Какие динамические библиотеки использует ваш исполняемый файл
Перейти к содержимому

Какие динамические библиотеки использует ваш исполняемый файл

Динамические и статические библиотеки.

Начнём с повторения того, что мы уже знаем. Каждый исходный файл транслируется в объектный файл, после чего все объектные файлы линкуются в программу. Но иногда бывает кусок кода, который хочется переиспользовать. Мы могли бы оттранслировать объектные файлы этого куска один раз, после чего сразу с ними компилировать. Но так оказалось, что уже существует механизм сгруппировать объектные файлы вместе, после чего отдать их линковщику. Называется этот механизм.

Статические библиотеки.

// sum.cpp int sum(int a, int b)
// four.cpp #include int sum(int a, int b); int main()
#include int sum(int a, int b); int main()

И мы зачем-то пытаемся вычленить sum.cpp как библиотеку. Тогда сделать надо вот что: Компилируем:

g++ -c sum.cpp -o sum.o ar rcs libsum.a sum.o 

Что тут происходит?

  • ar — сокращение от «archive».
  • rcs — это некоторая магия (читайте man).
  • libsum.a — название библиотеки.

Чтобы скомпилировать каждый из файлов выше с этой библиотекой, делаем так:

g++ four.cpp -lsum -L. -o four g++ five.cpp -lsum -L. -o five 

А что происходит тут?

  • -L говорит, в каком каталоге искать библиотеку (в нашем случае в каталоге . — в текущем).
  • -lsum говорит, что нам нужна библиотека, которая называется libsum.a (т.е. к тому, что идёт после -l спереди приписывается lib», а сзади — «.a»).

Тут больше совершенно ничего интересного, потому что статическая библиотека — набор объектных файлов, а про объектные файлы мы всё знаем. То ли дело.

Динамические библиотеки.

Пусть у вас есть библиотека, которая используется везде вообще. Например, libc. Если она статическая, то код библиотеки есть в каждой из программ. А значит в каждой программе они занимают место и на диске, и в памяти. Чтобы этого избежать, применяют динамические библиотеки.
Идея динамических библиотек в том, что мы ссылаемся как-то на внешнюю библиотечку, а потом на этапе исполнения грузим по надобности её части. Тогда она на диске лежит всего одна, и в память мы можем загрузить её один раз.

Давайте в примере выше сделаем статическую библиотеку динамической:

g++ -fpic -c sum.cpp -o sum.o g++ -shared sum.o -o libsum.so g++ four.cpp -lsum -L. -o four g++ five.cpp -lsum -L. -o five 

Что значат все консольные опции тут, уже пояснить намного сложнее, и мы поясним их в следующем параграфе.
А пока обратим внимание на то, что когда мы запустим four или five, нам на этапе исполнения скажут, что библиотека libsum.so не найдена. Хотя, казалось бы, вот она рядом лежит. Дело в том, что по умолчанию Linux ищет библиотеки только по системным путям. (Windows ищет и в текущей директории.) Чтобы проверить, от каких библиотек зависит ваша программа, запустите ldd ./four, и вам скажут, что нужна libsum.so, но её нет.

Есть два способа поправить сию оказию:

Первый — явно при запуске прописывать путь до библиотек.
Для этого существует переменная окружения LD_LIBRARY_PATH , если присвоить ей точку, всё сработает

LD_LIBRARY_PATH=. ./four 

Если вам нужно несколько путей, разделяйте их двоеточиями.

Второй — записать в саму программу, где искать библиотеки.
Это можно посмотреть при помощи objdump в секции Dynamic Section , где есть RUNPATH . Чтобы записать туда что надо, делается вот что:

g++ four.cpp -lsum -L. -Wl,-rpath= -o four 

-Wl говорит, что опцию после него (т.е. -rpath) надо передать линковщику. Линковщику эта опция говорит, что в тот самый RUNPATH надо записать тот путь, который вы попросили.
А какой надо просить? Не «.» ведь, потому что это путь, из которого вы запускаете программу, а не то место, где сама программа.
И тут вам на помощи приходит псевдо-путь $ORIGIN , который и ссылается на место программы. Используя его Вы можете свободно написать что-нибудь по типу -rpath=’$ORIGIN/../lib/’.

Впрочем, есть ещё и третий путь — использовать CMake, который будет делать всю грязную работу за вас, если написать ему команду add_library .

Кстати, в Windows это работает иначе. В-нулевых, динамическая библиотека там называется не shared object, а dynamic load library. Во-первых, DLL-ки сразу же ищутся в текущем каталоге. Во-вторых, чтобы понять, что вы ссылаетесь на динамическую библиотеку, в Linux вы пишете -L. -lsum, а в Windows компиляция DLL создаёт вам специальный .lib-файл, который называется import-библиотекой, и с которым вы компилируете вашу программу, чтобы она сама поняла, откуда какие функции брать.

Причины нестандартной компиляции динамических библиотек.

g++ -fpic -c sum.cpp -o sum.o g++ -shared sum.o -o libsum.so 

Нас интересуют магические слова -fpic и -shared. Зачем на как-то особенно компилировать динамические библиотеки?

А дело вот в чём — при запуске программы, она первая загружается в адресное пространство, и она сама может выбрать, куда ей хочется. Динамические библиотеки такого же по понятным причинам позволить себе не могут. Возникает вопрос — и что теперь? А то, что при наличии глобальных переменных, мы не можем впаять им фиксированные адреса.

Есть путь, которым пошли разработчики архитектуры PowerPC: адреса динамической библиотеки считаются относительно некоторого регистра. И тут жить можно, разве что вам нужно правильно задавать этот регистр, когда обращаетесь к разным библиотекам, и не менять его, если обращаетесь к библиотечной функции из другой функции той же библиотеки. Сложно, но жить можно.

Самый простой способ жить с динамическими библиотеками был у Microsoft на 32-битной Windows. У каждой библиотеки был base-address — то куда библиотеке хочется загрузиться. Если там свободно — туда она и загружается, а если нет, то библиотеку загружают туда, где есть место, а в специальной отдельной секции (.reloc) хранится список адресов, которые надо исправить. Разумеется, в случае релокаций умирает переиспользование библиотеки, но Windows вам же полностью предоставляют, там можно расположить системные библиотеки так, как хочется, поэтому в проприетарных системах всё будет хорошо.

В Linux же это реализовано следующим образом. Смотрите как можем:

 call next next: pop ABX lea EAX, [EBX + (myvar - next)] 

Тут идея в том, что мы записываем адрес текущей команды на стек, потом берём его со стека, а дальше вместо того, чтобы писать абсолютный адрес переменной myvar , пишем относительный.
Относительный адрес позволяет нам обращаться к ней, если мы не знаем, в какое место памяти будет загружена библиотека, что нам и надо.

Вообще мы не очень хорошо написали (процессор не любит непарные call и pop ), поэтому обычно это выглядит так:

get_pc: mov EBX, [ESP] ret get_variable: call get_pc next: lea EAX, [EBX + (myvar - next)] 

Этот код называется position-independent code, и ключ -fpic именно генерацией такого кода и занимается. Вопрос — почему для этого не сделали специальную инструкцию? А вот сделали, но в 64-битном режиме. Всё что с квадратными скобками стало уметь обращаться в память начиная со смещения текущей инструкции. И называется это RIP-relative positioning.

GOT/IAT. PLT.

В итоге мы имеем кусок данных, который можно загрузить и исполнять. Но на самом деле библиотека — это же не сферический код в вакууме, она хочет вызывать какие-то функции.

Например, библиотека для работы с JSON хочет делать fopen . То есть нужно подружить библиотеки друг с другом. Самый простой вариант — когда мы делаем call , в файл мы кладём нулевой адрес, а в секцию релокаций записываем, что вместо него нужно положить fopen , после чего при запуске динамический загрузчик всё разложит по местам. То есть то же самое, что с линковщиком. Почему так не делают? Потому что мы от’ mmap ‘или нашу библиотеку, а в ней дырки. И во все места дырок нужно что-то подставить. И опять вы не можете записать библиотеку в память один раз, что вам очень хочется.

Поэтому вместо этого просто заводят табличку со смещениями, и теперь все call ‘ы обращаются туда, и туда же динамический загрузчик подставляет истинные адреса функций. Эта таблица в Linux называется global offset table, а в Windows — import address table.

Но на самом деле есть ещё проблема. Давайте посмотрим, что происходит, когда мы делаем

void foo(); void bar()

Как мы обсуждали, тут будет call и пустой адрес (до линковки пустой). А что будет, если foo — это внешняя функция из какой-то библиотеки? Тогда надо бы вместо простого call ‘а сделать call qword [got_foo] . Но есть проблема — мы узнаём, откуда эта функция, только на этапе линковки, а компилировать надо раньше. Поэтому компилятор call foo , а потом, если это было неправильно, просто создаёт свою функцию foo , которая является прослойкой для jmp qword [got_foo] . Такие заглушки, которые просто совершают безусловный переход по глобальной таблице смещений имеют название. В Linux их называют PLT (procedure linkage table), а в Windows как-то по-другому.

Но в Linux PLT используется ещё для одной цели. Рассмотрим, скажем, LibreOffice, в котором сотни динамических библиотек с тысячами функций в каждой. Поэтому заполнение GOT — это долго. И нам не хочется смотреть, где лежит каждая функция, после чего записывать её в таблицу. Поэтому эту операцию сделали ленивой:
GOT заполняется специальными заглушками, которые динамически ищут в хэш-таблице настоящий адрес функции, после чего записывают его в GOT вместо себя, и вызывают эту функцию, чтобы она отработала. В Microsoft по-умолчанию отложенная загрузка не используется, но его можно включить (delayed DLL loading или как-то так называется). Это фича загрузчика, а не самой Windows, и делает эта фича примерно то же самое. Однако есть разница. В Linux отсутствие библиотеки не позволяет запустить программу. В Windows же библиотека подгружается при первом вызове функции оттуда, что, по их словам, сделано чтобы вы могли за’ if ‘ать ситуацию, когда библиотеки нет.

Офф-топ на тему «Как страшно жить».

Поговорим про изменение so-файлов. Давайте возьмём и во время работы программы поменяем библиотечку на диске, втупую вписав туда другой текст. Результат поразителен — работа программы также изменится. Почему? Мы же, вроде как, исполняем библиотеку из оперативки, а не с диска. А дело в том, как работает copy-on-write в операционных системах. Когда вы пишете в некоторую страницу, вам копируют её. Но когда кто-то извне пишет в страницу, вам не дают копию старых данных. С исполняемым файлом такое не прокатывает, кстати. Это потому, что вашу программу загружает ядро, и оно может запретить изменять бинарники, а библиотеку загружает ваша программа, которая такого механизма не имеет.

Кстати, изменение и перекомпиляция — разные вещи. И если вы во время работы программы перекомпилируете библиотеку, она не обновится. Связано это с тем, что перекомпилированная библиотека — это новый файл, а не старый. По сути вы удалили старую библиотеку и создали новую, вместо того, чтобы библиотеку изменить. А в Linux пока кто-то имеет доступ к файлу, файл не удаляется до конца. И поэтому в вашей программе всё ещё есть та самая библиотека, которую вы загружали (а не новая).

Детали работы с динамическими библиотеками в Windows.

Никто не удивиться, что набор

 call foo@PLT foo@PLT: jmp qword [got_foo] 

не очень эффективен (три обращения в память вместо одного). Поэтому в Windows есть спецификатор __declspec(dllimport) , который сразу вместо call 000000 и замены нулей на foo@plt вставляет call qword [got_foo] .

Ещё в Windows есть такая штука как .def-файл — линковщик экспортирует из вашей DLL-ки только то, что нужно, и в .def-файле указывается, что именно. Это хорошо работает в C, где имена символов и имена функций совпадают, но не очень хорошо в C++, где вам придётся писать сложные декорируемые имена. Поэтому есть второй вариант — написать на самой функции __declspec(dllexport) .

И вроде бы всё хорошо, вы метите функции, которые экспортируете как __declspec(dllexport) , которые импортируете — как __declspec(dllimport) и всё классно работает. Но есть проблема: вы и в библиотеке, и в коде, который её использует, подключаете один заголовочный файл, где объявлена функция. И непонятно, что там писать: __declspec(dllexport) или __declspec(dllimport) . Для этого заводится специальный макрос под каждую библиотеку, которым отличают, саму DLL вы компилируете или кого-то с её использованием.

Есть ещё одна проблема. Непонятно, что делать с глобальными переменными. Там проблема ещё более страшная: вы сначала читаете адрес переменной из GOT (извините, IAT), а потом по полученному адресу обращаетесь. Тут уже никакую функцию-прослойку не написать, увы. Поэтому если вы не пометите глобальную переменную как __declspec(dllimport) , тот тут вы уже точно совсем проиграете, у вас линковка не получится.

А ещё реализация DLL в Windows нарушает правила языка: если вы напишете inline -функцию в заголовочном файле. Она просто откопируется в каждую библиотеку, где вы этот заголовок подключился. С этим вы ничего не сделаете, тут вы просто проиграли.

Детали работы с динамическими библиотеками в Linux.

Если вы думаете, что в Windows проблемы с динамическими библиотеками, потому что Windows — какашка, то сильно заблуждаетесь, потому что в Linux нюансов тоже выше крыши.

Итак, мем первый и основной — interposition. Есть такая переменная окружения, как LD_PRELOAD . Она завставляет динамический загрузчик сначала обшарить в поисках динамических библиотек то, что вы в LD_PRELOAD написали, а уже потом смотреть какие-нибудь RUNPATH ‘ы и всё остальное. В частности, так можно подменить аллокатор (и мы так и делали, когда экспериментировали с mmap ‘ом и munmap ‘ом). Такая подмена и называется interposition. Теперь что же у него, собственно, за нюансы есть.

int sum(int a, int b) < return a + b; >int test(int x, int y)

Тут при обычной компиляции вторая функция просто вернёт свой второй аргумент. А при компиляции с -fpic, вы сможете подменить sum , а значит оптимизации не будет. Чтобы это пофиксить, можно пометить sum как static (тогда эта функция будет у вас только внутри файла, а значит его не поменять извне) или как inline (потому что inline полагается на ODR, а значит функция должна быть везде одинаковой). Но есть ещё способ.
Linux по-умолчанию считает, что все функции торчат наружу (т.е. как __declspec(dllexport) в Windows). А можно их пометить, как не торчащие наружу, а нужные только для текущей компилируемой программы/библиотеки: __attribute__((visibility(«hidden»))) .

На самом деле атрибут visibility может принимать несколько различных значений ( «default» , «hidden» , «internal» , «protected» ), где пользоваться сто́ит только вторым, потому что первый и так по-умолчанию, третий заставляет ехать все адреса, а четвёртый добавляет дополнительные аллокации.
При этом также есть различные ключи компиляции (типа -B symbolic), которые тем или иным образом немного меняют поведение, и пояснить разницу между ними всеми вам могут только избранные. И каждый из них может поменять вам поведение так, что вы легко выстрелите себе в ногу. То есть глобально в Linux поведение по умолчанию делаем вам хорошо, но, возможно, немного неоптимизированно, а когда вы начинаете использовать опции, вы погружаетесь в такую бездну, что ускорение заставляет вас очень много думать. Причём замедление от динамических библиотек может быть достаточно сильным: если взять компилятор clang-LLVM и компилировать при помощи его ядро Linux’а, то в зависимости от того, сложен ли clang-LLVM в один большой файл или разбит по библиотечкам, время компиляции отличается на треть. Поэтому ключи использовать придётся.
Один из самых безопасных из них — -fno-semantic-interposition. Это не то же самое, что и -fno-interposition потому, что бинарнику всё равно можно дать LD_PRELOAD , однако в нашем случае функция test будет оптимизирована.
Ещё один полезный ключ — -fno-plt. Он по сути вешает оптимизацию такую же, как __declspec(dllimport) , но на весь файл, поэтому функции, написанные в нём же, замедляются. Чтобы не замедлялись — visibility(«hidden») . Вообще всё это детально и подробно рассказано не будет, если вам интересно, гуглите и читайте/смотрите по теме.
Впрочем, всякие -fno-plt и прочие штуки нужны нам тогда и только тогда, когда мы не включили linking-time оптимизации. В GCC все наборы ключей нафиг не нужны, если включить -flto. Так что в перспективе -flto и -fno-semantic-interposition — это единственное, что вам может быть нужно. Но только в перспективе.

Динамические библиотеки и зависимости

В Linux исполняемые файлы можно условно разделить на две группы – те, которые содержат в себе весь код, необходимые для работы, и те, которым необходимы разделяемые библиотеки. Первые называют статически собранными бинарными файлами, вторые называют динамически собранными исполняемыми файлами.

Статически собранные программы характеризуются тем, что могут корректно функционировать в любых условиях, и не зависят от наличия или отсутствия разделяемых библиотек, что может оказаться полезным в ситуациях, когда возникают конфликты версий разделяемых библиотек, или когда системные библиотеки повреждены или недоступны (например во время восстановления операционной системы после серьезного сбоя). К недостаткам таких исполняемых файлов следует отнести то, что они имеют значительный размер и для обновления программы необходимо полностью заменить ее исполняемый файл – например, если несколько статически собранных программ, которые работают с архивами ZIP, содержат ошибку, то для исправления ошибки необходимо заменить все эти программы, что может быть затруднено (например, будет трудно точно установить, какие именно программы содержат ошибочный код и нуждаются в обновлении). Кроме того, статически собранные программы не умеют совместно использовать совпадающие участки кода, что ведет к излишнему расходу системных ресурсов.

Динамически собранные исполняемые файлы для корректной работы требуют наличия файлов разделяемых библиотек, и соответственно при их отсутствии/повреждении не могут корректно функционировать, но зато для обновления программы и исправления ошибки часто оказывается достаточным просто заменить соответствующую разделяемую библиотеку, после чего ошибка исчезает во всех программах, которые эту библиотеку используют динамически. Динамически связанные программы также значительно меньше по объему, чем статически связанные, и код разделяемых библиотек может использоваться одновременно многими программами – что позволяет экономить системные ресурсы.

Подавляющее большинство программ в современных дистрибутивах Linux являются динамически собранными. Определить тип исполняемого файла (статический ли он либо с динамическим связыванием) можно, например, с помощью команды ldd:

# ldd /bin/su
linux-gate.so.1 => (0xb77d0000)
libpam.so.0 => /lib/libpam.so.0 (0xb77be000)
libpam_misc.so.0 => /lib/libpam_misc.so.0 (0xb77bb000)
libc.so.6 => /lib/i686/cmov/libc.so.6 (0xb765f000)
libdl.so.2 => /lib/i686/cmov/libdl.so.2 (0xb765b000)
/lib/ld-linux.so.2 (0xb77d1000)

Но здесь нас подстерегает несколько НО:

1) Существует способ загрузки библиотек в обход ldd, функцией dlopen(). Такие библиотеки в выводе ldd не отображены.

2) Принцип работы ldd состоит в следующем: она устанавливает переменную окружения LD_TRACE_LOADED_OBJECTS, а затем запускает программу на исполнение. Входящий в libc загрузчик динамических библиотек (для GNU glibc это ld-linux.so) проверяет наличие этой переменной. Если она установлена, то вместо нормального запуска программы он выводит список используемых ею динамически подгружаемых библиотек и завершает работу.

То есть, мало того, что не все библиотеки (в идеале) мы сможем увидеть, так ещё и запускаем на исполнение файл! А если это руткит? Что же делать? Выход есть, правда не совсем удобный.

Выход первый (для пункта 2): использовать вместо ldd -> lddsafe (https://github.com/rg3/lddsafe) Скрипт использует objdump и безопасен, так как не запускает на исполнение проверяемую программу.

Выход второй (для пунктов 1 и 2): использовать команду strace. Правда вывод не такой удобный будет, как в случае с ldd.

Так же можно эту информацию получить и таким образом:

# readelf -d /sbin/fsck / grep ‘NEEDED’
0x00000001 (NEEDED) Shared library: [libblkid.so.1]
0x00000001 (NEEDED) Shared library: [libc.so.6]

Для более детальной вычинки бинарника можно использовать утилиту objdump и strace.

Что же делать, если вы получаете сообщения такого плана:

error while loading shared libraries: xxxx.so.0
cannot open shared object file no such file or directory

Это значит, что нет подходящих библиотек. Но что делать, если они есть, а система их не находит? На помощь приходит утилита ldconfig, которая управляет динамическими библиотеками.

С помощью этой программы вы можете добавить свои библиотеки, просматривать кеш библиотек. Список подключаемых библиотек находится в файле /etc/ld.so.conf, а кеш (собственно откуда берут информацию /lib/ld-linux.so) – /etc/ld.so.cache.

– Посмотреть список библиотек

# ldconfig -p | grep mysql
libmysqlclient_r.so.15 (libc6) => /usr/lib/libmysqlclient_r.so.15
libmysqlclient.so.15 (libc6) => /usr/lib/libmysqlclient.so.15

Подробнее можно узнать в справочном руководстве.

Так же можно использовать переменную окружения LD_LIBRARY_PATH.

Примечание.

В Solaris это можно сделать командой dtrace. Кстати, есть хорошая новость – её пытаются портировать на Linux.

Во FreeBSD используется команда truss

A.1 – Статические и динамические библиотеки

Библиотека – это пакет кода, который предназначен для повторного использования многими программами. Обычно библиотека C++ состоит из двух частей:

  1. заголовочный файл, который определяет функциональность, которую библиотека предоставляет (предлагает) программам, использующим ее;
  2. предварительно скомпилированный двоичный файл, который содержит реализацию этой функциональности, предварительно скомпилированную в машинный код.

Некоторые библиотеки могут быть разделены на несколько файлов и/или иметь несколько файлов заголовков.

Библиотеки предварительно скомпилированы по нескольким причинам. Во-первых, поскольку библиотеки меняются редко, их не нужно часто перекомпилировать. Было бы пустой тратой времени перекомпилировать библиотеку каждый раз, когда вы пишете программу, которая ее использует. Во-вторых, поскольку предварительно скомпилированные объекты представлены машинным кодом, люди не могут получить доступ к исходному коду или изменить его, что важно для предприятий или людей, которые не хотят делать свой исходный код доступным из соображений интеллектуальной собственности.

Существует два типа библиотек: статические библиотеки и динамические библиотеки.

Статическая библиотека (иногда называемая archive, «архив») состоит из подпрограмм, которые скомпилированы и линкуются непосредственно с вашей программой. Когда вы компилируете программу, использующую статическую библиотеку, все функции статической библиотеки, которые использует ваша программа, становятся частью вашего исполняемого файла. В Windows статические библиотеки обычно имеют расширение .lib , а в Linux – расширение .a (archive, архив). Одним из преимуществ статических библиотек является то, что вам нужно распространять только исполняемый файл, чтобы пользователи могли запускать вашу программу. Поскольку библиотека становится частью вашей программы, это гарантирует, что с вашей программой всегда будет использоваться правильная версия библиотеки. Кроме того, поскольку статические библиотеки становятся частью вашей программы, вы можете использовать их так же, как функции, которые вы написали для своей программы. С другой стороны, поскольку копия библиотеки становится частью каждого исполняемого файла, который ее использует, это может привести к потере большого количества места. Статические библиотеки также не могут быть легко обновлены – для обновления библиотеки необходимо заменить весь исполняемый файл.

Динамическая библиотека (также называемая shared library, «общая библиотека») состоит из подпрограмм, которые загружаются в ваше приложение во время выполнения. Когда вы компилируете программу, использующую динамическую библиотеку, библиотека не становится частью вашего исполняемого файла – она ​​остается отдельной единицей. В Windows динамические библиотеки обычно имеют расширение .dll (dynamic link library, библиотека динамической компоновки), а в Linux – расширение .so (shared object, общий объект). Одним из преимуществ динамических библиотек является то, что многие программы могут совместно использовать одну копию библиотеки, что экономит место. Возможно, большим преимуществом является то, что динамическую библиотеку можно обновить до более новой версии без замены всех исполняемых файлов, которые ее используют.

Поскольку динамические библиотеки не связаны с вашей программой, программы, использующие динамические библиотеки, должны явно загружать и взаимодействовать с динамической библиотекой. Этот механизм может сбивать с толку и затруднять взаимодействие с динамической библиотекой. Чтобы упростить использование динамических библиотек, можно использовать библиотеку импорта.

Библиотека импорта – это библиотека, которая автоматизирует процесс загрузки и использования динамической библиотеки. В Windows это обычно делается с помощью небольшой статической библиотеки ( .lib ) с тем же именем, что и динамическая библиотека ( .dll ). Статическая библиотека подключается к программе во время компиляции, и затем функциональные возможности динамической библиотеки можно эффективно использовать, как если бы это была статическая библиотека. В Linux файл общих объектов ( .so ) выполняет функции динамической библиотеки и библиотеки импорта. Большинство компоновщиков при создании динамической библиотеки могут создать библиотеку импорта для этой динамической библиотеки.

Установка и использование библиотек

Теперь, когда вы знаете о различных типах библиотек, давайте поговорим о том, как на самом деле использовать библиотеки в вашей программе. Установка библиотеки на C++ обычно состоит из 4 шагов:

  1. Получите библиотеку. Лучший вариант – загрузить предварительно скомпилированный пакет для вашей операционной системы (если он существует), чтобы вам не пришлось компилировать библиотеку самостоятельно. Если для вашей операционной системы не предусмотрен пакет, вам придется загрузить пакет, содержащий только исходный код, и скомпилировать его самостоятельно (что выходит за рамки этого урока). В Windows библиотеки обычно распространяются в виде файлов .zip . В Linux библиотеки обычно распространяются в виде пакетов (например, .RPM ). В вашем диспетчере пакетов могут быть некоторые из наиболее популярных библиотек (например, SDL ), которые уже перечислены для упрощения установки, поэтому сначала проверьте там.
  2. Установите библиотеку. В Linux это обычно включает вызов диспетчера пакетов и предоставление ему возможности выполнить всю работу. В Windows это обычно включает разархивирование библиотеки в каталог по вашему выбору. Для облегчения доступа рекомендуем хранить все свои библиотеки в одном месте. Например, используйте каталог C:\libs и поместите каждую библиотеку в отдельный подкаталог.
  3. Убедитесь, что компилятор знает, где искать файл(ы) заголовков для данной библиотеки. В Windows обычно это подкаталог include каталога, в который вы установили файлы библиотеки (например, если вы установили свою библиотеку в C:\libs\SDL-1.2.11 , файлы заголовков, вероятно, находятся в C:\libs\SDL-1.2.11\include ). В Linux файлы заголовков обычно устанавливаются в /usr/include , который уже должен быть частью пути поиска включаемых файлов. Однако если файлы установлены в другом месте, вам придется указать компилятору, где их найти.
  4. Сообщите компоновщику, где искать файл(ы) библиотеки. Как и в шаге 3, это обычно включает добавление каталога в список мест, где компоновщик ищет библиотеки. В Windows это обычно подкаталог /lib каталога, в который вы установили файлы библиотеки. В Linux библиотеки обычно устанавливаются в /usr/lib , который уже должен быть частью пути поиска ваших библиотек.

После того, как библиотека установлена, ​​и среда IDE знает, где ее искать, обычно необходимо выполнить следующие 3 шага для каждого проекта, который хочет использовать библиотеку:

  1. Если вы используете статические библиотеки или библиотеки импорта, сообщите компоновщику, какие файлы библиотеки нужно линковать.
  2. Включите с помощью #include заголовочный файл(ы) библиотеки в вашу программу. Это сообщит компилятору обо всех функциях, предлагаемых библиотекой, чтобы ваша программа могла правильно компилироваться.
  3. Если вы используете динамические библиотеки, убедитесь, что программа знает, где их найти. В Linux библиотеки обычно устанавливаются в /usr/lib , который находится в пути поиска по умолчанию после путей в переменной среды LD_LIBRARY_PATH . В Windows путь поиска по умолчанию включает каталог, из которого запускается программа, каталоги, установленные вызовом SetDllDirectory() , каталоги Windows, System и System32 , а также каталоги в переменной среды PATH . Самый простой способ использовать .dll – скопировать .dll в расположение исполняемого файла. Поскольку вы обычно распространяете .dll вместе со своим исполняемым файлом, в любом случае имеет смысл хранить их вместе.

Шаги 3-5 включают настройку вашей IDE – к счастью, когда дело доходит до выполнения этих вещей, почти все IDE работают одинаково. К сожалению, поскольку каждая среда IDE имеет свой интерфейс, самая сложная часть этого процесса – просто определить правильное место для выполнения каждого из этих шагов. Следовательно, в следующих нескольких уроках этого раздела мы расскажем, как выполнить все эти шаги как для Visual Studio, так и для Code::Blocks. Если вы используете другую IDE, прочтите оба урока – к тому времени, когда вы закончите, у вас должно быть достаточно информации, чтобы сделать то же самое с вашей собственной IDE и небольшим гуглением.

Создание статической библиотеки

Библиотека – это пакет кода, который предназначен для повторного использования многими программами. Обычно библиотека C++ состоит из двух частей:

  1. заголовочный файл, который определяет функциональность, которую библиотека предоставляет (предлагает) программам, использующим ее;
  2. предварительно скомпилированный двоичный файл, который содержит реализацию этой функциональности, предварительно скомпилированную в машинный код.

Некоторые библиотеки могут быть разделены на несколько файлов и/или иметь несколько файлов заголовков.

Библиотеки предварительно скомпилированы по нескольким причина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *