10 различных натуральных чисел, среднее арифметическое шести наименьших из них равно 7, среднее арифметическое шести наибольших из них равно 12.
а) Может ли наименьшее число быть равно 5?
б) Может ли среднее арифметическое всех чисел быть равным 10?
в) Какое наибольшее среднее арифметическое может быть у всех чисел, написанных на доске?

В школах #1 и #2 учащиеся писали тест. В каждой школе тест писали по крайней мере два учащихся, а суммарно тест писали 37 учащийся. Каждый учащийся, писавший тест, набрал натуральное количество баллов. Оказалось, что в каждой школе средний балл был целым числом. После этого, один из учащихся, писавших тест, перешел из школы #1 в школу #2, а средние баллы за тест были пересчитаны в обеих школах.
а) Мог ли средний балл в школе #1 вырасти в два раза?
б) Средний балл в школе #1 вырос на 5%, средний балл в школе #2 также вырос на 5%. Мог ли первоначальный балл в школе #2 равняться 1?
в) Средний балл в школе #1 вырос на 5%, средний балл в школе #2 также вырос на 5%. Найдите наименьшее значение первоначального среднего балла в школе #2.

а) Существуют ли двузначные натуральные числа $m$ и $n$ такие, что $\left| \dfrac — \sqrt2 \right|\leqslant \dfrac$?
б) Существуют ли двузначные двузначные натуральные числа $m$ и $n$ такие, что $\left| \dfrac — 2 \right|\leqslant \dfrac$?
в) При каком натуральном $n$ значение выражения $\left| \dfrac — \sqrt2\right|$ будет наименьшим.

В живом уголке четыре ученика кормят кроликов. Каждый кормит нескольких (хотя бы одного) кроликов, но не всех. Первый ученик дает порцию по 100 грамм, второй — по 200 грамм, третий — по 300 грамм, а четвертый — по 400 грамм.
а) Может ли оказаться так, что кроликов было 15 и все они получили одинаковое количество корма?
б) Может ли оказаться так, что кроликов было 15 и все они получили разное количество корма?
в) Какое наибольшее количество кроликов могло быть в живом уголке, если каждый ученик насыпал корм ровно четырем кроликам и все кролики получили разное количество корма?

На доске написаны числа $a_1$, $a_2$, . $a_n$, каждое из которых не меньше 50 и не больше 150. Каждое из чисел $a_i$ уменьшили на $r_i\%$ так, что либо $r_i = 2$, либо число $a_i$ уменьшилось на 2.
а) Может ли среднее арифметическое чисел $r_i$ быть равным 5?
б) Могло ли так получиться, что среднее арифметическое чисел $r_i$ больше 2, и при этом сумма чисел $a_i$ уменьшилась более чем на $2n$?
в) Пусть $n=30$, а после выполнения описанной операции их сумма уменьшилась на 40. Найдите наибольшее возможное значение среднего арифметического чисел $r_i$.

На доске написано более 40, но менее 48 целых чисел. Среднее арифметическое этих чисел равно −3, среднее арифметическое всех положительных из них равно 4, а среднее арифметическое всех отрицательных из них равно −8.
а) Сколько чисел написано на доске?
б) Каких чисел написано больше: положительных или отрицательных?
в) Какое наибольшее количество положительных чисел может быть среди них?

Каждый из 28 студентов писал или одну из двух контрольных работ, или написал обе контрольные работы. За каждую работу можно было получить целое число баллов от 0 до 20 включительно. По каждой из двух контрольных работ в отдельности средний балл составил 15. Затем каждый студент назвал наивысший из своих баллов (если студент писал одну работу, то он назвал балл за неё). Среднее арифметическое названных баллов равно $S$.
а) Приведите пример, когда $S < 15$.
б) Могло ли значение $S$ быть равным 5?
в) Какое наименьшее значение могло принимать $S$, если обе контрольные работы писали 10 студентов?

На доске написано 30 различных натуральных чисел, десятичная запись каждого из которых оканчивается или на цифру 2, или на цифру 6. Сумма написанных чисел равна 2454.
а) Может ли на доске быть поровну чисел, оканчивающихся на 2 и на 6.
б) Может ли ровно одно число на доске оканчивается на 6?
в) Какое наименьшее количество чисел, оканчивающихся на 6, может быть записано на доске?

На доске написано несколько (более одного) различных натуральных чисел, причем любые два из них отличаются не более чем в три раза.
а) Может ли на доске быть 5 чисел, сумма которых равна 47?
б) Может ли на доске быть 10 чисел, сумма которых равна 94?
в) Сколько может быть чисел на доске, если их произведение равно 8000?

На доске написано несколько различных натуральных чисел, произведение любых двух из которых больше 40 и меньше 100.
а) Может ли на доске быть 5 чисел?
б) Может ли на доске быть 6 чисел?
в) Какое наибольшее значение может принимать сумма чисел на доске, если их четыре?

Последовательность состоит из натуральных чисел, причём каждый член последовательности больше среднего арифметического соседних (стоящих рядом с ним) членов.
а) Приведите пример такой последовательности, состоящей из четырёх членов, сумма которых равна 50.
б) Может ли такая последовательность состоять из шести членов и содержать два одинаковых числа?
в) Какое наименьшее значение может принимать сумма членов такой последовательности, состоящей из десяти членов?

На доске написаны числа 2 и 3. За один ход два числа $a$ и $b$, записанные на доске, заменяются на два числа: или $a + b$ и $2a — 1$, или $a + b$ и $2b — 1$ (например, из чисел 2 и 3 можно получить либо 3 и 5, либо 5 и 5).
а) Приведите пример последовательности ходов, после которых одно из двух чисел, написанных на доске, окажется числом 13.
б) Может ли после 200 ходов одно из двух чисел, написанных на доске, оказаться числом 400?
в) Сделали 513 ходов, причём на доске никогда не было написано одновременно двух равных чисел. Какое наименьшее значение может принимать разность большего и меньшего из полученных чисел?

Можно ли привести пример пяти различных натуральных чисел, произведение которых равно 1008 и
а) пять;
б) четыре;
в) три
из них образуют геометрическую прогрессию?

Число $S$ таково, что для любого представления $S$ в виде суммы положительных слагаемых, каждое из которых не превосходит 1, эти слагаемые можно разделить на две группы так, что каждое слагаемое попадает только в одну группу и сумма слагаемых в каждой группе не превосходит 17.
а) Может ли число $S$ быть равным 34?
б) Может ли число $S$ быть больше $33\dfrac$?
в) Найдите максимальное возможное значение $S$.

Рассматриваются конечные непостоянные арифметические прогрессии, состоящие из натуральных чисел, которые не имеют простых делителей, отличных от 2 и 3.
а) Может ли в этой прогрессии быть три числа?
б) Какое наибольшее количество членов может быть в этой прогрессии?

Имеется 8 карточек. На них записывают по одному каждое из чисел: $-11,$ $12,$ $13,$ $-14,$ $-15,$ $17,$ $-18,$ $19.$ Карточки переворачивают и перемешивают. На их чистых сторонах заново пишут по одному каждое из чисел: $-11,$ $12,$ $13,$ $-14,$ $-15,$ $17,$ $-18,$ $19.$ После этого числа на каждой карточке складывают, а полученные восемь сумм перемножают.
а) Может ли в результате получиться $0$?
б) Может ли в результате получиться $123$?
в) Какое наименьшее целое неотрицательное число может в результате получиться?

Подборка задач

  1. Вася и Петя решают задачи из сборника. Они начали решать задачи в один день и тот же день, и решили в этот день хотя бы по одной задаче каждый. Вася решал в каждый следующий день на одну задачу больше, чем в предыдущий, а Петя — на две задачи больше, чем предыдущий день. В итоге каждый из них решил все задачи из сборника.
    а) Могло ли быть так, что в первый день они решили одинаковое число задач, при этом Петя прорешал весь сборник за пять дней?
    б) Могло ли быть так, что в первый день они решили одинаковое число задач, при этом Петя прорешал весь сборник за три дня?
    в) Найдите наименьшее количество задач в сборнике, если известно, что каждому из них потребовалось больше 7 дней на решение всех задач, а количество задач, решенных в первый день отличалось на 1. (ЕГЭ-2019. Досрочная волна)
  2. В живом уголке четыре ученика кормят кроликов. Каждый кормит нескольких (хотя бы одного) кроликов, но не всех. Первый ученик дает порцию по 100 грамм, второй — по 200 грамм, третий — по 300 грамм, а четвертый — по 400 грамм.
    а) Может ли оказаться так, что кроликов было 15 и все они получили одинаковое количество корма?
    б) Может ли оказаться так, что кроликов было 15 и все они получили разное количество корма?
    в) Какое наибольшее количество кроликов могло быть в живом уголке, если каждый ученик насыпал корм ровно четырем кроликам и все кролики получили разное количество корма? (ЕГЭ-2018. Досрочная волна)
  3. На доске написаны числа $a_1$, $a_2$, . $a_n$, каждое из которых не меньше 50 и не больше 150. Каждое из чисел $a_i$ уменьшили на $r_i\%$ так, что либо $r_i = 2$, либо число $a_i$ уменьшилось на 2.
    а) Может ли среднее арифметическое чисел $r_i$ быть равным 5?
    б) Могло ли так получиться, что среднее арифметическое чисел $r_i$ больше 2, и при этом сумма чисел $a_i$ уменьшилась более чем на $2n$?
    в) Пусть $n=30$, а после выполнения описанной операции их сумма уменьшилась на 40. Найдите наибольшее возможное значение среднего арифметического чисел $r_i$. (ЕГЭ-2018. Досрочная волна)
  4. а) Существуют ли двузначные натуральные числа $m$ и $n$ такие, что $\left| \dfrac- \sqrt2 \right|\leqslant \dfrac$?
    б) Существуют ли двузначные двузначные натуральные числа $m$ и $n$ такие, что $\left| \dfrac- 2 \right|\leqslant \dfrac$?
    в) При каком натуральном $n$ значение выражения $\left| \dfrac — \sqrt2\right|$ будет наименьшим. (ЕГЭ-2018. Досрочная волна, резервный день)
  5. На доске написано 10 различных натуральных чисел, среднее арифметическое шести наименьших из них равно 7, среднее арифметическое шести наибольших из них равно 12.
    а) Может ли наименьшее число быть равно 5?
    б) Может ли среднее арифметическое всех чисел быть равным 10?
    в) Какое наибольшее среднее арифметическое может быть у всех чисел, написанных на доске? (ЕГЭ-2018. Основная волна)
  6. В школах #1 и #2 учащиеся писали тест. В каждой школе тест писали по крайней мере два учащихся, а суммарно тест писали 37 учащийся. Каждый учащийся, писавший тест, набрал натуральное количество баллов. Оказалось, что в каждой школе средний балл был целым числом. После этого, один из учащихся, писавших тест, перешел из школы #1 в школу #2, а средние баллы за тест были пересчитаны в обеих школах.
    а) Мог ли средний балл в школе #1 вырасти в два раза?
    б) Средний балл в школе #1 вырос на 5%, средний балл в школе #2 также вырос на 5%. Мог ли первоначальный балл в школе #2 равняться 1?
    в) Средний балл в школе #1 вырос на 5%, средний балл в школе #2 также вырос на 5%. Найдите наименьшее значение первоначального среднего балла в школе #2. (ЕГЭ-2018. Основная волна)
  7. а) Представьте число $\dfrac$ в виде суммы нескольких дробей, все числители которых равны единице, а знаменатели — попарно различные натуральные числа.
    б) Представьте число $\dfrac$ в виде суммы нескольких дробей, все числители которых равны единице, а знаменатели — попарно различные натуральные числа.
    в) Найдите все возможные пары натуральных чисел $m$ и $n$, для которых $m \leqslant n$ и $\dfrac+ \dfrac= \dfrac$. (ЕГЭ-2018. Основная волна)
  8. На доске написано 11 различных натуральных чисел. Среднее арифметическое шести наименьших из них равно 5, а среднее арифметическое шести наибольших равно 15.
    а) Может ли наименьшее из этих одиннадцати чисел равняться 3?
    б) Может ли среднее арифметическое всех одиннадцати чисел равняться 9?
    в) Пусть $B$ — шестое по величине число, а $S$ — среднее арифметическое всех одиннадцати чисел. Найдите наибольшее значение выражения~$S-B$. (ЕГЭ-2018. Основная волна)
  9. а) Можно ли вычеркнуть несколько цифр из числа 123456789 так, чтобы получилось число, кратное 72?
    б) Можно ли вычеркнуть несколько цифр из числа 846927531 так, чтобы получилось число, кратное 72?
    в) Какое наибольшее количество цифр можно вычеркнуть из числа 124875963 так, чтобы получилось число, кратное 72? (ЕГЭ-2018. Основная волна, резервный день)
  10. За прохождение каждого уровня игры на планшете можно получить от одной до трёх звёзд. При этом заряд аккумулятора планшета уменьшается на 3 пункта при получении трёх звёзд, на 6 пунктов при получении двух звёзд и на 9 пунктов при получении одной звезды. Витя прошёл несколько уровней игры подряд.
    а) Мог ли заряд аккумулятора уменьшиться ровно на 32 пункта?
    б) Сколько уровней игры было пройдено, если заряд аккумулятора уменьшился на 33 пункта и суммарно было получено 17 звёзд?
    в) За пройденный уровень начисляется 9000 очков при получении трёх звёзд, 5000 — при получении двух звёзд и 2000 — при получении одной звезды. Какое наибольшее количество очков мог получить Витя, если заряд аккумулятора уменьшился на 33 пункта и суммарно было получено 17 звёзд? (ЕГЭ-2018. Основная волна, резервный день)
  11. Задумано несколько (не обязательно различных) натуральных чисел. Эти числа и их все возможные суммы (по 2, по 3 и т. д.) выписывают на доску в порядке неубывания. Если какое-то число $n$, выписанное на доску, повторяется несколько раз, то на доске оставляется одно такое число $n$, а остальные числа, равные $n$, стираются. Например, если задуманы числа 1, 3, 3, 4, то на доске будет записан набор 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11.
    а) Приведите пример задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 2, 4, 6, 8, 10.
    б) Существует ли пример таких задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 1, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 22?
    в) Приведите все примеры задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 7, 8, 10, 15, 16, 17, 18, 23, 24, 25, 26, 31, 33, 34, 41. (ЕГЭ-2017)
  12. Маша и Наташа делают фотографии. Каждый день каждая девочка делает на одну фотографию больше, чем в предыдущий день. В конце Наташа сделала на 1001 фотографию больше, чем Маша.
    а) Могло ли это произойти за 7 дней?
    б) Могло ли это произойти за 8 дней?
    в) Какое максимальное количество фотографий могла сделать Наташа, если Маша в последний день сделала меньше 40 фотографий? (ЕГЭ-2017)
  13. На доске написано 30 натуральных чисел. Какие-то из них красные, а какие-то зелёные. Красные числа кратны 7, а зелёные числа кратны 5. Все красные числа отличаются друг от друга, как и все зелёные. Но между красными и зелёными могут быть одинаковые.
    а) Может ли сумма зелёных чисел быть меньше 2325?
    б) Может ли сумма чисел быть 1467, если только одно число красное?
    в) Найдите наименьшее количество красных чисел, которое может быть при сумме 1467. (ЕГЭ-2017)
  14. На доске написано 100 различных натуральных чисел с суммой 5100.
    а) Может ли быть записано число 250?
    б) Можно ли обойтись без числа 11?
    в) Какое наименьшее количество чисел, кратных 11, может быть на доске? (ЕГЭ-2017)
  15. На доске написано 30 различных натуральных чисел, каждое из которых либо четное, либо его десятичная запись заканчивается на цифру 7. Сумма написанных чисел равна 810.
    а) Может ли быть 24 четных числа?
    б) Может ли быть на доске ровно два числа, оканчивающихся на 7?
    в) Какое наименьшее количество чисел с последней цифрой 7 может быть на доске? (ЕГЭ-2017)
  16. На доске написано 30 различных натуральных чисел, десятичная запись каждого из которых оканчивается или на цифру 3, или на цифру 7. Сумма написанных чисел равна 2502.
    а) Может ли на доске быть поровну чисел, оканчивающихся на 3 или на 7?
    б) Могут ли ровно два числа на доске оканчиваться на 3?
    в) Какое наименьшее количество чисел, оканчивающихся на 3, может быть на доске? (ЕГЭ-2017)
  17. Каждый из 28 студентов писал или одну из двух контрольных работ, или написал обе контрольные работы. За каждую работу можно было получить целое число баллов от 0 до 20 включительно. По каждой из двух контрольных работ в отдельности средний балл составил 15. Затем каждый студент назвал наивысший из своих баллов (если студент писал одну работу, то он назвал балл за неё). Среднее арифметическое названных баллов равно $S$.
    а) Приведите пример, когда $S < 15$.
    б) Могло ли оказаться, что только два студента написали обе контрольные работы, если $S = 13$?
    в) Какое наименьшее количество студентов могло написать обе контрольные работы, если $S = 13$? (ЕГЭ-2017)
  18. Каждый из 28 студентов писал или одну из двух контрольных работ, или написал обе контрольные работы. За каждую работу можно было получить целое число баллов от 0 до 20 включительно. По каждой из двух контрольных работ в отдельности средний балл составил 15. Затем каждый студент назвал наивысший из своих баллов (если студент писал одну работу, то он назвал балл за неё). Среднее арифметическое названных баллов равно $S$.
    а) Приведите пример, когда $S < 15$.
    б) Могло ли значение $S$ быть равным 5?
    в) Какое наименьшее значение могло принимать $S$, если обе контрольные работы писали 10 студентов? (ЕГЭ-2017)
  19. Саша берёт пять различных натуральных чисел и проделывает с ними следующие операции: сначала вычисляет среднее арифметическое первых двух чисел, затем среднее арифметическое результата и третьего числа, потом среднее арифметическое полученного результата и четвёртого числа, потом среднее арифметическое полученного результата и пятого числа — число $A$.
    а) Может ли число $A$ равняться среднему арифметическому начальных пяти чисел?
    б) Может ли число $A$ быть больше среднего арифметического начальных чисел в пять раз?
    в) В какое наибольшее целое число раз число $A$ может быть больше среднего арифметического начальных пяти чисел? (ЕГЭ-2017)
  20. С натуральным числом проводят следующую операцию: между каждыми двумя его соседними цифрами записывают сумму этих цифр (например, из числа 1923 получается число 110911253).
    а) Приведите пример числа, из которого получается 2108124117.
    б) Может ли из какого-нибудь числа получиться число 37494128?
    в) Какое наибольшее число, кратное 11, может получиться из трехзначного числа? (ЕГЭ-2017)
  21. На доске написано несколько (более одного) различных натуральных чисел, причем любые два из них отличаются не более чем в три раза.
    а) Может ли на доске быть 5 чисел, сумма которых равна 47?
    б) Может ли на доске быть 10 чисел, сумма которых равна 94?
    в) Сколько может быть чисел на доске, если их произведение равно 8000? (ЕГЭ-2017)
  22. На доске написано несколько различных натуральных чисел, произведение любых двух из которых больше 40 и меньше 100.
    а) Может ли на доске быть 5 чисел?
    б) Может ли на доске быть 6 чисел?
    в) Какое наибольшее значение может принимать сумма чисел на доске, если их четыре? (ЕГЭ-2017)
  23. Верно ли, что для любого набора положительных чисел, каждое из которых не превосходит 11, а сумма которых больше 110, всегда можно выбрать несколько чисел так, чтобы их сумма была не больше 110, но больше:
    а) 99;
    б) 101;
    в) 100. (ЕГЭ-2016)
  24. Множество чисел назовём хорошим, если его можно разбить на два подмножества с одинаковой суммой чисел.
    а) Является ли множество $\$ хорошим?
    б) Является ли множество $\<2; 4; 8; \ldots; 2^\>$ хорошим?
    в) Сколько хороших четырёхэлементных подмножеств у множества $\$? (ЕГЭ-2016)
  25. На доске написаны числа 2 и 3. За один ход два числа $a$ и $b$, записанные на доске, заменяются на два числа: или $a + b$ и $2a — 1$, или $a + b$ и $2b — 1$ (например, из чисел 2 и 3 можно получить либо 3 и 5, либо 5 и 5).
    а) Приведите пример последовательности ходов, после которых одно из двух чисел, написанных на доске, окажется числом 13.
    б) Может ли после 200 ходов одно из двух чисел, написанных на доске, оказаться числом 400?
    в) Сделали 513 ходов, причём на доске никогда не было написано одновременно двух равных чисел. Какое наименьшее значение может принимать разность большего и меньшего из полученных чисел? (ЕГЭ-2016)
  26. На доске написаны числа 1, 2, 3, . 30. За один ход разрешается стереть произвольные три числа, сумма которых меньше 35 и отлична от каждой из сумм троек чисел, стёртых на предыдущих ходах.
    а) Приведите пример последовательных 5 ходов.
    б) Можно ли сделать 10 ходов?
    в) Какое наибольшее число ходов можно сделать? (ЕГЭ-2016)
  27. Последовательность $a_1, a_2, \ldots a_n$ ($n\geqslant 3$) состоит из натуральных чисел, причём каждый член последовательности больше среднего арифметического соседних (стоящих рядом с ним) членов.
    а) Приведите пример такой последовательности, состоящей из четырёх членов, сумма которых равна 50.
    б) Может ли такая последовательность состоять из шести членов и содержать два одинаковых числа?
    в) Какое наименьшее значение может принимать сумма членов такой последовательности при $n = 10$? (ЕГЭ-2016)
  28. В шахматы можно выиграть, проиграть или сыграть вничью. Шахматист записывает результат каждой сыгранной им партии и после каждой партии подсчитывает три показателя: «победы» — процент побед, округлённый до целого, «ничьи» — процент ничьих, округлённый до целого, и «поражения», равные разности 100 и суммы показателей «побед» и «ничьих». (Например, число 13,2 округляется до 13, число 14,5 округляется до 15, число 16,8 округляется до 17).
    а) Может ли в какой-то момент показатель «побед» равняться 17, если было сыграно менее 50 партий?
    б) Может ли после выигранной партии увеличится показатель «поражений»?
    в) Одна из партий была проиграна. При каком наименьшем количестве сыгранных партий показатель «поражений» может быть равным 1? (ЕГЭ-2016)
  29. Рассмотрим частное трёхзначного числа, в записи которого нет нулей, и произведения его цифр.
    а) Приведите пример числа, для которого это частное равно $\dfrac$.
    б) Может ли это частное равняться $\dfrac$?
    в) Какое наибольшее значение может принимать это частное, если оно равно несократимой дроби со знаменателем 27? (ЕГЭ-2016)
  30. На доске написано 30 чисел: десять «5», десять «4» и десять «3». Эти числа разбивают на две группы, в каждой из которых есть хотя бы одно число. Среднее арифметическое чисел в первой группе равно $A$, среднее арифметическое чисел во второй группе равно $B$. (Для группы из единственного числа среднее арифметическое равно этому числу.)
    а) Приведите пример разбиения исходных чисел на две группы, при котором среднее арифметическое всех чисел меньше $\dfrac$.
    б) Докажите, что если разбить исходные числа на две группы по 15 чисел, то среднее арифметическое всех чисел будет равно $\dfrac$.
    в) Найдите наибольшее возможное значение выражения $\dfrac$. (ЕГЭ-2016)
  31. Последовательность $a_1, a_2, \ldots a_6$ состоит из неотрицательных однозначных чисел. Пусть $M_k$ — среднее арифметическое всех членов этой последовательности, кроме $k$-го. Известно, что $M_1 = 1$, $M_2 = 2$.
    а) Приведите пример такой последовательности, для которой $M_3 = 1,6$.
    б) Существует ли такая последовательность, для которой $M_3 = 3$?
    в) Найдите наибольшее возможное значение $M_3$. (ЕГЭ-2016)
  32. На доске написали несколько не обязательно различных двузначных натуральных чисел без нулей в десятичной записи. Сумма этих чисел оказалась равной 2970. В каждом числе поменяли местами первую и вторую цифры (например, число 16 заменили на число 61).
    а) Приведите пример исходных чисел, для которых сумма получившихся чисел ровно в 3 раза меньше, чем сумма исходных чисел.
    б) Могла ли сумма получившихся чисел быть ровно в 5 раз меньше, чем сумма исходных чисел?
    в) Найдите наименьшее возможное значение суммы получившихся чисел. (ЕГЭ-2015)
  33. В одном из заданий на конкурсе бухгалтеров требуется выдать премии сотрудникам некоторого отдела на общую сумму 800 000 рублей (размер премии каждого сотрудника — целое число, кратное 1000). Бухгалтеру дают распределение премий, и он должен их выдать без сдачи и размена, имея 250 купюр по 1000 рублей и 110 купюр по 5000 рублей.
    а) Удастся ли выполнить задание, если в отделе 40 сотрудников и все должны получить поровну?
    б) Удастся ли выполнить задание, если ведущему специалисту надо выдать 80 000 рублей, а остальное поделить поровну на 80 сотрудников?
    в) При каком наибольшем количестве сотрудников в отделе задание удастся выполнить при любом распределении размеров премий? (ЕГЭ-2015)
  34. В нескольких одинаковых бочках налито некоторое количество литров воды (необязательно одинаковое). За один раз можно перелить любое количество воды из одной бочки в другую.
    а) Пусть есть четыре бочки, в которых 29, 32, 40, 91 литров. Можно ли не более чем за четыре переливания уравнять количество воды в бочках?
    б) Путь есть семь бочек. Всегда ли можно уравнять количество воды во всех бочках не более чем за пять переливаний?
    в) За какое наименьшее количество переливаний можно заведомо уравнять количество воды в 26 бочках? (ЕГЭ-2015)
  35. Три числа назовем хорошей тройкой, если они могут быть длинами сторон треугольника. Три числа назовем отличной тройкой, если они могут быть длинами сторон прямоугольного треугольника.
    а) Даны 8 различных натуральных чисел. Может ли оказаться. что среди них не найдется ни одной хорошей тройки?
    б) Даны 4 различных натуральных числа. Может ли оказаться, что среди них можно найти три отличных тройки?
    в) Даны 12 различных чисел (необязательно натуральных). Какое наибольшее количество отличных троек могло оказаться среди них? (ЕГЭ-2015)
  36. Ученики одной школы писали тест. Результатом каждого участника является целое неотрицательное число баллов. Ученик считается сдавшим тест, если он набрал не менее 83 баллов. Из-за того, что задания оказались слишком трудными, было принято решение всем участникам теста добавить по 5 баллов, благодаря чему количество сдавших тест увеличилось.
    а) Могло ли оказаться так, что после этого средний балл учеников, не сдавших тест, понизился?
    б) Могло ли оказаться так, что после этого средний балл учеников, сдавших тест, понизился, и средний балл учеников, не сдавших тест, тоже понизился?
    в) Известно, что первоначально средний балл участников теста составил 90, средний балл учеников, сдавших тест, составил 100, а средний балл учеников, не сдавших тест, составил 75. После добавления баллов средний балл учеников, сдавших тест, стал равен 103, а не сдавших — 79. При каком наименьшем числе участников теста возможна такая ситуация? (ЕГЭ-2015)
  37. Семь экспертов оценивают кинофильм. Каждый из них выставляет оценку — целое число баллов от 0 до 12 включительно. Известно, что все эксперты выставили различные оценки. По старой системе оценивания рейтинг кинофильма — это среднее арифметическое всех оценок экспертов. По новой системе оценивания рейтинг кинофильма оценивают следующим образом: отбрасываются наименьшая и наибольшая оценки и подсчитывается среднее арифметическое оставшихся оценок.
    а) Может ли разность рейтингов, вычисленных по старой и новой системам оценивания, равняться $\dfrac$?
    б) Может ли разность рейтингов, вычисленных по старой и новой системам оценивания, равняться$\dfrac$?
    в) Найдите наибольшее возможное значение разности рейтингов, вычисленных по старой и новой системам оценивания. (ЕГЭ-2014)
  38. На сайте проводится опрос, кого из 134 футболистов посетители сайта считают лучшим по итогам сезона. Каждый посетитель голосует за одного футболиста. На сайте отображается рейтинг одного футболиста. На сайте отображается рейтинг каждого футболиста — доля голосов, отданных за него, в процентах, округлённая до целого числа. Например, числа 9,3, 10,5 и 12,7 округляются до 9, 11 и 13 соответственно.
    а) Всего проголосовало 17 посетителей сайта, и рейтинг первого футболиста стал равен 41. Увидев это, Вася отдал свой голос за другого футболиста. Чему теперь равен рейтинг первого футболиста?
    б) Вася проголосовал за некоторого футболиста. Могла ли после этого сумма рейтингов всех футболистов уменьшиться не менее чем на 27?
    в) Какое наибольшее значение может принимать сумма рейтингов всех футболистов? (ЕГЭ-2014)
  39. а) Можно ли число 2014 представить в виде суммы двух различных натуральных чисел с одинаковой суммой цифр?
    б) Можно ли число 199 представить в виде суммы двух различных натуральных чисел с одинаковой суммой цифр?
    в) Найдите наименьшее натуральное число, которое можно представить в виде суммы пяти различных натуральных чисел с одинаковой суммой цифр. (ЕГЭ-2014)
  40. В группе поровну юношей и девушек. Юноши отправляли электронные письма девушкам. Каждый юноша отправил или 4 письма, или 21 письмо, причём и тех, и других юношей было не менее двух. Возможно, что какой-то юноша отправил какой-то девушке несколько писем.
    а) Могло ли оказаться так, что каждая девушка получила ровно 7 писем?
    б) Какое наименьшее количество девушек могло быть в группе, если известно, что все они получили писем поровну?
    в) Пусть все девушки получили различное количество писем (возможно, какая-то девушка не получила писем вообще). Каково наибольшее возможное количество девушек в такой группе? (ЕГЭ-2014)
  41. Из первых 22 натуральных чисел 1, 2, . 22 выбрали $2k$ различных чисел. Выбранные числа разбили на пары и посчитали суммы чисел в каждой паре. Оказалось, что все полученные суммы различны и не превосходят 27.
    а) Может ли получиться так, что сумма всех $2k$ выбранных чисел равняется 170 и в каждой паре одно из чисел ровно в три раза больше другого?
    б) Может ли число $k$ быть равным 11?
    в) Найдите наибольшее возможное значение числа $k$. (ЕГЭ-2014)
  42. На окружности некоторым способом расставили натуральные числа от 1 до 21 (каждое число поставлено по одному разу). Затем для каждой пары соседних чисел нашли разность большего и меньшего.
    а) Могли ли все полученные разности быть не меньше 11?
    б) Могли ли все полученные разности быть не меньше 10?
    в) Помимо полученных разностей, для каждой пары чисел, стояших через одно, нашли разность большего и меньшего. Для какого наибольшего целого числа $k$ можно так расставить числа, чтобы все разности были не меньше $k$? (ЕГЭ-2014)
  43. Целое число $S$ является суммой не менее трёх последовательных членов непостоянной арифметической прогрессии, состоящей из целых чисел.
    а) Может ли $S$ равняться 8?
    б) Может ли $S$ равняться 1?
    в) Найдите все значения, которые может принимать $S$. (ЕГЭ-2014)
  44. Даны $n$ различных натуральных чисел, составляющих арифметическую прогрессию.
    а) Может ли сумма всех данных чисел быть равной 14?
    б) Каково наибольшее значение $n$, если сумма всех данных чисел меньше 900?
    в) Найдите все возможные значения n, если сумма всех данных чисел равна 123. (ЕГЭ-2013)
  45. Имеются каменные глыбы: 50 штук по 800 кг, 60 штук по 1 000 кг и 60 штук по 1 500 кг (раскалывать глыбы нельзя).
    а) Можно ли увезти все эти глыбы одновременно на 60 грузовиках, грузоподъёмностью 5 тонн каждый, предполагая, что в грузовик выбранные глыбы поместятся?
    б) Можно ли увезти все эти глыбы одновременно на 38 грузовиках, грузоподъёмностью 5 тонн каждый, предполагая, что в грузовик выбранные глыбы поместятся?
    в) Какое наименьшее количество грузовиков, грузоподъёмностью 5 тонн каждый, понадобится, чтобы вывезти все эти глыбы одновременно, предполагая, что в грузовик выбранные глыбы поместятся? (ЕГЭ-2013)
  46. Задумано несколько (не обязательно различных) натуральных чисел. Эти числа и их все возможные суммы (по 2, по 3 и т. д.) выписывают на доску в порядке неубывания. Если какое-то число $n$, выписанное на доску, повторяется несколько раз, то на доске оставляется одно такое число $n$, а остальные числа, равные $n$, стираются. Например, если задуманы числа 1, 3, 3, 4, то на доске будет записан набор 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11.
    а) Приведите пример задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
    б) Существует ли пример таких задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 1, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22?
    в) Приведите все примеры задуманных чисел, для которых на доске будет записан набор 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 21, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 41. (ЕГЭ-2013)
  47. Задумано несколько целых чисел. Набор этих чисел и их все возможные суммы (по 2, по 3 и т. д.) выписывают на доску в порядке неубывания. Например, если задуманы числа 2, 3, 5, то на доске будет выписан набор 2, 3, 5, 5, 7, 8, 10.
    а) На доске выписан набор −11, −7, −5, −4, −1, 2, 6. Какие числа были задуманы?
    б) Для некоторых различных задуманных чисел в наборе, выписанном на доске, число 0 встречается ровно 4 раза. Какое наименьшее количество чисел могло быть задумано?
    в) Для некоторых задуманных чисел на доске выписан набор. Всегда ли по этому набору можно однозначно определить задуманные числа? (ЕГЭ-2013)
  48. Дано трёхзначное натуральное число (число не может начинаться с нуля).
    а) Может ли частное этого числа и суммы его цифр быть равным 12?
    б) Может ли частное этого числа и суммы его цифр быть равным 87? в) Какое наименьшее натуральное значение может иметь частное данного числа и суммы его цифр? (ЕГЭ-2013)
  49. Каждое из чисел $a_1, a_2, \ldots, a_$ равно 1, 2, 3 или 4. Обозначим $$S_1 = a_1+a_2+\ldots+a_,$$ $$S_2 = a_1^2+a_2^2+\ldots+a_^2,$$ $$S_3 = a_1^3+a_2^3+\ldots+a_^3,$$ $$S_4 = a_1^4+a_2^4+\ldots+a_^4.$$ Известно, что $S_1 = 513$.
    а) Найдите $S_4$, если еще известно, что $S_2 = 1097$, $S_3 = 3243$.
    б) Может ли $S_4 = 4547$?
    в) Пусть $S_4 = 4745$. Найдите все значения, которые может принимать $S_2$. (ЕГЭ-2013)
  50. а) Чему равно число способов записать число 1292 в виде $1292 = a_3\cdot 10^3 + a_2\cdot 10^2 + a_1\cdot 10 + a_0$, где числа $a_i$ — целые, $0 \leqslant a_i \leqslant 99$, $i = 0; 1; 2; 3$.
    б) Существуют ли 10 различных чисел $N$ таких, что их можно представить в виде $N = a_3\cdot 10^3 + a_2\cdot 10^2 + a_1\cdot 10 + a_0$, где числа $a_i$ — целые, $0 \leqslant a_i \leqslant 99$, $i = 0; 1; 2; 3$ ровно 130 способами?
    в) Сколько существует чисел $N$ таких, что их можно представить в виде $N = a_3\cdot 10^3 + a_2\cdot 10^2 + a_1\cdot 10 + a_0$, где числа $a_i$ — целые, $0 \leqslant a_i \leqslant 99$, $i = 0; 1; 2; 3$ ровно 130 способами? (ЕГЭ-2013)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *