Какие утверждения верны относительно определения множественного наследования
Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):
Верны ли утверждения?
А) Абстрактная виртуальная функция — компонентная функция, имеющая следующее определение: virtual тип имя_функция (список_формальных_параметров) = 0
В) Анонимные классы — это классы без имени
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Абстрактный тип данных предоставляет для работы с элементами этого типа определённый набор функций, а также возможность создавать элементы этого типа при помощи специальных функций
В) Список — структура данных, состоящая из некоторого количества однородных элементов данных, каждый из которых содержит указатель на следующий элемент
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Ассоциативный массив — абстрактный тип данных, позволяющий хранить пары (ключ, значение) и поддерживающий операции добавления пары, а также поиска и удаления пары по ключу
В) Ассоциативный массив — абстрактный тип данных, снабженный некоторой (возможно, частичной) реализацией
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Визуальное программирование — способ создания программы для ЭВМ путём манипулирования графическими объектами вместо написания её текста
В) Визуальные средства разработки — средства проектирования интерфейсов, CASE-система для быстрой разработки приложений или SCADA-система для программирования микроконтроллеров
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Декремент — операция уменьшения на некоторую фиксированную величину
В) Виртуальная функция в ООП — метод (функция) класса, который может быть переопределён в классах-наследниках так, что конкретная реализация метода для вызова будет определяться во время исполнения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Динамическая память — оперативная память компьютера, предоставляемая программе (процедуре, подпрограмме) при её работе
В) Динамическая память — это алгоритм распределения памяти, при котором исполнительная система нижнего уровня отвечает за нахождение и повторное использование недоступных блоков памяти
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Инкремент — это операция увеличения на некоторую фиксированную величину
В) Инкремент — это операция уменьшения на некоторую фиксированную величину
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Инструментальные средства RAD обладают удобным графическим интерфейсом пользователя и позволяют на основе стандартных объектов формировать простые приложения с написанием кода программы
В) При разработке приложений с помощью инструментов RAD используются готовые объекты, сохраняемые в общедоступном хранилище
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Композиция объектов — это реализация составного объекта, состоящего из нескольких совместно работающих объектов и образующих единое целое с новой, более сложной функциональностью
В) Композиция объектов — это объект, составленный из подобъектов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Контейнерный класс включает набор методов, позволяющих выполнять операции, как с отдельным объектом, так и группой объектов
В) Контейнерный класс включает набор методов, позволяющих выполнять операции только с группой объектов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Контейнеры — это часть текста программы, в которой может быть использован данный объект
В) Контейнеры — это специальным образом организованные объекты, используемые для хранения объектов других классов и управления ими
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Логическое проектирование заключается в разработке структуры классов: определяются поля для хранения составляющих состояния объектов и алгоритмы методов, реализующих аспекты поведения объектов
В) Логическое проектирование включает объединение реализаций классов в модули, выбор схемы их подключения (статическая или динамическая компоновка), определение способов взаимодействия с оборудованием, с ОС и другим программным обеспечением, обеспечение синхронизации процессов для систем параллельной обработки
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Локальные объекты — объекты, существующие внутри подпрограмм, время жизни которых исчисляется от вызова подпрограммы до ее завершения
В) Временные объекты — объекты, хранящие промежуточные результаты некоторых действий
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Локальные объекты — объекты, существующие внутри подпрограмм, время жизни которых исчисляется от вызова подпрограммы до ее завершения
В) Локальные объекты — объекты, существующие пока программа загружена в память
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Методология RAD не может быть использована для разработки приложений, в которых интерфейс пользователя является вторичным, то есть отсутствует наглядное определение логики работы системы
В) Методология RAD может быть использована для разработки приложений, в которых интерфейс пользователя является вторичным, то есть отсутствует наглядное определение логики работы системы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Множественное наследование — сокрытие отдельных элементов реализации абстракции, не затрагивающих существенных характеристик ее как целого
В) Множественное наследование — свойство языка, которое позволяет подклассу наследовать свойства сразу от нескольких надклассов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) На фазе проектирования разработчики производят итеративное построение реальной системы на основе полученных ранее моделей, а также требований нефункционального характера
В) Методология RAD неприменима не только для создания типовых информационных систем, но и для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления сложными инженерно-техническими объектами — программ, требующих написания большого объема уникального кода
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Наследование — это отношение между классами, обеспечивающее возможность конструирования новых, более сложных классов из уже имеющихся посредством добавления полей и определения новых методов
В) Наследование — это сокрытие отдельных элементов реализации абстракции, не затрагивающих существенных характеристик ее как целого
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Обобщение — отношение между однотипными, имеющими общие признаки, но все же разными понятиями, при котором одно из понятий является обобщающим и включает в себя второе понятие
В) Прототипное программирование — это своеобразная «надстройка» над ООП, набор правил и ограничений, направленных на построение крупных развивающихся программных систем с большим временем жизни
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Очередь — упорядоченный набор элементов данных, в котором можно удалять и добавлять элементы, новый элемент всегда записывается в конец набора, а очередной читаемый или удаляемый элемент всегда выбирается из начала набора
В) Очередь с приоритетом — абстрактный тип данных, поддерживающий операции: добавить в очередь элемент с назначенным приоритетом, извлечь из очереди и вернуть элемент с наивысшим приоритетом, просмотреть элемент с наивысшим приоритетом без извлечения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Подкласс — синоним потомка, производного или дочернего класса
В) Подкласс — ограничение, накладываемое на свойства объектов и препятствующее взаимозаменяемости абстракций различных типов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Полиморфизм в языках программирования — взаимозаменяемость объектов с одинаковым интерфейсом
В) Средства RAD реализуют иную по сравнению с традиционной технологию создания приложений: информационные объекты формируются как действующие модели (прототипы), чье функционирование согласовывается с пользователем, а затем разработчик переходит к формированию приложений, не теряя из виду общей картины проектируемой системы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Простой полиморфизм — конкретный метод определяется типом объекта при компиляции программы (раннее связывание)
В) Простой полиморфизм — конкретный метод определяется типом объекта при выполнении программы (позднее связывание)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Результаты — это следствия применения паттерна и разного рода компромиссы
В) Результаты — это свойство языка программирования, позволяющее объединить и защитить данные и код в объект и скрыть реализацию объекта от пользователя
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Событийно-ориентированное программирование применяется при построении пользовательских интерфейсов
В) Перегрузка процедур и функций — возможность использования одноимённых подпрограмм (процедур или функций) в языках программирования
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Сохраняемые объекты — объекты, данные которых хранятся в файлах внешней памяти между сеансами работы программы
В) Процесс модификации — это добавление новых функциональных возможностей или изменение существующих свойств системы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Термины «экземпляр класса» и «объект» являются эквивалентными
В) Область видимости — это часть текста программы, в которой может быть использован данный объект
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Чистый полиморфизм — используется для обозначения того, что один код функции может по-разному интерпретироваться в зависимости от типа аргументов
В) Под методами объекта понимают процедуры и функции, объявление которых включено в описание объекта и которые выполняют действия
Подберите правильный ответ
_________ — класс, который не может быть использован для создания экземпляров, а служит исключительно для порождения других классов
_________ — модель, которая подвергается отображению с целью возможности изменения ее структуры, ее параметров или параметров ее отдельных частей
_________ — окно, в котором отображаются параметры (свойства) выбранного элемента визуальной модели
_________ — окно, содержащее набор элементов, из которых строится визуальная модель. Обычно элементы разделяются по их назначению на отдельные группы, размещающиеся на отдельных закладках окна инструментов
_________ — свойство объекта существовать во времени (вне зависимости от процесса, породившего данный объект) и/или в пространстве (при перемещении объекта из адресного пространства, в котором он был создан).
_________ — свойство объектов находиться в активном или пассивном состоянии и различать активные и пассивные объекты между собой
_________ — синоним потомка, производного или дочернего класса
_________ — это «заимствование» методов у объектов других классов
_________ — это абстрактный тип данных, позволяющий создать в программе новые объекты данных и ввести связанные с ними операции и функции
_________ — это включение объектов одного класса в состав другого класса
_________ — это внешние особенности класса или объекта, придающие ему абстрактную форму и скрывающие его внутреннее устройство и поведение
_________ — это внутреннее строение класса или объекта, учитывающее особенности его поведения
_________ — это выделение существенных характеристик некоторого объекта, которые отличают его от всех других видов объектов и, таким образом, четко определяют его концептуальные границы относительно дальнейшего рассмотрения и анализа.
_________ — это двусторонняя связь классов, которая устанавливается между самостоятельными объектами, причем и со стороны одного класса, и со стороны другого класса в связи могут участвовать несколько объектов
_________ — это использование одного идентификатора для нескольких различных методов или операторов
_________ — это класс, из которого порождается другой класс
_________ — это класс, объявленный с ключевым словом final, обозначающим, что он не может использоваться в качестве базового при определении новых классов и наследовании
_________ — это класс, определяемый как расширение другого класса, называемого родительским
_________ — это комплекс специальных инструментальных средств быстрой разработки прикладных информационных систем, позволяющих оперировать с определенным набором графических объектов, функционально отображающих отдельные информационные компоненты приложений.
_________ — это конкретная реализация класса, обладающая характеристиками состояния, поведения и индивидуальности
_________ — это метод, используемый для создания нового объекта, выделяя память под новую переменную и гарантируя, что переменная инициализируется надлежащим образом
_________ — это методология программирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является реализацией определенного типа, использующая механизм пересылки сообщений и классы, организованные в иерархию наследования
_________ — это множество объектов, связанных общностью структуры и поведения.
_________ — это неотделимая часть объектно-ориентированного программирования, управляющая областями видимости
_________ — это объект-образец, по образу и подобию которого создаются другие объекты
_________ — это ограничение, накладываемое на класс объектов и препятствующее взаимозаменяемости различных классов (или сильно сужающее ее возможность).
_________ — это ограничение, накладываемое на свойства объектов и препятствующее взаимозаменяемости абстракций различных типов
_________ — это поле данных, являющееся общим для всех экземпляров данного класса
_________ — это процедура (функция), связанная с классом, вызываемая в стиле пересылки сообщений
_________ — это процесс графического отображения сложных процессов на экране компьютера в виде графических примитивов (графических фигур).
_________ — это процесс отделения друг от друга отдельных элементов объекта, определяющих его устройство и поведение.
_________ — это процесс представления предметной области задачи в виде совокупности объектов, обменивающихся сообщениями
_________ — это ранжированная или упорядоченная система абстракций, расположение их по уровням.
_________ — это свойство абстракции существовать во времени независимо от процесса, породившего данный программный объект, и/или в пространстве, перемещаясь из адресного пространства, в котором он был создан
_________ — это свойство системы, связанное с возможностью ее декомпозиции на ряд внутренне связных, но слабо связанных между собой модулей
_________ — это свойство языка, которое позволяет подклассу наследовать свойства сразу от нескольких надклассов
_________ — это совокупность существенных характеристик объекта, которые отличают его от других видов объектов и определяют особенности данного объекта с точки зрения дальнейшего рассмотрения и анализа решаемой задачи
_________ — это сокрытие от внешнего мира внутренней реализации класса
_________ — это упорядоченный набор элементов данных, в котором можно удалять и добавлять элементы, новый элемент всегда записывается в его конец, а очередной читаемый или удаляемый элемент также выбирается из его конца
_________ метод — это метод, который не может быть вызван без предварительного доопределения
_________ определяется как осязаемая реальность — предмет или явление, имеющие четко определяемое поведение
Абстрагирование и _________ являются взаимодополняющими операциями
Логика приложения, построенного с помощью RAD, является
На фазе _________ жизненного цикла выполняется собственно быстрая разработка приложения.
Определенное воздействие одного объекта на другой с целью вызвать соответствующую реакцию называется
Основные понятия _________ подхода — объект и класс
Под методологией быстрой разработки приложений обычно понимается процесс разработки информационных систем, основанной на таком элементе, как небольшая команда программистов (обычно от _________ человек)
Ключевое противоречие ООП
Как известно, классическое ООП покоится на трех китах:
Классическая же реализация по умолчанию:
- Инкапсуляция — публичные и приватные члены класса
- Наследование — реализация функционала за счет расширения одного класса-предка, защищенные члены класса.
- Полиморфизм — виртуальные методы класса-предка.
Наследование ломает инкапсуляцию
- Классу-потомку доступны защищенные члены класса-предка. Всем остальным доступен только публичный интерфейс класса. Предельный случай взлома —
антипаттерн Паблик Морозов; - Реально изменить поведение предка можно только с помощью перекрытия виртуальных методов;
- Принцип подстановки Лисков обязывает класс-потомок удовлетворять всем требованиям к классу-предку;
- Для выполнения пункта 2 в точном соответствии с пунктом 3 классу-потомку необходима полная информация о времени вызова и реализации перекрытого виртуального метода;
- Информация из пункта 4 зависит от реализации класса-предка, включая приватные члены и их код.
В теории мы уже имеем былинный отказ, но как насчет практики?
- Зависимость, создаваемая наследованием, чрезвычайно сильна;
- Наследники гиперчувствительны к любым изменениям предка;
- Наследование от чужого кода добавляет адскую боль при сопровождении: разработчики библиотеки рискуют получить обструкцию из-за поломанной обратной совместимости при малейшем изменении базового класса, а прикладники — регрессию при любом обновлении используемых библиотек.
Все, кто используют фреймворки, требующие наследования от своих классов (WinForms, WPF, WebForms, ASP.NET), легко найдут подтверждения всем трем пунктам в своем опыте.
Неужели все так плохо?
Теоретическое решение
Влияние проблемы можно ослабить принятием некоторых конвенций:
1. Защищенные члены не нужны
Это соглашение ликвидирует пабликов морозовых как класс.
2. Виртуальные методы предка ничего не делают
Это соглашение позволяет сочетать знание о реализации предка с независимостью от нее реализации уже в потомке.
3. Виртуальные методы предка никогда не вызываются в его коде
Это соглашение позволяет потомкам не зависеть от внутренней реализации предка, а также требует публичности всех виртуальных методов.
4. Экземпляры предка никогда не создаются
Это соглашение позволяет избавиться от несоответствия требований к виртуальными методам (публичный контракт класса) с одной стороны и обязанностью ничего не делать (защищенный контракт класса) с другой. Теперь принцип подстановки Лисков можно соблюсти, не вступая в порочную связь с закрытым содержимым предка.
5. Невиртуальных членов у предка нет
С учетом предыдущих соглашений невиртуальные члены предка становятся бесполезными и подлежат ликвидации.
Результат: если класс-предок состоит из публичных виртуальных пустых методов и требований к ним для потомков, то наследование уже не ломает инкапсуляцию. Что и требовалось доказать.
Попутно получаем возможность решение проблемы ромба для случая множественного наследования от конвенционных предков. Но это все теория, а нам нужны.
Практические решения
- Виртуальные методы-пустышки уже есть во многих языках и носят гордое звание абстрактных.
- Классы, экземпляры которых создавать нельзя, тоже есть во многих языках и даже имеют то же звание.
- Полное соблюдение указанных соглашений в языке C++ использовалось как паттерн для проектирования и реализации Component Object Model.
- Ну и самое приятное: в C# и многих других языках соглашения реализованы как первоклассный элемент «интерфейс».
Происхождение названия очевидно — в результате соблюдения соглашений от класса остается только его публичный интерфейс. И если множественное наследование от обычных классов — редкость, то от интерфейсов оно доступно без всяких ограничений.
Итоги
- Языки, где нет наследования от классов, но есть — от интерфейсов (например, Go), нельзя лишать звания объектно-ориентированных. Более того, такая реализация ООП правильнее теоретически и безопаснее практически.
- Наследование от обычных классов (имеющих реализацию) — чрезвычайно специфический и крайне опасный архаизм.
- Избегайте наследования реализаций без крайней необходимости.
- Используйте модификатор sealed (для .NET) или его аналог для всех классов, кроме специально спроектированных для наследования реализации.
- Избегайте публичных незапечатанных классов: пока наследование не выходит за рамки своих сборок, из него еще можно извлечь пользу и ограничить вред.
PS: Дополнения и критика традиционно приветствуются.
- объектно-ориентированный дизайн
- паттерны проектирования
- антипаттерны
Какие утверждения верны относительно определения множественного наследования
Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):
____________ факторы влияния на организм человека в процессе развития включают биологические и социальные аспекты, непосредственно связанные с хронологическим возрастом человека.
Верны ли определения?
А) Вметафазе митозахромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки. Они максимально конденсированы.
В) В телофазе центромеры всех хромосом продольно делится и дочерние хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Во время анафазы к центромерам всех хромосом прикрепляются микротрубочки митотического веретена, которые исходят из центриолей.
В) В профазе хромосомы конденсируются, образуются две центриоли, которые начинают двигаться к противоположным полюсам клетки.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Во время прометафазы к центромерам всех хромосом прикрепляются микротрубочки митотического веретена, которые исходят из центриолей.
В) В телофазе хромосомы конденсируются, образуются две центриоли, которые начинают двигаться к противоположным полюсам клетки.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Втелофазе митозагруппы хроматид, составляющие теперь полные кариотипы двух будущих клеток, покрываются ядерной мембраной, делится также цитоплазма клетки, на этом процесс клеточного деления заканчивается.
В) В прометафазе центромеры всех хромосом продольно делится и дочерние хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Комбинативная изменчивость — изменчивость, которая является результатом адаптации к условиям среды и не наследуется, поскольку не приводит к изменениям в генотипе.
В) Мутационная изменчивость — изменчивость, которая связана с появлением новых признаков в результате нарушения структуры ДНК.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Примордиальные фолликулы — фолликулы, которые состоят из овоцита, окруженного: одним слоем плоских клеток фолликулярного эпителия и базальной мембраной.
В) Вторичные фолликулы — фолликулы, которые состоят из овоцита, окруженного: одним слоем плоских клеток фолликулярного эпителия и базальной мембраной.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Первый закон Менделя: закон единообразия гибридов первого поколения.
В) Первый закон Менделя: закон расщепления у гибридов 2-го поколения в соотношении 3:1.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Третичный фолликул – это зрелый фолликул, достигший своего максимального развития и включающий одну полость, заполненную фолликулярной жидкостью.
В) Примодальный фолликул – это зрелый фолликул, достигший своего максимального развития и включающий одну полость, заполненную фолликулярной жидкостью.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Аномалия внутриутробного развития яичек, при которой к моменту рождения плода одно или оба его яичка не опускаются из забрюшинного пространства через паховый канал в мошонку – это крипторхизм.
В) Аномалия внутриутробного развития яичек, при которой к моменту рождения плода одно или оба его яичка не опускаются из забрюшинного пространства через паховый канал в мошонку – это анорхизм.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Второй закон Менделя: закон расщепления у гибридов 2-го поколения в соотношении 3:1.
В) Второй закон Менделя: закон независимого расщепления у гибридов 2-го поколения при дигибридном скрещивании.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Гематофолликулярный барьер— физический барьер междукровеносными сосудамиисеменными канальцамитестикулживотных.
В) Гематотестикулярный барьер— физический барьер междукровеносными сосудамиисеменными канальцамитестикулживотных.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Морганида — единица расстояния на генетической карте.
В) Аутосомы — хромосомы, определяющие формирование мужского и женского полов, составляют одну пару.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Морфофункциональное состояние яичка регулируется гормонами эпифиза.
В) Секреторная активность гипофиза регулируется клетками Сертоли и клетками Лейтига.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Неполное доминирование, множественные аллели, генные комплексы, эпистаз все эти случаи взаимодействия генов демонстрируют действие сочетаний генов на один признак, что называется комплементарным действием генов.
В) Неполное доминирование, множественные аллели, генные комплексы, эпистаз все эти случаи взаимодействия генов демонстрируют действие сочетаний генов на один признак, что называется плейотропным действием генов.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Первичные фолликулы – фолликулы в которых формируется фолликулярная полость, а тека состоит из двух слоев.
В) Вторичные фолликулы – фолликулы в которых формируется фолликулярная полость, а тека состоит из двух слоев.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Под корковым веществом в яичнике располагается наружная тека, состоящая изсоединительной ткани, в которой проходят магистральные кровеносные сосуды и нервы, а также эпителиальные тяжи
В) Блестящая зона — эластичная оболочка, окружающая развивающуюся яйцеклетку в составе растущего и зрелого фолликула яичника.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) При спермиогенезекомплекс Гольджиформирует акросому, содержащую протеолитическиеферменты, которые при контакте сяйцеклеткойрастворяют участок её блестящей оболочки.
В) При овогенезекомплекс Гольджиформирует акросому, содержащую протеолитическиеферменты, которые при контакте сяйцеклеткойрастворяют участок её блестящей оболочки.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Сперматогонии В делятся митотически, сохраняя способность к делению и поддерживая свою популяцию.
В) Сперматогонии А делятся митотически, сохраняя способность к делению и поддерживая свою популяцию.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Сперматогония В делится митотически, дифференцируясь в сперматоцит I порядка, вступающий вмейоз.
В) Сперматогония А делится митотически, дифференцируясь в сперматоцит I порядка, вступающий вмейоз.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Строма яичников развивается из парамезонефральных, или мюллеровых, протоков.
В) Маточные трубы, матка и влагалище развиваются из парамезонефральных, или мюллеровых, протоков.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Третий закон Менделя: закон расщепления у гибридов 2-го поколения в соотношении 3:1.
В) Третий закон Менделя: закон независимого расщепления у гибридов 2-го поколения при дигибридном скрещивании.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Характерной особенностью первичных фолликулов является образование блестящей зоны, которая состоит из мукопротеинов и гликозаминогликанов, секретируемых как овоцитом, так и фолликулярным эпителием.
В) Вторичные фолликулы — фолликулы, которые состоят из овоцита, окруженного: одним слоем плоских клеток фолликулярного эпителия и базальной мембраной.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Диплоидные клетки – это клетки, которые содержат вдвое меньше хромосом, обозначаются как n, к ним относятся гаметы или половые клетки.
В) Гетерозигота – это организм, в котором пара аллельных генов неодинакова: Аа.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Мейоз – это особый способ деления клеток, приводящий к редукции числа хромосом и к переходу клетки из диплоидного состояния в гаплоидное.
В) Мейоз – это клеточное деление, в процессе которого клетки делятся на две «дочерние клетки», каждая из которых, в свою очередь, еще раз делится на две клетки.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Митоз – это особый способ деления клеток, приводящий к редукции числа хромосом и к переходу клетки из диплоидного состояния в гаплоидное.
В) Митоз – это клеточное деление, в процессе которого клетки делятся на две «дочерние клетки», каждая из которых, в свою очередь, еще раз делится на две клетки.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Нормативные возрастные факторы – это биологические и социальные аспекты развития, непосредственно связанные с хронологическим возрастом человека.
В) Исторические нормативные факторы – это биологические и социальные аспекты развития, непосредственно связанные с хронологическим возрастом человека.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Нормативные возрастные факторы – это биологические и средовые аспекты развития, связанные с историческим временем.
В) Исторические нормативные факторы — это биологические и средовые аспекты развития, связанные с историческим временем.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Генеративная функция яичников – это выработка половых гормонов.
В) Генеративная функция яичников – это образование женских половых клеток.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Гомозигота – это организм, в котором данная пара аллельных генов одинакова: АА или аа.
В) Гаплоидные клетки – это клетки, которые содержат двойной набор хромосом, обозначаются как 2n, к ним относятся все клетки организма, за исключением гамет.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Комбинативная изменчивость – это изменчивость, которая представляет собой перекомбинацию генов, получаемых от родителей.
В) Геномные мутации – это мутации, проявляющиеся в изменении числа или формы хромосом.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Модификационная изменчивость – это изменчивость, которая является результатом адаптации к условиям среды и не наследуется, поскольку не приводит к изменениям в генотипе.
В) Комбинативная изменчивость – это изменчивость, которая связана с появлением новых признаков в результате нарушения структуры ДНК.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их отдельные части или отдельные гены.
В) Овогенез — это развитие мужских половых клеток, происходящее под регулирующим воздействиемгормонов.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Мутационная изменчивость – это изменчивость, которая связана с появлением новых признаков в результате нарушения структуры ДНК.
В) Модификационная изменчивость – это изменчивость, которая представляет собой перекомбинацию генов, получаемых от родителей.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Полиплоидия – это кратное изменение числа хромосом, которое наблюдается в основном у растений.
В) Хромосомные мутации – это мутации, проявляющиеся в изменении числа или формы хромосом.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Сперматогенез — это развитие женской половой клетки —яйцеклетки.
В) Диплоидные клетки – это клетки, которые содержат двойной набор хромосом, обозначаются как 2n, к ним относятся все клетки организма, за исключением гамет.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эндокринная функция яичников – это выработка половых гормонов.
В) Эндокринная функция яичников – это образование женских половых клеток.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Алкоголизм I типа – это алкоголизм, который характеризуется ранним началом, склонностью к совершению насилия и связью с преступностью.
В) Алкоголизм I типа – это алкоголизм, отличающийся относительно умеренным злоупотреблением, пассивно-зависимыми чертами личности и минимальной связью с преступностью.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Алкоголизм II типа – это алкоголизм, который характеризуется ранним началом, склонностью к совершению насилия и связью с преступностью.
В) Алкоголизм II типа – это алкоголизм, отличающийся относительно умеренным злоупотреблением, пассивно-зависимыми чертами личности и минимальной связью с преступностью.
Подберите правильный ответ
Раздел генетики, изучающий генетические основы индивидуального развития организма, роль генотипа в общей системе онтогенеза – это
В концепции эпигенеза, сформулированной американцем Дж.Брауном, отражено взаимодействие разных факторов, определяющих развитие организма: 1) фенотипа; 2) активной части генома; 3) условий среды.
________ развивается (-ются) из мезенхимы первичной почки, в которую врастают половые шнуры из целомического эпителия половых валиков.
___________ изменчивость сохраняется в генотипе и проявляется у потомков, т.е. наследуется.
Алкоголизм I типа – алкоголизм, отличающийся: 1) относительно умеренным злоупотреблением алкоголя, 2) пассивно-зависимыми чертами личности; 3) минимальной связью с преступностью; 4) склонностью к совершению насилия.
Аномалия внутриутробного развития яичек, при которой к моменту рождения плода одно или оба его яичка не опускаются из забрюшинного пространства через паховый канал в мошонку, – это
Биологические и социальные влияния, которые не связаны с календарным или историческим временем – это ____________ факторы влияния на организм человека в процессе развития.
Биологические и средовые аспекты развития, связанные с историческим временем, – это ____________ факторы влияния на организм человека в процессе развития.
В _________ центромеры всех хромосом продольно делятся, и дочерние хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки.
В __________ хромосомы конденсируются, образуются две центриоли, которые начинают двигаться к противоположным полюсам клетки.
В зависимости от характера наследования изменчивости признаков выделяют: 1) генотипическую изменчивость; 2) модификационную изменчивость; 3) геномную изменчивость.
В_________ митозагруппы хроматид, составляющие теперь полные кариотипы двух будущих клеток, покрываются ядерной мембраной, делится также цитоплазма клетки, на этом процесс клеточного деления заканчивается.
В___________ митозахромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки.
Во время _________ к центромерам всех хромосом прикрепляются микротрубочки митотического веретена, которые исходят из центриолей.
Выделяют следующие типы фолликулов: 1) примордиальные; 2) первичные; 3) вторичные; 4) третичные.
Для выяснения разнообразия генотипов гибридов второго поколения при дигибридном скрещивании ________ была предложена специальная таблица
Законы Менделя: 1) 1-й закон единообразия гибридов 1-го поколения; 2) 2-й закон расщепления у гибридов 2-го поколения в соотношении 3:1; 3) 3-й закон независимого расщепления у гибридов 2-го поколения при дигибридном скрещивании. Правильно сформулированными являются законы
Изменчивость, которая представляет собой перекомбинацию генов, получаемых от родителей, – это ________________ изменчивость.
Изменчивость, которая связана с появлением новых признаков в результате нарушения структуры ДНК, – это ________________ изменчивость.
Изменчивость, которая является результатом адаптации к условиям среды и не наследуется, поскольку не приводит к изменениям в генотипе, – это ___________ изменчивость.
Множественное действие одного гена называется
Морфофункциональное состояние яичка регулируется гормонами
П.Балтес предложил модель, отражающую следующие категории влияний на организм человека в процессе развития: 1) нормативные возрастные факторы; 2) исторические нормативные факторы; 3) ненормативные факторы.
Под корковым веществом в яичнике располагается _________, состоящее (-ая) изсоединительной ткани, в которой проходят магистральные кровеносные сосуды и нервы, а также эпителиальные тяжи.
После полового созреваниягипоталамусначинает выделять __________, под влиянием которогогипофиз секретируетфолликулостимулирующий гормон, стимулирующий развитие и функционированиеклетки Сертолии лютеинизирующий гормон, стимулирующийклетки Лейдигак выработкетестостерона.
Промежуток между делениями клеток – это
Процесс сперматогенеза регулируется: 1) гонадотропнымигормонамигипофиза; 2) стероидными гормонами яичка; 3) кальцитонином щитовидной железы.
Реализация каждой стадии онтогенеза обеспечивается наличием: 1) фенотипа, сформировавшегося к этой стадии; 2) продуктов экспрессии генов, соответствующих этой стадии развития; 3) условий внешней среды, специфических для данной стадии.
С поверхности яичник у взрослой женщины окружен ___________, образованной (-ым) плотной волокнистой соединительной тканью, покрытой мезотелием брюшины.
Случаи взаимодействия генов, которые демонстрируют действие сочетаний генов на один признак – это _________ действие генов.
Фолликулы, в которых формируется фолликулярная полость, а тека состоит из двух слоев, называются ___________ фолликулами.
Фолликулы, которые состоят из овоцита, окруженного одним слоем плоских клеток фолликулярного эпителия и базальной мембраной, — это ____________ фолликулы.
Фолликулы, состоящие из растущего овоцита, формирующейся блестящей зоны и слоя кубического фолликулярного эпителия, – это ____________ фолликулы.
6. Относительно трансплантации органов и тканей как метода лечения наследственных заболеваний верны утверждения:
а) помимо пересадки органов, можно пересаживать отдельные клетки, участвующие в патогенезе болезней обмена; б) трансплантацию костного мозга от здорового индивидуума его сибсу с наследственным заболеванием можно расценивать как трансгеноз зародышевых клеток; в) при наследственных болезнях отторжение пересаженного органа происходит редко, так как аномальный генотип препятствует реакции трансплантат против хозяина; г) пересаженный донорский орган через некоторое время также может поражаться наследственным заболеванием.
7. К какому подходу в лечении наследственных заболеваний можно отнести примеры:
1) назначение соматотропного гормона ребенку с наследственной формой карликовости вследствие сниженной функции гипофиза; 2) назначение фенобарбитала для профилактики судорог у ребенка с гипераммониемией вследствие недостаточности орнитинтранскарбамилазы; 3) назначение больших доз витаминов ребенку с умственной отсталостью вследствие хромосомной аномалии; 4) назначение D-пеницилламина для связывания внутриклеточных ионов меди при синдроме Вильсона-Коновалова; 5) пересадка печени больному семейной гиперхолестеринемией; 6) назначение карнитина ребенку с органической ацидемией для образования эфиров карнитина и их выведения; 7) назначение диеты без молочных и кисломолочных продуктов при галактоземии; а) диетическое ограничение; б) альтернативные пути обмена; в) усиленное выведение субстрата; г) возмещение продукта; д) ничего из перечисленного. Ответ: 1-г,2-д,3-д,4-в,5-д,6-б,7-а. К ГЛАВЕ 11
1. Определение концентрации афп в крови беременной является скринирующим методом дородовой диагностики:
а) хромосомной патологии; б) наследственных ферментопатий; в) врожденных пороков развития; г) гетерозиготности по гену Gm2-ганглиозидоза (болезни Тея-Сакса). 2. С помощью молекулярно-генетических методов пренатально диагностируют: а) муковисцидоз; б) синдром «кошачьего крика»; в) талассемию; г) хронический лимфолейкоз. 3. Определение концентрации АФП и ХГЧ в крови беременной является скринирующим методом дородовой диагностики: а) наследственных дефектов обмена аминокислот; б) наследственной патологии крови; в) пороков развития; г) наследственных дефектов обмена углеводов. 4. Требования к методам биохимического скрининга: а) диагностическая значимость (небольшой процент ложноположительных и отсутствие ложноотрицательных результатов); б) стоимость диагностической программы не больше стоимости содержания обществом больных; в) использование легкодоступного биологического материала в малом количестве; г) при положительном результате отсутствие необходимости в проведении повторного исследования с целью подтверждения диагноза. 5. Понятие генетического риска включает: а) повышенную вероятность иметь определенное заболевание в течение жизни; б) вероятность возникновения наследственной болезни или болезни с наследственной предрасположенностью; в) вероятность внутриутробной гибели плода. 6. С помощью УЗИ у плода диагностируют: а) фенилкетонурию; б) анэнцефалию; в) редукционные пороки конечностей; г) синдром Марфана. 7. С целью диагностики наследственной патологии у плода проводят амниоцентез в сроки гестации: а) 7-8 нед; б) 11-12 нед; в) 16-18 нед; г) 24-26 нед. 8. Высокий генетический риск составляет: а) 100%; б) 5-10%; в) 10-20%; г) 20-25%. 9. Массовую преклиническую диагностику проводят, если: а) частота болезни среди населения до 1%; б) эффективны профилактические мероприятия; в) есть методы ДНК-диагностики; г) заболевание имеет тяжелое течение. 10. Оптимальные сроки проведения биопсии хориона: а) 10-1 2 нед; б) 7-9 нед; в) 4-6 нед. 11. С помощью биопсии хориона диагностируют: а) наследственные дефекты обмена веществ; б) множественные врожденные пороки развития; в) хромосомные синдромы; г) изолированные врожденные пороки развития. 12. Средний генетический риск составляет: а) 10-20%; б) 50%; в) 6-10%; г) 20-25%. 13. С помощью УЗИ диагностируют: а) анэнцефалию; б) галактоземию; в) мукополисахаридоз; г) ахондроплазию. 14. Кордоцентез проводят в сроки гестации: а) 5-8 нед; б) 9-11 нед; в) 16-18 нед; г) 20-22 нед. 15. Кордоцентез проводят при повышенном риске по: а) хромосомным синдромам, обусловленным структурными мутациями; б) наследственным болезням крови; в) порокам развития; г) хромосомным синдромам, обусловленным числовыми мутациями. 16. Диагностировать пренатально до 20 недель гестации можно: а) адреногенитальный синдром; б) гемофилию; в) изолированную расщелину нёба; г) синдром Эдвардса. 17. Первичная профилактика — это: а) комплекс мероприятий, направленных на предупреждение рождения или зачатия детей с наследственными болезнями; б) комплекс мероприятий, направленных на предотвращение развития унаследованного заболевания; в) фенотипическая коррекция дефекта. 18. Неинвазивные методы пренатальной диагностики: а) фетоскопия; б) УЗИ; в) хорионбиопсия; г) анализ ХГЧ в сыворотке беременной; д) кордоцентез. 19. Пренатальная диагностика — это: а) комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития заболевания у ребенка; б) предотвращение беременности при высоком риске рождения больного ребенка; в) диагностика болезни у эмбриона или плода; г) оценка риска развития заболевания у будущего ребенка; д) диагностика гетерозиготного носительства рецессивных патологических генов у беременной. 20. Третичная профилактика используется при: а) фенилкетонурии; б) врожденном гипотиреозе; в) хорее Гентингтона; г) альбинизме; д) целиакии. 21. Женщине 27 лет был проведен амниоцентез на 16-й неделе беременности в связи с множественными аномалиями у плода по результатам УЗИ. При цитогенетическом исследовании у плода выявили трисомию 21. Тактика врача-генетика: а) рекомендовать прерывание беременности; б) предоставить семье полную информацию о вероятном состоянии здоровья ребенка, возможностях его лечения и социальной адаптации; в) предоставить право окончательного решения о пролонгировании или прерывании беременности родителям; г) рекомендовать повторную беременность. 22. Для просеивающей диагностики фенилкетонурии у новорожденного берут кровь: а) в процессе родов (пуповинная кровь); б) на 7-10-й день жизни; в) на 3-5-й день жизни. 23. Женщина 31 года на 6-й неделе беременности очень обеспокоена тем, что ее сестра недавно родила дочь с синдромом Дауна. Пациентка хотела бы провести амниоцентез. Тактика врача: а) амниоцентез на сроке 15-16 недель; б) детальное УЗИ плода на 18-20-й неделе гестации; в) запросить результаты кариотипирования больного ребенка; г) специфическая пренатальная диагностика в данном случае не требуется. 24. Показания для пренатального цитогенетического исследования: а) возраст матери 39 лет; б) рождение ребенка с синдромом Дауна в анамнезе; в) кистозная гигрома шеи у плода при УЗИ; г) расщелина позвоночника (spina bifida) у троюродного брата; д) робертсоновская транслокация у отца. 25. К каждой ситуации подберите наиболее вероятный вариант этиологии: 1) Повторные выкидыши на ранних сроках беременности. 2) Аутосомно-доминантное заболевание вследствие новой мутации. 3) Аутосомно-рецессивное заболевание. 4) Х-сцепленное заболевание. 5) Трисомия 13. а) сходная клиническая картина отмечается также у двух дядей по материнской линии; б) возраст отца 50 лет; в) возраст матери 40 лет; г) сбалансированная транслокация; д) кровнородственный брак. Ответ: 1-г,2-б,3-д,4-а,5-в 26. Для каждой ситуации подберите наиболее целесообразный метод пренатальной диагностики: 1) 30-летняя женщина, в анамнезе рождение мертвого ребенка с множественными пороками развития (полидактилия, расщелина нёба, порок сердца) и нормальным кариотипом. 2) В семейном анамнезе миодистрофия Дюшенна, беременная — носительница семейной делеции в гене дистрофина. 3) У плода на 9-й неделе гестации при УЗИ обнаружили увеличение толщины шейной складки, атрезию или стеноз двенадцатиперстной кишки. 4) 25-летняя женщина очень обеспокоена возможностью рождения ребенка с синдромом Дауна. Индивидуальный и семейный анамнез без особенностей. 5) 36-летняя женщина на 14-й неделе беременности. а) биопсия ворсин хориона; б) определение концентрации АФП в сыворотке матери; в) амниоцентез; г) детальное УЗИ; д) кордоцентез. Ответ: 1-г, 2-авд,3-авд,4-бг,5-в.