Караоке-ликбез: что такое midi-формат
О главном принципе караоке знает даже тот, кто никогда не решался спеть песню под музыку, используя текст-подсказку на экране. Тот же, кто увлечен караоке «всерьез и надолго», осведомлен о разных форматах караоке-файлов, которые определяют качество звучания. Один из них – формат midi.
Если мечтаете пойти в караоке клуб на Китай городе и спеть шлягер из 90-х, то караоке-система, воспроизводящая midi-форматы, вполне сгодится. Такой формат не содержит лишней информации и максимально сжат для удобства хранения. Технически каждый файл представляет собой набор программных кодов. В них зашифрованы партитуры музыкальных инструментов, использованных при записи музыки конкретной песни.
Хотя midi и уступает по качеству воспроизведения караоке-файлам с расширениями MP3/WAV, но душевного исполнения «Белых роз» не испортит. Ведь в 90-е основой попсовой музыки были синтезаторы, а именно на них и базируются караоке midi-формат. На нем неплохо звучат партии фортепиано, бас-гитары и ударных, а вот передать «сложные» инструменты (ритм- или сологитару) не получается. Но если арендовать караоке с отдельными кабинками, то сильным вокалом легко можно нивелировать погрешности звучания.
Если же использовать для воспроизведения устройство с хорошей звуковой картой или профессиональную караоке-систему, то даже midi-минусовки зазвучат вполне прилично.
А еще midi-формат ценят за то, что он позволяет понизить или повысить тональность, чтобы подстроить исполнение песни под конкретный голос. Да и на одном диске караоке midi-файлов помещается больше, что позволяет клубам иметь большую фонотеку.
Популярные форматы аудиофайлов
Хотите перекодировать аудио? Воспользуйтесь Movavi Video Converter:
- Предустановленные настройки для конвертации аудио
- Поддержка популярных кодеков и форматов
- Пресеты для конкретных устройств
- Сжатие файлов под нужный размер
- Познавательный портал
- Какие форматы аудио бывают, и как выбрать лучший
28 октября 2023 г.
Есть разные форматы музыки и они отличаются между собой не только расширениями звуковых файлов: MP3, AAC, FLAC и пр. Для того, чтобы помочь вам разобраться, какой формат музыки самый качественный по звучанию, мы собрали в одной статье краткую информацию о самых популярных из них со сжатием и без сжатия. После прочтения вы сможете выбрать, какие форматы аудио оптимально использовать для хранения музыкальной библиотеки, и узнаете, что не так с популярным MP3 и выбор в пользу какого расширения позволит уместить на стандартный CD больше песен.
Начнем с того, что все аудиоформаты условно делят на три подгруппы:
- Без сжатия,
- Со сжатием без потери качества,
- Со сжатием с потерями.
Музыка высокого качества звучит действительно хорошо только на профессиональном оборудовании. Сохранить звук в аудио максимально качественным, живым и чистым можно только совершенно не используя сжатия данных: в PCM, WAV или в AIFF.
Сжатие без потерь в некоторой степени урезает качество, но оставляет его достаточно высоким для комфортного прослушивания классических концертов и рок-опер в наушниках и динамиках из высокого ценового сегмента. Форматы со сжатием без потерь – WMA Lossless, FLAC, ALAC, – достойный вариант для машины с хорошим автозвуком или для меломанов с «яблочными» девайсами.
Самые популярные форматы со сжатием с потерями – MP3 и его конкуренты – подходят, когда надо сохранить как можно больше места на накопителе. Например, именно их выбирают для бюджетных устройств для воспроизведения мультимедиа: за счет компактного размера на флешку получается записать больше музыки. Что касается звучания, на динамиках ноутбука или во «вкладышах» за 500 рублей разницу между сжатием с потерями и без точно никто не заметит, можно смело экономить память.
Как вы понимаете, при таких колоссальных отличиях выбрать самый лучший музыкальный формат никак не получится – ни один из них не универсальный.
Форматы музыки высокого качества
PCM (pulse code modulation) – импульсно кодовая модуляция аналогового звука в цифру. Проще говоря, это современный вид кодирования аналоговых сигналов в цифровой звук как есть – без сжатия. Именно такие звуковые дорожки, как правило, используют на дисках с лицензионными фильмами – на акустической системе крутого домашнего кинотеатра звучит впечатляюще реалистично. Реже, но все же в этом формате хранят концертные аудиозаписи, классическую музыку, оперы и оперетты для воспроизведения записей на достаточно мощном, обычно профессиональном оборудовании.
WAV/WAVE (Waveform audio format) – давно не новый формат, появившийся в 1991 году, один из первых разновидностей мультимедийных контейнеров для хранения несжатого аудио. Справедливости ради отметим, что сейчас WAV используют реже, иногда даже для хранения сжатых без потерь аудиодорожек. Компактным его не назовешь, как и все несжатые виды аудиоформатов, этот жадно расходует место на накопителе – минута звука будет весить не меньше 4–5 МБ. Позволять себе так опрометчиво расходовать место на накопителе имеет смысл только в том случае, когда аудио планируется слушать на профессиональных колонках или использовать, например, для сведения, мастеринга, монтажа профессиональных видеофильмов и клипов.
AIFF (Audio Interchange File Format) – еще один очень профессиональный тип контейнера, разработанный Apple. Как известно, «яблочная» компания всегда уделяла немало внимания качественному звуку, и все виды портативных плееров производителя без исключения имели поддержку этого несжатого формата, позволяя музыкантам и музыкальным гурманам насладиться практически идеальным звуком. По прожорливости к занимаемой памяти он не уступает WAV, всего минута звука в AIFF (44.1 кГц, 16 бит) – это около 10 Мб дискового пространства. Файлы с таким расширением содержат несколько кластеров: стандартный, маркерный, инструментальный, комментирующий, кластеры приложения, заголовка, авторских прав, описания, аудиозаписи, а также данные MIDI и ID3. Внутри эпловского мультимедийного контейнера может лежать чистый PCM или что-то попроще.
Сжатые музыкальные форматы с потерями и без
Когда при перекодировании аналоговой музыки в цифру используются кодеки, сжимающие данные, частичная потеря данных происходит в любом случае. Но в случае с так называемым сжатием без потерь, качество звучания сохраняется на довольно высоком уровне – отличия от несжатого цифрового аудио заметят только профессионалы и исключительно если будут слушать на звуковом оборудовании уровня PRO.
Сжатие с потерями позволяет сделать музыку максимально компактной, за что придется заплатить посредственным качеством звука. Впрочем, заметить все недостатки в пережатой мелодии с потерями получится только на дорогостоящей технике, в бюджетном динамике для сравнения сжатого с потерями и без не хватит частотного диапазона.
FLAC (Free Lossless Audio Codec, бесплатный аудиокодек без потерь) – самый топ среди контейнеров для аудио, сжатого без потерь. По размеру песня в FLAC будет примерно вдвое меньше, чем она же, сохраненная в WAV или AIFF, но в плане звучания заметных отличий не бывает, даже на самых крутых полупрофессиональных наушниках.
Для того, чтобы на CD поместилось больше песен и это не отразилось на качестве, нужно записывать файлы в FLAC. При разрешении до 32 бит и 192 кГц этот формат более компактный – минута звучания занимает до двух раз меньше свободного пространства на накопителе.
ALAC (Apple Lossless) и WMA Lossless (Windows Media Audio) – два идентичных формата, представленные главными конкурентами компьютерного мира Apple И Microsoft. Появились они давно, при этом особого распространения не получили. Большинство плееров, смартфонов и планшетов не смогут корректно воспроизвести ни ALAC, ни WMA Lossless без отдельно установленных кодеков или специального проигрывателя. Размер файлов с таким расширением бывает больше, чем у FLAC, что никак не влияет на качество звучания.
Формату MP3 представление не нужно – о нем, кажется знают и слышали все. Изначально он появился, как способ максимально компактно сжать звук. Помните о том, сколько альбомов при желании можно поместить на один MP3-диск для прослушивания в совместимых музыкальных центрах и автомагнитолах.
Когда память стоила дорого, а между профессиональной и бытовой акустическими системами была огромная пропасть, нещадно сжимать музыку было целесообразно. Сейчас же MP3 используют очень редко, обычно в качестве мелодий на звонки в бюджетных смартфонах и прослушивания на них же. Качество звучания, даже с высоким битрейтом, оставляет желать лучшего. Именно поэтому, за несколько лет у MP3 появилось сразу несколько «громких» конкурентов со звуком на голову выше при такой же компактности и хорошей поддержке всеми операционными системами.
AAC (Advanced Audio Coding, усовершенствованное кодирование звука) – аналог MP3, который за счет более оптимального алгоритма кодирования позволяет сохранить звучание более качественным. Именно этот тип аудио использует YouTube, многие другие стриминговые сервисы, включая платформы iTunes и Apple Music.
Ogg Vorbis – некоммерческий кодек, который не сильно-то продвигают, что зря. Контейнер OGG хранит сжатое до определенной степени аудио и сопутствующую информацию – всевозможные теги и мета-данные – в том же виде, что и MP3, а вот качество и оптимизация при потоковой передаче у Vorbis явно лучше.
Ищем лучший формат для скачивания музыки в Интернете
MP3 – истинно пиратский формат аудио. В нем можно найти не менее 90% всего оцифрованного аудио. Он не лучшим образом подходит для хранения музыкальной библиотеки «для души», потому что сильно портит качество звучания. Достаточно раз услышать, как MP3 звучит на профессиональных колонках, чтобы напрочь отпало желание с ним связываться. Зато как вариант послушать свежий альбом популярной группы перед покупкой – эдакий пиратский пробник – MP3 вполне сгодится, также он неплох для рингтонов и скачивания длинных подкастов на смартфон с небольшим запасом свободного места в памяти.
FLAC – формат пиратов ценителей качественного звука на аудио. Потому во всевозможных сообществах меломанов, предпочитающих находить и слушать музыку бесплатно, альбомы и сборники выкладывают именно в нем. Также во FLAC можно скачать концерты, аудиоспектакли, оперы, диджейские сеты и музыкальные мелодии в официальных магазинах мультимедийного контента.
AAC – сравнительно приятная для уха альтернатива MP3 с сопоставимой степенью сжатия файлов. Подойдет, если надо, чтобы и места мало было занято, и в средненьких наушниках музыка не превращалась в какофонию хрипов и скрипов. Из-за компактности выгодно сохранять из Интернета в AAC обрезки диалогов, песен, звуков для наложения на видеоряд влогов и тиктоков.
MP3, AAC, WAV, FLAC: рассказываем обо всех форматах аудиофайлов
Организуя свою коллекцию цифровой музыки, можно утонуть в разнообразии форматов аудиофайлов. Почти каждый слышал об MP3, но что такое OGG, AIFF или MQA?
Если по прочтении списка у вас возникло подозрение, что все эти форматы для получения таких шикарных аббревиатур учились в разных университетах, мы поможем развеять его. В этом материале будет прояснена суть некоторых популярных музыкальных форматов, разница между ними и то, почему это важно знать.
Что бы вы ни слушали – MP3-файлы с низким битрейтом, чуть более качественные треки в AAC или Hi-Res-аудио во FLAC или WAV – настало время разобраться в том, что именно вы получаете в каждом случае и как выбрать оптимальный формат.
Давайте оценим плюсы и минусы каждого из них.
Краткий обзор форматов файлов и кодеков
Чтобы не ходить вокруг да около, вначале мы приведем краткую памятку по всем форматам файлов и различиям между ними. Если захотите узнать больше, ниже вы найдете более подробное описание различий в размерах, качестве звука и совместимости.
AAC (не является форматом Hi-Res-аудио). Ставшая популярной благодаря Apple альтернатива формату MP3. Со сжатием и потерями, но с более высоким качеством звука. Используется для скачивания с iTunes и трансляции с Apple Music.
AIFF (Hi-Res). Альтернатива WAV от Apple с более полными метаданными. Не особенно популярный формат без сжатия и потерь с файлами большого размера.
DSD (Hi-Res). Однобитный формат, применяемый в Super Audio CD. Существует в вариантах с частотой дискретизации 2,8 МГц, 5,6 МГц и 11,2 МГц. Из-за использования кодека высокого качества в настоящее время не применяется для стриминга. Формат без сжатия.
FLAC (Hi-Res). Формат со сжатием без потерь с поддержкой частот дискретизации, совместимых с Hi-Res, и хранением метаданных; размер файлов вдвое меньше, чем у WAV. Благодаря отсутствию лицензионных отчислений считается лучшим форматом для скачивания и хранения альбомов в Hi-Res-аудио. Его главный недостаток – отсутствие поддержки устройствами Apple (и, следовательно, несовместимость с iTunes).
MP3 (не является форматом Hi-Res-аудио). Популярный формат со сжатием и потерями с малым размером файла и далеко не самым высоким качеством звучания. Удобен для хранения музыки на смартфонах и плеерах iPod.
MQA (Hi-Res). Формат со сжатием для хранения Hi-Res-файлов в более удобной для стриминга форме. Используется сервисом Tidal Masters для трансляций Hi-Res-аудио.
OGG (не является форматом Hi-Res-аудио). Иногда называется полным именем – Ogg Vorbis. Альтернатива MP3 и AAC с открытым кодом, не подпадающая под действие патентов. Этот формат с битрейтом 320 кбит/с используется в трансляциях Spotify.
WAV (Hi-Res). Стандартный формат, в котором записаны все CD. Отличное качество звука, но огромный размер файлов из-за отсутствия сжатия. Слабая поддержка метаданных (обложек, названий песен и исполнителей).
WMA Lossless (Hi-Res). Версия Windows Media Audio без сжатия, поддержку которой уже не часто можно встретить в смартфонах и планшетах.
Аудиофайлы со сжатием и без него
Вначале рассмотрим три категории, в которые можно сгруппировать все форматы аудиофайлов. Они определяются степенью сжатия данных и связанным с ним уровнем потерь качества звучания.
Если для сжатия аудио в вашем файле не применялся специальный алгоритм (или кодек), это приведет к двойному результату: во-первых, потерь качества звучания не будет, во-вторых, место на вашем жестком диске скоро закончится.
По своей сути запись в формате без сжатия полностью соответствует оригинальному аудиофайлу, в котором зафиксированы в цифровом представлении реальные звуковые сигналы.
WAV, AIFF или FLAC: форматы без сжатия
WAV и AIFF можно назвать самыми популярными форматами аудиофайлов без сжатия. Оба они основаны на PCM (Pulse Code Modulation, импульсно-кодовой модуляции), широко известном механизме непосредственного преобразования аудиосигнала в цифровую форму. В WAV и в AIFF применяются схожие технологии, но методы хранения данных несколько различаются. В этих форматах можно записывать как файлы CD-качества, так и более высокого разрешения.
Формат WAV был разработан Microsoft и IBM, в силу чего применяется на платформах на базе Windows; он является стандартным форматом записи компакт-дисков.
Формат AIFF создан компанией Apple как альтернатива WAV; и хотя AIFF-файлы менее распространены, они обеспечивают более полную поддержку метаданных, позволяя хранить обложки альбомов, названия песен и тому подобную информацию.
Недостаток этих форматов – требование гигантских объемов памяти. Файлы CD-качества (16 бит, 44,1 кГц) занимают около 10 МБ дискового пространства на минуту звучания.
ALAC, FLAC, WMA Lossless: аудиоформаты без потерь
Все мы любим FLAC. Формат без потерь, файлы во FLAC (Free Lossless Audio Codec, бесплатный аудиокодек без потерь) по размеру почти вдвое меньше, чем в WAV или AIFF без сжатия с эквивалентной частотой дискретизации, однако в плане звучания никаких потерь качества не заметно. FLAC также поддерживает более высокое разрешение по сравнению с CD-качеством – до 32 бит и 192 кГц.
Помимо FLAC, есть и другие форматы без потерь – ALAC (Apple Lossless) и WMA Lossless (Windows Media Audio). Первый представляет собой отличную альтернативу для iOS и iTunes, хотя размер файлов чуть выше, чем у FLAC. Не все смартфоны и планшеты поддерживают его.
AAC и MP3: аудиоформаты с потерями
Кто не слышал про MP3? Все про него слышали. Этот самый распространенный аудиоформат удобен для хранения музыки на плеерах iPod или планшетах и поддерживается практически любыми устройствами. Однако для этого приходится жертвовать значительным объемом информации. Для того чтобы уменьшить размеры файлов на порядок по сравнению с записями в CD-качестве, необходимо отбросить значительный процент исходных данных, что приводит к потере качества звучания.
Битрейт, с которым записан MP3-файл, тоже влияет на качество звука. MP3 с битрейтом 128 кбит/с теряют больше информации, чем файлы с 320 кбит/с (это расшифровывается как «килобит в секунду», где каждый «бит», в сущности, представляет собой крохотный кусочек песни). Учитывая резкое снижение стоимости памяти, в наше время нет никаких причин слушать файлы с битрейтом 128 кбит/с; MP3 с 320 кбит/с имеют смысл при ограниченном объеме памяти, они также остаются стандартным форматом для скачивания файлов Интернет-магазинов.
Еще один формат с потерями, AAC (Advanced Audio Coding, усовершенствованное кодирование звука), также предполагает сжатие, как и MP3, но благодаря несколько более эффективным алгоритмам обеспечивает более качественный звук. AAC используется для скачивания с iTunes и трансляций с Apple Music (с битрейтом 256 кбит/с), а также в передачах с YouTube.
Формат Vorbis, нередко называемый Ogg Vorbis, чтобы подчеркнуть использование контейнера Ogg, представляет собой альтернативу MP3 и AAC с открытым кодом, не подпадающую под действие патентов. Этот формат с битрейтом 320 кбит/с используется в трансляциях Spotify.
Если вы планируете использовать форматы с потерей информации, учитывайте следующий факт: повышение числа «бит» обычно ведет к росту качества звучания, однако оно во многом зависит от эффективности кодека, с помощью которого выполняется преобразование файла. Если большая часть музыки в вашей коллекции закодирована с битрейтом 128 Кбит/с, то вы могли заметить, что, несмотря на принципиальное сходство звучания, из-за низкой эффективности кодека MP3-файлы, скорее всего, будут слушаться несколько хуже AAC или Ogg Vorbis.
Как насчет музыки в высоком разрешении?
В отличие от HD-видео, для аудио высокого разрешения пока не разработано универсального стандарта.
Если не вдаваться в подробности, под этим термином обычно понимаются записи с более высокой частотой дискретизации и/или разрядностью, чем у CD (т.е. 16 бит/44,1 кГц). Примерами Hi-Res-аудио могут служить файлы с параметрами 16 бит/96 кГц или 24 бит/192 кГц.
Благодаря наличию дополнительной аудиоинформации Hi-Res-файлы звучат намного лучше в сравнении с компрессированными файлами, теряющими эту информацию в процессе сжатия. Эти форматы требуют больше места на диске, но их качество определенно стоит таких затрат.
К Hi-Res-аудио относятся форматы без сжатия, такие как AIFF и WAV, а также без потерь – FLAC и ALAC. DSD (отчасти нишевый формат, применявшийся в Super Audio CD) также входит в категорию Hi-Res-аудио, но его поддерживает гораздо меньшее число устройств. Если говорить о стриминге, то такие сервисы, как Tidal Masters, используют упаковщик MQA, позволяющий передавать по сетям файлы в высоком разрешении с использованием минимально возможной полосы пропускания сигнала.
Что касается воспроизведения форматов Hi-Res-аудио, то сегодня его поддерживает уже немало устройств. 24-разрядные файлы способны проигрывать беспроводные колонки Denon HEOS, а также портативные музыкальные плееры премиум-класса – такие как Cowon Plenue D2 и Astell & Kern A&norma SR15.
Кроме того, с Hi-Res-аудио совместимы большинство флагманских моделей смартфонов под Android – например, удостоенный высших оценок Samsung Galaxy S10+ – однако прослушать их на новеньком iPhone вам сходу не удастся. Мы нашли способы обойти это ограничение, но нельзя забывать о том, что файлы Hi-Res-аудио пока еще не настолько компактны, как их аналоги в форматах с потерями.
Какой аудиоформат будет лучшим для вас?
Выбор формата зависит от того, что вас больше волнует – объем памяти или качество звучания – а также от того, с каким устройством вы намерены его использовать.
Популярность MP3 сложилась в эпоху, когда стоимость дискового пространства была очень высока. Сегодня смартфоны, музыкальные плееры и ноутбуки оснащаются памятью внушительного объема, так что есть смысл обратить внимание на форматы с качеством выше, чем у CD.
Если же вы решили архивировать свои аудиофайлы, FLAC или другой формат без потерь может стать неплохим вариантом. Они представляют собой удачный компромисс между уровнем сжатия и качеством звучания, позволяя слушать высококачественную цифровую музыку и сэкономить дисковое пространство. Только не забудьте проверить совместимость выбранного формата и имеющихся устройств.
Вся техника была протестирована в специальных комнатах «What Hi-Fi?»
https://www.whathifi.com/news/about-us
Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», март 2020 г.
Эту статью прочитали 386 819 раз
Статья входит в разделы: Интересное о звуке
Поделитесь статьёй:
Форматы мобильной музыки, картинок, видео: что выбрать?
Современные мобильники умеют искусно развлекать своего владельца и окружающих, для этого они оснащены всем необходимым – дисплеями, клавиатурами, динамиками, разъёмами для подключения внешних наушников.
В основе этих возможностей лежат музыкальные и графические файлы, видеозаписи. Порой приходится выбирать, какую музыку закачать на мобильник, какую картинку выбрать для заставки и так далее. Для того чтобы сделать выбор более целенаправленным, не помешают некоторые знания об особенностях форматов мобильных медиафайлов.
Рисунок на тему «Форматы мобильного контента»
Музыкальные возможности сегодняшних сотовых эволюционировали от простенькой пищалки с такими же простыми композициями до стереодинамиков, проигрывающих MP3-композиции с высоким битрейтом. Сегодня существует немало форматов музыкальных файлов. Некоторые из них можно использовать, например, как сигналы вызова, реальные мелодии. В частности – это MP3, WAV и AMR.
MP3, WAV, AMR
MPEG Layer 3 – таково полное название формата MP3, который в своё время совершил переворот в мире музыки. Ещё бы – файлы, занимающие гораздо меньше места, чем распространённый в те времена WAV (Wave File), звучали также качественно. Но достоинство MP3 не в том, что он может сжимать файлы практически без потери качества (это достигается при достаточно низких уровнях сжатия), а в том, что он может сжимать файлы очень сильно – пусть и с ухудшением качества при высоком сжатии. Особенность формата заключаются в том, что он, при сжатии файлов использует так называемые психоакустические модели – это позволяет удалять из сжимаемого файла избыточную информацию.
Музыкальный телефон
Когда MP3 пришёл в мобильную музыку, это дало возможность использовать MP3-записи в качестве мелодий вызова и, чуть позже, использовать мобильники в качестве MP3-плееров. Динамики современных телефонов достаточно качественны, однако многие из них, пожалуй, способны внести в проигрываемый файл больше искажений, чем сильное MP3-сжатие. Поэтому использование сильно сжатых MP3 для звонков вполне оправданно. А вот музыкальные телефоны, оснащённые наушниками и предназначенные для качественного прослушивания музыки, конечно, «переварят» сильно жатый MP3, но вы услышите все его минусы.
Формат WAV – это довольно старый формат, который не сжимает аудиоинформацию. В результате оказывается, что WAV-файлы хотя и хорошо звучат (особенно при записи с высоким качеством), но уступают MP3 в плане размеров. Современные телефоны умеют работать с этим форматом, однако, если имеется возможность, то громоздкие (либо – небольшие, но совсем уж некачественные) WAV-файлы лучше заменить на MP3.
AMR (Adaptive Multi-Rate Speech Codec) – это кодек, который был разработан для передачи речи в GSM-сетях. Он поддерживает несколько режимов кодирования речи (с битрейтами от 4,75 до 12,3 Кбит/с и частотой выборки 8 Кгц), иногда используется как формат для записи голосовых комментариев. AMR также используется для создания мелодий звонков, однако его качества не хватает для воспроизведения качественных сложных мелодий, поэтому в AMR чаще всего встречаются всякие крики, взрывы, хохот и прочие простые но громкие звуки. В силу своей ограниченности AMR-файлы имеют очень маленький размер (порядка 80-100 Кб на минуту записи), что позволяет использовать их для простых звонков, однако всё тот же MP3 справляется с этой задачей лучше.
Поговорив о «реальных» форматах, обсудим «электронные ноты».
MIDI и MMF/SMAF
До сих пор жив (и, кстати, не собирается умирать) один из самых старых музыкальных форматов – как в области музыки в целом, так и в музыке мобильной. Формат этот называется MIDI, что расшифровывается как Musical Instrument Digital Interface. Мелодии, записанные в этом формате, – это лишь электронные ноты, которые с разным успехом играют мобильники. С форматом MIDI (и с его последователями) связано такое телефонное понятие, как полифония, то есть многоголосие или одновременное звучание нескольких инструментов.
На таком аппарате можно и музыку послушать, и фильмы посмотреть
Существует множество видов MIDI. В частности, General MIDI – стандартный MIDI, и так называемый SP-MIDI (Scalable Polyphony MIDI), который отличается от стандартного MIDI ограниченным числом голосов (обычно это 4, 16, 40). Если телефон поддерживает какую-то разновидность SP-MIDI, то обычные MIDI-композиции для такого аппарата надо особым образом обрабатывать – иначе они будут звучать совершенно непредсказуемо.
На основе MIDI разработан формат MMF, который правильнее будет называть Yamaha SMAF. Фирма Yamaha выпускает полупроводниковые чипы, предназначенные специально для проигрывания MMF-файлов (весьма качественного проигрывания, надо сказать). Существует специальное ПО (его тоже разрабатывает Yamaha), которое позволяет создавать MMF-файлы. Они, эти файлы, кроме MIDI-команд, могут содержать фрагменты WAV-файлов, что позволяет создавать с их помощью сложные звуковые композиции. В то же время, основное предназначение MMF-файлов заключается в том, чтобы обеспечить телефону максимально качественный сигнал вызова – и с этой функцией они справляются отлично. Например, известно, что чипы от Yamaha используют в своих сотовых Samsung и LG.
Подводя итоги разговора о мобильной музыки (хотя, мы описали далеко не все форматы, остановившись на наиболее актуальных), можно сказать, что в лидеры выходят MMF и MP3. Первый хорош для звонков, а второй – универсален. Теперь пришёл черёд форматов мобильных картинок.
Мобильные картинки: JPEG, GIF и другие
Пожалуй, самый популярный формат мобильных изображений – это JPEG (Joint Photographic Experts Group). JPEG позволяет хранить полноцветные изображения с различными уровнями сжатия. В этом же формате сохраняются фотографии, сделанные камерами мобильных телефонов. Можно сказать, что если вам нужны мобильные картинки, а именно – неподвижные картинки, то JPEG – это лучший (и едва ли не единственный) вариант. А вот если вам интересно, чтобы на экране вашего мобильника что-нибудь двигалось – присмотритесь к другим форматам. В частности – к GIF.
GIF (Graphics Interchange Format) в отличие от JPEG умеет хранить изображения с ограниченным количеством цветов. Это – минус данного формата. Но если цвета подобраны хорошо – изображение выходит неплохим. В то же время, главное преимущество GIF перед JPEG заключается в том, что он позволяет создавать анимированные картинки. Они, как правило, состоят из нескольких неподвижных изображений, которые, сменяя друг друга с заданным интервалом, создают эффект анимации.
Продвинутый аппарат с широкими мультимедийными возможностями
Помимо GIF и JPEG, мобильники поддерживают ещё немало форматов, из которых можно отметить WBMP – в этом формате обычно существуют анимированные картинки для MMS/EMS.
Обсудив мобильную графику, поговорим о видео.
Видео: MP4, 3GPP, RM, WMV
Видеоматериалы занимают гораздо больше места, чем аудиофайлы или картинки. Это приводит к тому, что видео приходится сильно сжимать. Обычные телефоны, как правило, умеют работать с видеофайлами в форматах MP4 (MPEG-4) и 3GPP. Первый может хранить качественные видеоматериалы, однако для использования их в мобильниках применяется сильное сжатие (иначе не хватит ни вычислительных возможностей, ни разрешений экрана), что отрицательно сказывается на качестве. Распространение телефонов с возможностью использования Flash-карт постепенно решает проблему больших (а значит, качественных) MP4-файлов. С 3GPP ситуация похуже – с одной стороны, формат универсален – его поддержка встроена во многие аппараты, с другой – он принципиально не может подняться на тот же уровень качества, что и MP4 даже без ограничений по размеру.
Телефон со стереодинамиками – для тех, кто любит погромче и без наушников
Продвинутые телефоны, в частности смартфоны, могут проигрывать видеофайлы в формате RM (Real Media). Эти файлы при качестве лучшем, чем MP4, имеют меньший размер. И, наконец, смартфоны можно научить читать обычные компьютерные форматы (кстати, RM – тоже формат универсальный) – такие, как WMV, AVI и другие.
В итоге следует отметить, что тем, кто не может использовать другие форматы, волей-неволей придётся остановиться на 3GPP, в случае же, если ваш аппарат поддерживает формат MP4, следует обратить внимание именно на него. То же самое касается и формата RM и других компьютерных форматов: если вы – владелец смартфона, вам вряд ли захочется смотреть видео среднего качества.
© Заика Александр, MobiSet.ru
Дата публикации статьи — 4 октября 2007 г.
Есть что сказать? Пишите автору. (info@mobiset.ru)
Наша группа ВКонтакте — присоединяйся!
Оперативная и эксклюзивная информация — в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал:
Читать @Mobiset