Как делать задание 8 егэ по русскому
Перейти к содержимому

Как делать задание 8 егэ по русскому

Как научить решать задание №8 ЕГЭ по русскому языку

Как учителю и репетитору работать с вопросами ЕГЭ, где много сложной теории? Разбираемся на примере русского языка и задания №8.

Учителям и репетиторам часто приходится слышать, что ЕГЭ по русскому – один из самых легких экзаменов, и, чтобы его сдать, достаточно «просто писать без ошибок». Чтобы развеять это опасное заблуждение, достаточно взглянуть хотя бы на задание № 8.

В чем сложность этого задания?

Ученикам предлагается сопоставить девять предложений и пять типов грамматических ошибок. Угадать здесь не получится: четыре предложения в любом случае будут лишними. Следовательно, необходимо:

  • разбираться в теоретических тонкостях нарушений в построении предложения,
  • уметь безошибочно находить и классифицировать такие нарушения.

Почему важно научиться правильно выполнять это задание?

«Восьмерка» довольно много «весит»: при правильном выполнении ученик получает целых три первичных балла. Таких «крупных рыбешек» в тестовой части ЕГЭ по русскому всего две: № 8 и № 26. Все остальные задания «весят» по баллу.

Наша задача – научить выпускников стабильно и без ошибок выполнять задание № 8. Отнеситесь к этому с особой серьезностью – результат вас приятно удивит.

1. Объясните правила игры

Для начала необходимо познакомить учеников с формулировкой задания. Пусть поймут, что именно от них требуется и как должен выглядеть ответ. В моей практике встречались ребята, которые могли правильно сопоставить предложения с грамматическими ошибками, но не знали, как именно нужно вносить ответ в бланк. Необходимо запомнить: ответом является только ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЦИФР, буквы вписывать не нужно.

2. Познакомьте с содержанием задания

Следующий этап – рассказать ученикам, какие типы грамматических ошибок могут встретиться. Итак, нас ждут:

  • ошибки в предложении с причастным оборотом,
  • ошибки в предложении с деепричастным оборотом,
  • ошибки в предложении с однородными членами,
  • ошибки в предложении с косвенной речью,
  • ошибки в предложении с несогласованным приложением,
  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым,
  • неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом,
  • нарушение видовременной соотнесенности глаголов,
  • нарушение построения сложного предложения.

3. Вводите теорию

Не стоит пытаться сразу же впихнуть в голову ученика все, что вы знаете о грамматических ошибках. Как видите, их довольно много, поэтому и вводить информацию стоит постепенно. На своих уроках я руководствуюсь принципом «Один урок – одна сложность». Нельзя перегружать мозг ребенка, иначе в голове у него будет каша.

Кроме того, необходимо двигаться от простого к сложному. На мой взгляд, проще всего научить распознавать нарушение видовременной соотнесенности глаголов. Редко кто из одиннадцатиклассников не умеет находить в предложении глаголы, не так ли?

Итак, все очень просто. Сначала удостоверимся, что ученик умеет определять вид и время глагола. (Не забудьте про одновидовые и двувидовые глаголы).

Затем объясним следующее нехитрое правило: все глаголы в предложении должны быть одного вида и времени.

Внимание! Иногда встречаются предложения, в которых использование глаголов разного времени обусловлено логически: Сначала я хотел купить шоколадку, но потом передумал и решил купить мороженое, теперь я ем мороженое и радуюсь жизни.

4. Тренируйтесь

От теории переходим к практике. Можно воспользоваться следующим алгоритмом:

  1. Предложите ученику найти и подчеркнуть все глаголы в правильно построенном предложении.
  2. Введите предложения с ошибками. На этом этапе ученик просто должен их найти.
  3. Попросите его исправить найденные ошибки, поставив глаголы в нужную форму.
  4. Дайте задание экзаменационного формата, но в облегченном варианте: пусть ученик найдет среди нескольких неверно построенных предложений именно то, в котором нарушена видовременная соотнесенность глаголов.

В качестве закрепления можно предложить ребенку самостоятельно составить ошибочные предложения. Это не только отлично помогает запомнить материал, но и пробуждает спортивный интерес – а вдруг учитель не справится с заданием?

5. Усложните задачу

Теперь необходимо несколько раз проделать два предыдущих шага, последовательно прорабатывая все типы грамматических ошибок. Не забывайте о принципе «Один урок – одна сложность».

Вводите теорию дозированно, каждый раз закрепляйте тренировкой и не забывайте возвращаться к предыдущим темам, которые уже хорошо знакомы ученику – так вы, во-первых, не позволите информации улетучиться из его головы, а во-вторых, создадите ситуацию успеха.

6. Упростите задачу

Когда теория будет усвоена, предложите ученикам действовать согласно алгоритму, который вы найдете ниже или можете скачать по ссылке. Кроме того, можно попросить детей сформулировать его самостоятельно. Пусть структурируют информацию так, как им удобно. Это запустит процесс анализа и позволит ученикам разложить теоретическую информацию по полочкам.

Внимание! Не стоит надеяться на алгоритм, пока не достигнуто полное понимание материала – этим вы только запутаете учеников.

Как составить алгоритм вместе с учениками?

Предложите ученикам проанализировать теорию по пройденным темам и выделить самое важное. Пусть продумают, какие шаги необходимо предпринять, чтобы найти среди предложений именно то, в котором прячется ошибка.

Творческие ребята могут нарисовать ментальную карту, а те, кто склонен к аналитическому мышлению – составить таблицу. Если ученикам сложно структурировать информацию – предложите им дополнить вашу таблицу (вам нужно лишь показать им пример, но не делать за них всю работу).

Наша главная задача – не натаскать ребенка на решение строго определенных заданий, а создать такие условия, при которых он сможет глубоко осмыслить теоретический материал и в результате применить его на практике.

Как решать задание 8 в ЕГЭ по русскому языку

Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку оценивают в два первичных балла. Это значит, что оно может серьёзно повлиять на итоговый результат. Рассказываем, в чём суть задания и какие знания помогут получить максимальное количество баллов.

Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023

В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.

В 2024 году за задание 8 можно получить 2 первичных балла. Если указать неправильные номера предложений один или два раза — задание оценят в 1 балл, в любых других случаях — за задание дадут 0 баллов. Также если указать больше номеров, чем дано полей, поставят ноль баллов. Даже если часть номеров указана верно.

В тестовой части ЕГЭ по русскому языку всего два задания, за которые можно получить больше одного первичного балла. Про второе рассказали здесь.

Чтобы получить максимум баллов за задание 8, нужно уметь находить грамматические ошибки при построении предложений. Собрали подборку таких ошибок и разобрали их на примерах.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот — это часть предложения, которая определяет какое-то слово в нём. В самом причастном обороте есть причастие и зависимые от него слова.

Если неправильно употребить причастный оборот, нарушаются правила грамматики и искажается смысл предложения.

Одна из частых ошибок — причастный оборот не согласован с определяемым словом, например:

❌ Это стучат окна, открытых ветром.

✅ Это стучат окна, открытые ветром.

Как найти ошибку:

  1. Найти в предложении причастный оборот.
  2. Найти слово, от которого зависит причастный оборот.
  3. Проверить согласованность времени и падежа разными формами вопросов: «Какой?/Что делающий?/Что сделавший?».

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастный оборот — это часть предложения, которая связана с глаголом и добавляет к нему действие. Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов.

Глагол и деепричастный оборот должны относиться к одному лицу, которое совершило/совершает/совершит действие (субъекту действия), например:

❌ Готовясь к экзамену, ему стало тревожно.

✅ Готовясь к экзамену, он переживал.

Как найти ошибку

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Это распространенная ошибка в русском языке. Выбор неправильной формы может исказить смысл предложения и сделать его непонятным.

Вот пример неправильного употребления падежной формы с предлогом «‎по»:

Пример с предлогом

Ошибка в построении сложного предложения

Такие ошибки нарушают логику повествования и делают высказывание непонятным. Найти их бывает сложно, потому что у них много видов, например, несоответствие времени между частями предложения:

❌ Она закончит читать и идёт спать.

✅ Она пойдёт спать, когда закончит читать.

Чтобы находить проблемы в построении сложного предложения, важно следить за логической целостностью высказывания и проверять, что все части предложения согласованы по времени и связаны друг с другом.

Неправильное употребление имени числительного

Такая ошибка в предложениях часто возникает из-за несоблюдения правил согласования существительных с числительными, например:

1. Несогласованность с существительными в роде: «‎5 коты» вместо «‎5 котов».

2. Неправильный падеж существительного с дробным числительным: «‎более 15,5 миллионов» вместо «‎более 15,5 миллиона».

3. Неправильное склонение сложных количественных числительных: «‎трёхстам» вместо «‎трёмстам».

Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно следить за согласованием числительных с существительными в роде, числе и других грамматических формах.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Неправильное построение предложений с косвенной речью может привести к непониманию его смысла. Частые ошибки: использование неправильных временных форм, несоответствие между глаголом косвенной речи и глаголом прямой речи, несоответствие между подлежащим и именем существительным в косвенной речи. Например:

Пример

Чтобы избежать таких ошибок или быстро уметь находить их в заданиях на ЕГЭ, нужно следить, чтобы прямая и косвенная речь не смешивались. А ещё следить за временными формами и соответствием между глаголами прямой и косвенной речи.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибки в построении предложений с однородными членами могут быть из-за неверного порядка слов или неправильного употребления союзов, например:

Пример и как найти ошибку

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение — это название чего-либо. Такое приложение в тексте обычно стоит в кавычках. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — это ситуации, когда приложение употреблено в неправильной форме, например:

❌ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшка».

Запомни: если в предложении у приложения есть существительное, тогда склоняется существительное, а приложение — нет. Если существительное пропущено, тогда склоняется приложение. И то, и другое склонять не надо.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Другими словами, это несогласованность временной или видовой формы глагола. Звучит сложно, поэтому рассмотрим на примерах.

Глаголы бывают двух видов: совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?). Если глаголы в предложении разных видов, то это несогласованность видовой формы.

Несогласованность видовой формы

Несогласованность временной формы — это употребление глаголов в разных временах, из-за которого нарушается логика или искажается смысл.

Несогласованность временной формы глагола

Чтобы найти эту ошибку в задании 8 ЕГЭ по русскому языку, нужно сравнить формы и времена глаголов в предложении и соотнести их с описываемыми действиями.

ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен. От него зависит получение школьного аттестата. Если есть трудности в самостоятельной подготовке — записывайся в «‎СОТКУ»‎! У нас можно готовиться сразу ко всем предметам по подписке. Подробности и запись на бесплатный вводный урок здесь.

Было полезно
Поделиться

Советуем также прочитать:

Задание 8 ЕГЭ 2023 по русскому языку

Сборник необходимой теории по русскому языку к заданию №8 ЕГЭ 2023 по русскому языку на тему «Грамматические (синтаксические) нормы русского языка». В сборник входит необходимая теория, а также практика в форме тестов формата ЕГЭ вместе с ответами.

  • Вся теория по русскому для ЕГЭ
  • Тренировочные варианты по русскому ЕГЭ

Формулировка задания №8 ЕГЭ 2023

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. неправильное построение предложения с косвенной речью
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Сразу по приезде в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.
  2. Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы.
  3. Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».
  4. Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучения состава и строения валунов – обкатанных и слегка закруглённых камней.
  5. Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.
  6. Сверхпроводники – это материалы, не имеющие электрического сопротивления при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока может достигать гигантских значений.
  7. Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем предыдущие поколения.
  8. В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений.
  9. Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.

Теория к заданию №8 в формате видеоурока

Алгоритм выполнения задания №8

  1. Алгоритм очень простой. Вам необходимо научиться видеть слова-маркеры
  2. Вам необходимо выучить и понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит
  3. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать их построение
  4. Важно находить однородные члены и двойные союзы, находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи
  5. Важно знать глагольное управление и предложно-падежное управление

Таблицы с грамматическими (синтаксическими) ошибками

Таблицы по теме «Согласование сказуемого с подлежащим»

Таблицы по теме «Употребление в речи союзов и предлогов»

не столько. сколько .

ПО + сущ. в П.п.

(значение завершения действия)

По окончании курсов

По возвращении из поездки

По прибытии поезда

По предъявлении документа

По приезде гостей

Благодаря старанию

Согласно распоряжению

Вопреки запрещению

Навстречу счастию

Наперекор обстоятельствам

СЛОВНИК: глагольное и именное управление в русском языке

Примеры задания №8

Пример 1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении предложения с однородными членами
  3. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  4. нарушение построения сложноподчинённого предложения
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  1. Размышляя о прошлом, часто приходишь к неутешительным выводам.
  2. Ходя в тренажерный зал два раза в неделю, тело за пару месяцев станет крепким и здоровым.
  3. Я гнал машину в город, а моя любимица, завернутая в куртку, дремала на заднем сиденье.
  4. Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который Вы анализировали.
  5. Собака оказалась в полынье, потому что была пока неопытной гончей.
  6. Очередной поэтический сборник «Событие» было опубликовано в 2015 году силами местной заинтересованной интеллигенции.
  7. Тот опыт помог мне стать мудрее, который я приобрел на курсах по личностному росту, понимать окружающее полнее и глубже.
  8. Ценные советы, данные в книге «Весне жизни», очень помогли мне и помогают до сих пор.
  9. Грамотность важна не только для выпускников школ, а так же для каждого образованного человека.

Пример 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. ошибка в построении предложения с однородными членами
  2. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  3. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  5. неправильное построение предложения с причастным оборотом
  1. Чаще всего человек, преподносящий подарок, испытывает не меньшую радость, чем тот, кто этот подарок получает.
  2. Во время игры-соревнования лёгкие лодки маневрировали друг возле друга, ребята черпают кружками воду и выплёскивали её друг в друга.
  3. Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.
  4. Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных.
  5. Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются великолепные произведения пейзажной живописи.
  6. Путешествуя по старинным русским городам Золотого кольца, по пути из Владимира в Суздаль не забудьте заехать в село Боголюбове, чтобы увидеть небольшой, но очень красивый храм.
  7. В книге подробно рассказывается об уходе, эксплуатации, регулировке и ремонте электрооборудования.
  8. Все области человеческой природы работают в согласии не только с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.
  9. В России есть множество удивительных мест, прекраснейших старинных городов, пленяющих своей красотой.

Пример 3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  2. ошибка в построении предложения с однородными членами
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  1. Глядя на меня, Катя отошла на несколько шагов назад.
  2. Тяжёлая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке.
  3. Чайки питаются не только рыбой, а также рыбными отбросами и падалью.
  4. Финансовые дела Теслы шли в 1909-1910 годах очень хорошо, благодаря заказам на его изобретения.
  5. Пьесу «Грозу» Островский написал в 1859 году.
  6. Вопреки предыдущих новостей, выяснилось, что на конкурсе стихотворений я занял первое место, а не второе.
  7. Прислонясь к стене, было много шума.
  8. Тогда я отправился в лес, ломая попадавшиеся ветки на пути и браня себя вполголоса.
  9. Сегодня на уроке были опыты, демонстрирующие различные физические явления.

Пример 4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. неправильное построение предложения с косвенной речью
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  1. После покушения на императора журнал «Современник», отличавшийся резко демократическими взглядами, был закрыт.
  2. Вопреки предсказаний старожилов было тепло и солнечно.
  3. Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
  4. Глядя на картину Ван Гога «Ирисы», представляешь, будто сидишь на корточках посреди поля, в самой гуще цветов.
  5. Премьера пьесы А. П. Чехова «Вишнёвого сада» состоялась на сцене Художественного театра в 1904 году.
  6. Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».
  7. В юности Н. А. Некрасов выбрал литературную деятельность наперекор желанию отца.
  8. Все, кто находился на палубе, наблюдали за стаей дельфинов.
  9. Распад СССР, когда на территории бывшего Союза образовался ряд независимых государств, открыло новую страницу в истории России.

Пример 5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
  4. нарушение в построении предложения с однородными членами
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  1. Лучей от него ещё не было в чистом, погожем, широко залитом багрянцем небе, краснота которого, однако, быстро тускнела, уступая натиску света и голубизны.
  2. Обычно такие насаждения закрывали обзор на несколько часов, и оставалось только смотреть на полосу травы между поездом и деревьями, разглядывая предметы, выброшенные из когда-то пролетевших здесь вагонов поезда «Жёлтой стрелы».
  3. Мы ходили в стаде туристов по ярусам знаменитого на весь мир древнегреческого театра, удивляясь, как хорошо сохранился его полуциркульный амфитеатр, вырубленный из одного гигантского каменного монолита.
  4. Вывеску «Книжная лавка» на русском языке её взгляд выхватил мгновенно.
  5. Оно давало возможность как поговорить о необходимости вести борьбу с хулиганством, так и о богатстве русской литературы, которую Анна Игнатьевна преподавала в школе уже не один десяток лет.
  6. Она поёт, конечно же, романс «Средь шумного бала», посвящённого автором именно ей.
  7. Нравилось ей в этой работе всё: специальный стол с подсветкой, кульман и разные сорта бумаги, с которой приходилось работать, — мутноватая льдистая калька, рыхлый полуватман, сизые скользкие синьки.
  8. У перрона густились разношёрстная толпа людей, понемногу, как в песочных часах, просыпающаяся через узкую щель таможенного пункта.
  9. Ниша была неглубокой, но вместит всех, кто к ней пробирался, и люди стоят там в ожидании новых команд.

Пример 6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
  4. нарушение в построении предложения с однородными членами
  5. нарушение в построении сложноподчинённого предложения
  1. На маленькой, повидавшей многое лодке «Русалочка» егерь с внуком добрались до острова в центре озера, где находился небольшой летний домик.
  2. Вечер обещал быть тёплым, так что после концерта Станислав с женой Надей отправились гулять по набережной, наблюдая за плывущими пароходами и наслаждаясь обществом друг друга.
  3. Те участники состязаний, кто набирал более 50 очков по результатам трёх этапов, в качестве бонусов получал дополнительное время, дающее возможность тщательнее продумывать свои действия на следующих этапах.
  4. Группа мальчишек вбежала в спортзал, сразу же разделилась на две команды, и началась игра в футбол — по-детски неумелая, но очень озорная и весёлая.
  5. Он спросил, что не собираемся ли мы по окончании занятий посетить открывшуюся на днях выставку картин художников-модернистов.
  6. Как только последние дрова в камине догорели, в комнате тут же станет холодно, и нам приходится достать все тёплые вещи, в том числе одеяла и пледы, чтобы не замёрзнуть.
  7. Ставшие хорошими друзьями ещё в детском саду, мы с Петром до старости смогли сохранить нашу дружбу, несмотря ни на какие трудности.
  8. В огороде, саду, ещё недавно зелёных газонах лежал теперь десятисантиметровый слой снега, и меня завораживало это искрящееся белоснежное покрывало.
  9. Старое кресло-качалка, плетённое моим дедом, всё ещё было крепким, и вечерами я подолгу сидел в этом кресле, дающему мне чувство стабильности.

Ответы к примерам заданий №8

1. 69278; 2. 75243; 3. 59321; 4. 25639; 5. 86952; 6. 39685.

Обращаем внимание, что, кроме теории, как правильно делать данное задание, в конце документа приведены практические задания, а также правильные ответы к ним.

Теоретический материал к заданию 8 ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Правильно : согласно расписанию, благодаря стараниям, вопреки ожиданиям и т.п.

  1. Обращаем внимание на сочетания с предлогом ПО :

Правильно : по приезд Е в Москву, по приход Е на работу, по отход Е поезда… (неправильно: по приезду, по приходу и т.п)

Правильно : по истечени И срока, по прибыти И поезда, возвращени И домой… (неправильно: по истечению, по прибытию и т.п.)

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  1. Подлежащее и сказуемое в СПП:

Те , кто опоздал, не посмотрел фильм (правильно: не посмотрели ).

Те, кто приехали позже, не смогут попасть на экскурсию (правильно: приехал ).

  1. Не допускайте подобных ошибок:

Журнал «Природа» опубликовала статью молодого учёного.

Никто , даже лучшие ученики, не решили задачу.

Цветок лилия выросла у калитки.

  1. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, сказуемое может стоять в единственном и множественном числе:

В составе количественно-именного сочетания – одушевленное существительное

Большинство депутатов проголосовало(-и) против.

Десять человек выступили(-о) с докладами.

Несколько альбомов лежит на столе.

Большинство проголосовало против.

  1. Если подлежащее выражено несклоняемым существительным, надо помнить правила определения рода таких существительных:
  • Несклоняемые неодушевленные существительные принадлежат обычно к среднему роду: надежное алиби, комическое амплуа, хрустальное бра, компетентное жюри, сладкое какао, шелковое кашне, кислое киви, овощное рагу. Исключения: м.р. – горячий (и доп. горячее ) кофе, пенальти (штрафной удар); ж.р. – авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса). Киви было кислое .
  • Несклоняемые существительные, обозначающие животных , относятся к мужскому роду: быстроногий кенгуру, ловкий шимпанзе, забавный пони. Но: иваси (рыба, ж.р.), цеце (муха, ж.р.). Шимпанзе с любопытством смотрел на посетителей зоопарка .
  1. Неправильное построение предложения

с деепричастным оборотом.

Действие сказуемого и деепричастия должно выполнять одно лицо, иначе возникают ошибки типа: Возвращаясь домой, меня застиг дождь . Правильно: Возвращаясь домой, я попал под дождь.

  1. Нарушение в построении предложения

с причастным оборотом.

1. Нельзя разбивать причастный оборот определяемым словом.

Просмотренная рукопись редактором лежала на столе. (Правильно: Просмотренная редактором рукопись лежала на столе.)

2. Нельзя необоснованно разбивать определяемое слово и причастный оборот (нарушение порядка слов).

Горная цепь тянется на юг, состоящая из множества хребтов. (Правильно: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется на юг)

3. Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже.

Большинство книг , рассказывающие о жизни рептилий, издано в нашей стране. Правильно: рассказывающих)

4. У причастий не может быть формы будущего времени.

Ученик, напишущий изложение без ошибок, получит хорошую оценку.

5. У причастий не может быть формы условного наклонения – с частицей бы .

Каждый человек, пожелавший бы мне успеха, услышит слова благодарности.

6. Время и вид сказуемого и причастия должны совпадать.

На совещании были все, кроме делегатов, отсутствующих по уважительным причинам. (Правильно: отсутствовавших)

  1. Неправильное построение предложения

с косвенной речью.

Неправильно : Салтыков-Щедрин писал, что « я люблю Россию до боли сердечной».

Правильно : Салтыков Щедрин писал, что он любит Россию до боли сердечной.

  1. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Неправильно : Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Правильно : Замрёт на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Неправильно : И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Правильно : И.С.Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

  • Род несклоняемых существительных, обозначающих людей , определяется по соотнесенности с полом: опытный импресарио, остроумный конферансье, старший Дюма, старая леди.
  • У географических названий род определяется по нарицательному родовому слову: солнечный Батуми (город), широкая Миссисипи (река). Сочи встречал гостей.
  • У аббревиатур род определяется обычно по главному слову: МГУ (университет, м.р.), ГЭС (станция, ж.р.), США (штаты, мн.ч.). МГУ завершил приём .
  1. Нарушение в построении предложения

с несогласованным приложением.

  • В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.
  • В романе Толстого «Войне и мире» … это ошибки!
  • В романе Пушкина «Евгении Онегине» …
  • На картине «Боярыне Морозовой» …

Название произведения, заключённое в кавычки и данное после родового слова (роман, повесть, журнал, газета, картина и т.п.) должно стоять только в форме И.п.

НО : если родового слова нет, склонять нужно название произведения (В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных поколений.)

  1. Ошибка в построении предложения

с однородными членами.

1. Форма однородных членов должна совпадать.

Она молода и красивая .

2. Однородные члены должны совпадать в падеже с обобщающим словом.

В турнире принимали участие представители многих стран : Австрия, Венгрия, Италия .

3. Нельзя употреблять при однородных членах общее слово, требующее разного управления.

Врач должен лечить и заботиться о больных (лечить кого , заботиться о ком ).

4. При двойных союзах один из однородных членов ставится после первой части союза, а другой – после второй (двойные союзы: не только – но и; как – так и; если не – то; не столько – сколько; хотя и – но)

Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру .

5. Нельзя создавать неправильные пары двойных союзов.

Он не только выучил уроки, а также помыл посуду.

6. Не могут сочетаться как однородные члены инфинитив и существительное.

Я люблю футбол и плавать .

7. Нельзя объединять как однородные члены причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение.

Нам нужны специалисты, закончившие вуз и которые знают английский язык. Сотрудники покинули лабораторию, закончив работу и когда уже был поздний вечер.

  1. Ошибка в построении сложного предложения.

1. Неправильное употребление предложений с союзным словом который (относится к последнему существительному того же рода).

Семинар был организован профессором Петровым , который прошел очень интересно. (Правильно: Семинар, который прошел очень интересно, был организован профессором Петровым).

2. Употребление составных союзов в искаженном виде.

Перед тем чтобы написать ей письмо, он долго искал нужные слова. (Правильно: перед тем как)

3. Избыточность союзных средств.

Он спросил, что где его вещи. (Убрать ЧТО)

4. Нельзя отрывать придаточную часть от главной.

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

5. Неправильное построение СПП с указательным местоимением в главной части.

Учёные заметили о том, что озоновый слой Земли истончается. (Убрать О ТОМ)

  1. Неправильное употребление имени числительного.

Обращаем внимание на употребление собирательных числительных (двое, трое…, оба, обе):

1. С существительными, называющими лиц мужского пола (двое друзей).

2. С существительными, обозначающими детенышей животных (четверо котят).

3. С существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое саней, трое ножниц).

1. С существительными, называющими лиц женского пола (двое девочек — недопустимо).

2. С существительными, обозначающими взрослых животных (семеро слонов – недопустимо).

3. Нельзя употреблять числительные ОБА, ОБЕ с существительными, имеющими форму только множественного числа: брюки, сани, ножницы, ворота и т.п. (неправильно: в обоих воротах, у обоих брюк).

По материалам сети Интернет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация теоретического материала для выполнения задания А3 ЕГЭ по русскому языку

Теория о морфологических нормах русского языка отдельными «горошинами» рассеяна по всему курсу русского языка 5-9 классов. В данной презентации я собрала и систематизировала данный материал. Он поможе.

Теоретический материал и тренировочные упражнения для подготовки к выполнению задания А 18 ЕГЭ по русскому языку.

Презентация состоит из двух частей. 1 часть — теоретический материал, необходимый для выполнения задания А 18. Он расположен в логической последовательности и содержит алгоритм применения. 2 час.

Разбор теоретического материала и тестовые задания по B-8

Разбор теоретического материала и тестовые задания по B-8.

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ в 9 классе (к заданиям 3-14)

Торетический материал по русскому языку подобран для подготовки к ОГЭ (задания 3-14).

ОГЭ. Задание №4. Правописание приставок. Теоретический материал.

Раздаточный материал для учащихся.

Теоретический материал к заданию 26 ЕГЭ

Теория и практика задание 26.

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку. Теоретический материал к заданию 3.

В 3 задании необходимо произвести стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Данный материал поможет определить особенности каждого функционального стиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *