Юлианский и григорианский календарь
Перевод дат между юлианским и григорианским календарем.
Юлианский календарь ввел в употребление Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. Разрабатывали его якобы египетские астрономы (александрийские астрономы во главе с Созигеном), но назвали точно в его честь.
Окончательную форму он приобрел в 8 году нашей эры.
Год начинался с 1 января, так как именно в этот день избранные консулы вступали в должность, ну и дальше все как мы знаем — 12 месяцев, 365 дней, иногда 366.
Именно этим «иногда» он и отличается от григорианского календаря.
Собственно проблема в том, что полный оборот вокруг солнца — тропический год — Земля совершает за 365.24219878 дней. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться — уходить вперед почти на четверть дня.
В юлианском календаре поступили просто — для коррекции расхождения положили, что каждый четвертый год будет високосным (annus bissextus), и будет иметь 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре 365.25, уже гораздо ближе к настоящего тропическому году.
Но недостаточно близко — теперь календарь стал отставать каждый год на 11 минут 14 секунд. За 128 лет это будут уже сутки. Это приводит к тому, что некоторые даты, связанные с астрономическими явлениями, например, астрономическое весеннее равноденствие, начинают смещаться к началу календарного года.
Расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным, зафиксированным 21 марта, становилось все более явным, и поскольку к весеннему равноденствию был привязан праздник Пасхи, многие в католической Европе считали, что с проблемой надо что-то делать.
Наконец, папа Григорий XIII собрался и провел реформу календаря, получив то, что мы знаем сейчас как григорианский календарь. Проект разработал Луиджи Лилио, и согласно ему, в дальнейшем високосными должны были считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. Также была устранена накопленная с 8 года нашей эры ошибка в 10 дней, и согласно декрету папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 4 октября 1582 года должно наступить сразу 15 октября.
В новом календаре средняя продолжительность года была 365.2425 дней. Ошибка составляла всего 26 секунд, и расхождение в сутки накапливалось уже примерно за 3300 лет.
Как говорится, «ну а точнее нам и не надо». Или, скажем так — это уже будут проблемы наших отдаленных потомков. В принципе, можно будет объявить каждый год, делящийся без остатка на 4000, не високосным, и тогда среднее значение года будет 365.24225, с еще более меньшей ошибкой.
Католические страны перешли на новый календарь практически сразу (против папы не попрешь), протестантские со скрипом, одной из последних была Великобритания, в 1752 году, ну и до самого конца держалась только православная Греция, которая приняла григорианский календарь только в 1929 году.
Сейчас юлианского календаря придерживаются только некоторые православные церкви, например, Русская и Сербская.
Юлианский календарь продолжает отставать от григорианского — на одни сутки каждые сто лет (если вековой год не делится на 4 без остатка), или на трое суток за 400 лет. К 20 веку эта разница достигла 13 дней.
Калькулятор ниже переводит дату из григорианского календаря в юлианский и наоборот.
Как им пользоваться — вводим дату, в поле «Юлианский календарь» отображается дата юлианского календаря, как если бы введенная дата относилась к григорианскому календарю, а в поле «Григорианский календарь» отображается дата григорианского календаря, как если бы введенная дата относилась к юлианскому календарю.
Отмечу также, что до 15 октября 1582 григорианского календаря не существовало в принципе, поэтому говорить о григорианских датах, соответствующих более ранним юлианским датам бессмысленно, хотя их и можно экстраполировать в прошлое.
Как перевести дату с юлианского на григорианский календарь
24 января (6 февраля) 1918 г. Совет народных комиссаров «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» принял декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».
В дореволюционной России летоисчисление осуществлялось на основе юлианского календаря, принятого ещё при Юлии Цезаре в 45 г. до н. э. и действовавшего во всех христианских странах до октября 1582 г., когда в Европе начался переход на григорианский календарь. Последний оказался более привлекательным с астрономической точки зрения, так как его расхождение с тропическим годом в одни сутки накапливается не за 128 лет, как в юлианском, а за 3200 лет.
Вопрос о введении григорианского календаря в России обсуждался неоднократно, начиная с 30-х годов XIX в. Поскольку юлианский календарь основан на пасхальном круге, а григорианский привязан к астрономическому дню весеннего равноденствия, отечественные специалисты каждый раз отдавали предпочтение первому, как наиболее отвечающему интересам христианского государства. Но в официальных документах, связанных с международной деятельностью, а также в некоторых периодических изданиях было принято указывать дату сразу по двум традициям.
После Октябрьской революции советское правительство предприняло ряд мер, направленных на отделение церкви от государства и секуляризацию жизни общества. Поэтому при решении вопроса о переходе на новую календарную систему интересы церкви в расчёт уже не принимались, на первый план выступила государственная целесообразность.
Поскольку к моменту принятия декрета разница между юлианским и григорианским календарями составляла 13 дней, было решено после 31 января 1918 г. считать не 1, а 14 февраля.
До 1 июля 1918 г. декрет предписывал после числа по новому (григорианскому) стилю в скобках указывать число по старому (юлианскому) стилю. Впоследствии эта практика сохранилась, но в скобки стали помещать дату по новому стилю.
При пересчёте дат со старого на новый стиль к числу по старому стилю прибавляется 10 дней, если событие произошло в период с 5 октября 1582 г. по 29 февраля 1700 г., 11 дней для периода с 1 марта 1700 г. по 29 февраля 1800 г, 12 дней для периода с 1 марта 1800 г. по 29 февраля 1900 г., 13 дней для периода с 1 марта 1900 г. по 29 февраля 2100 г. и т. д.
По установившейся традиции, события, произошедшие до появления в 1582 г. григорианского календаря, принято датировать по юлианскому календарю, хотя для них также может быть произведён пересчёт с учётом нарастания разницы по векам.
Лит.: Декрет о введении западновопейского календаря // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-01-24.htm; Климишин И. А. Заметки о нашем календаре [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Bookscafe.Net. 2015-2016. URL: http://bookscafe.net/read/klimishin_ivan-zametki_o_nashem_kalendare-227133.html#p1.
См. также в Президентской библиотеке:
Как перевести дату с юлианского на григорианский календарь
Юлианский календарь, старый стиль, система летосчисления, введена Юлием Цезарем в 46 до н. э. В Юлианском календаре високосным считается каждый год, номер которого делится на 4 (напр., 1900, 1976, 1980 и т. д.); т. о., ср. продолжительность года в этом календаре составляет 365,25 сут., что на 0,0078 сут длиннее тропического года. Так как «ошибка» Юлианского календаря составляет ок. 3 сут за 400 лет, он с 1582 в ряде католических стран стал заменяться григорианским календарём (новым стилем); в СССР григорианский календарь введён с 14 февраля (1 февраля ст. ст.) 1918. Разница между новым стилем и старым стилем в 18 в. составляла 11 сут, в 19 в.- 12 сут, в 20 в. составляет 13 сут. При переходе от одного стиля к другому день недели не изменяется (так, и 1 мая н. ст. и 18 апр. ст. ст. 1979 — вторник).
Юлианский период, промежуток времени в 7980 лет, используемый при астрономических и хронологических расчётах. Широкое применение в науке нашла система непрерывного счёта времени в юлианских днях (J. Е).), предложенная в кон. 16 в. франц. учёным Ж. Скалигером. В этой системе каждый момент времени обозначается количеством суток (с учётом дробной части суток), прошедших с начала текущего Ю. п., в качестве которого принят гринвичский полдень (12 ч всемирного времени) 1 янв. 4713 г. до н. э. Для определения количества целых суток, прошедших до интересующего момента, пользуются таблицами, которые публикуются в астрономических ежегодниках и справочниках.
Если расчёты ведутся с точностью до суток, содержащиеся в таблицах числа удобно рассматривать как номера соответствующих дат. В этом случае для определения числа дней, прошедших между двумя ист. событиями, достаточно из номера даты второго события вычесть номер даты первого события.
В 60-е гг. 20 в. получил распространение счёт дней в модифицированных юлианских днях (М. J. D.), в к-ром начало суток перенесено на гринвичскую полночь, что более удобно в практических расчетах. Модифицированные юлианские дни связаны с юлианскими днями формулой: М. J. D.= = J. D -2400000,5.
Ю. п. представляет собой наименьшее кратное трёх циклов: 28-летнего солнечного, приводящего дни недели на те же числа месяцев; 19-летнего лунного (цикл метона), приводящего фазы Луны на те же даты; 15-летнего, т. н. рим. индиктиона, по прошествии которого в Др. Риме взималась чрезвычайная подать. Однако этот факт для счёта времени в юлианских днях практического значения не имеет.
Для того чтобы определить номер заданной даты 20 в. в новом стиле (григорианском календаре), складывают: а) номер условного 0-го января високосного года, предшествующего заданному году (табл. 1);
Табл. 1. -Число дней, прошедших от начала периода до полудня 0-го января високосного года
Год | 20 век | Год | 20 век |
0* | 2 415 019 | 52 | 2 434 012 |
4 | 2 416 480 | 56 | 2 435 473 |
8 | 2 417 941 | 60 | 2 436 934 |
12 | 2 419 402 | 64 | 2 438 395 |
16 | 2 420 863 | 68 | 2 439 856 |
20 | 2 422 324 | 72 | 2 441 317 |
24 | 2 423 785 | 76 | 2 442 778 |
28 | 2 425 246 | 80 | 2 444 239 |
32 | 2 426 707 | 84 | 2 445 700 |
36 | 2 428 168 | 88 | 2 447 161 |
40 | 2 429 629 | 92 | 2 448 622 |
44 | 2 431 090 | 96 | 2 450 083 |
48 | 2 432 551 |
б) количество суток, прошедших от этих суток до 0-го числа заданных месяца и года (табл. 2); в) заданное календарное число. Так, 22 июня 1941 = = 2 429 629 + 517 + 22 = 2 430 168 J. D.; 9 мая 1945 = 2 431 090 + 486 + 9 = =2 431 585 J. D. Вычтя из второго номера первый, находим, что с начала Великой Отечеств, войны до Дня Победы прошло 1417 сут. Для определения номеров суток 19, 18 и 17 веков из числа, найденного по табл. 1 для соответствующего года 20 в., необходимо вычесть величину 36524, соответственно, 1, 2 и 3 раза. Для отмеченного звёздочкой 1900, а также для годов 1800 и 1700, невисокосных в новом стиле, в табл. 2 для января 0 и февраля О в первой строке вместо 0 и 31 следует брать, соответственно, 1 и 32.
Табл. 2. — Число суток, прошедших до начала каждого месяца четырёхлетнего интервала
Год | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 |
0 | 0 | 31 | 60 | 91 | 121 | 152 | 182 | 213 | 244 | 274 | 305 | 335 |
1 | 366 | 397 | 425 | 456 | 486 | 517 | 547 | 578 | 609 | 639 | 670 | 700 |
2 | 731 | 762 | 790 | 821 | 851 | 882 | 912 | 943 | 974 | 1004 | 1035 | 1065 |
3 | 1096 | 1127 | 1155 | 1186 | 1216 | 1247 | 1277 | 1308 | 1339 | 1369 | 1400 | 1430 |
Использована Большая Советская энциклопедия.
При составлении хронологических таблиц одной из важнейших проблем является согласование различных систем летосчисления. Во многих системах летосчисления счет велся от какого-либо исторического или легендарного события. Так, христианская церковь приурочила начало летосчисления к рождению Иисуса Христа. Эта система летосчисления (новая эра) принята в настоящее время в большинстве стран. У народов, исповедующих ислам, летосчисление ведется от 622 н. э. (от даты переселения Мухаммеда — основателя ислама — в Медину).
В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 мин 2,9 с. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (т. н. Метонов цикл).
Вплоть до новейшей истории существовали и две системы летосчисления: на базе григорианского календаря, и на основе действовавшего параллельно юлианского. В настоящее время в нашей стране летосчисление ведется также по григорианскому календарю (новый стиль), который был введен папой Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суток, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 с превышает тропический год. Григорианский календарь считается более точным, в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет. В России григорианский календарь введен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 в. 11 суток, в 19 в. 12 суток и в 20 в. 13 суток.
При составлении хронологических таблиц по периодам до 1918 года часто приводится две различные даты.
Введение григорианского календаря
Григорианский календарь, принятый в большинстве стран мира, был введен в употребление не сразу.
1582 — Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Лотарангия, Голландия, Люксембург.
1583 — Австрия (часть), Бавария, Тироль
1584 — Австрия (часть), Швейцария, Силезия, Вестфалия.
1700 — Протестантские немецкие государства, Дания.
1918 — Советская Россия.
Увеличение разницы между юлианским и григорианским календарями
Увеличение разницы осуществляется за счет лет, которыми оканчиваются столетия. По юлианскому календарю годы 1600, 1700, 1800,1900, 2000 и т. д. считаются високосными, а по григорианскому високосными считаются лишь те из них, у которых первые две цифры делятся на 4. Следовательно, 1600 г. по юлианскому и григорианскому календарю был високосным, поэтому в XVII в. разница оставалась равной 10 суткам. 1700 г. по юлианскому календарю — високосный год, по григорианскому — простой. Вследствие этого разница увеличилась на 1 сутки и составила в XVIII в. 11 суток. 1800 г. также по юлианскому календарю високосный, а по григорианскому — простой. Разница снова увеличилась на 1 сутки и составила уже 12 суток. Далее, 1900 г. по юлианскому календарю — високосный, а по григорианскому — простой. Разница опять увеличилась на 1 сутки и в XX в. составила уже 13 суток.
В некоторых случаях при переводе дат следует учитывать, с какого момента 10 суток увеличивается до 11, 11 суток до 12 и 12 суток до 13.
Увеличение разницы между юлианским и григорианским календарями происходит за счет добавочного дня в юлианском календаре в годах, которыми кончаются столетия, т. е. за счет 29 февраля 1700, 1800, 1900 гг. По юлианскому календарю февраль этих лет имеет 29 дней, а по григорианскому — 28 дней. Следовательно, с 1 марта 1700 г. разница между юлианским и григорианским календарями будет 11 дней, с 1 марта 1800 г. — 12 дней, с 1 марта 1900 г. — 13 дней. Разница до 14 дней увеличится с 1 марта 2100 г., так как 2000 г. будет високосным по юлианскому и Григорианскому календарю и разница с 1 марта 2000 г. не увеличится, оставшись в 13 дней.
В каких же случаях следует употреблять юлианский календарь, когда даты юлианского календаря переводятся на григорианский и в каких случаях указывается двойная дата?
В нашей стране в практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 г., датируются по юлианскому календарю («старый» стиль), с 1 февраля 1918 г. — по григорианскому («новый» стиль). Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в круглых скобках. До 1 февраля 1918 г. в круглых скобках помещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 г. — дата юлианского календаря. Двойной датой датируются события и документы в тех случаях, когда требуется указать «старый» и «новый» стиль. Например, для юбилейных дат, основных событий во всех работах биографического характера и дат событий и документов по истории международных отношений, связанных со странами, где григорианский календарь был введен раньше, чем в России. В этом случае основной датой является дата юлианского календаря, в скобках указывается дата григорианского календаря. При датировке документов по истории гражданской войны в некоторых случаях также следует ставить двойную дату. Но основной датой в этих датировках является дата григорианского календаря. В скобках ставится дата юлианского календаря так как белогвардейцы продолжали употреблять юлианский календарь. *
Необходимо оговаривать все случаи отступления от этих принципов и указывать стиль даты.
Примечания
* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, в ХРОНОСе во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю, а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю. При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.
Литература по летосчислению и хронологии
Андреев А.Ю. Ошибка папы Григория XIII Вернется ли Россия вновь к старому стилю?
Андреев И. Естественный календарь. М., 1900.
Араго Ф. Общепринятая астрономия. Спб., 1861.
Ахелис Э. Мировой календарь: Пер. с англ./Природа, 1963 N 3.
Баринов В. А. Время и его измерение. М, 1949.
Беляев И. Д. Хронология Нестора и его продолжателей. «Чтения в обществе истории и древностей Российских». М, 1846, N 2.
Бережков Н. Г. Общая формула определения дня недели по числу месяца в январских годах н. э. и в сентябрьских, мартовских и ультрамартовских годах от «сотворения мира». «Проблемы источниковедения», вып. VI, 1958.
Бережков Н. Г.О хронологии русских летописей по XIV век включительно. «Исторические записки», кн. 23, 1947.
Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963.
Берри А. Краткая история астрономии. М., 1946.
Бируни А. Памятники минувших поколений. Избр. произв., т. 1. Ташкент, 1957.
Блажко С. Н. Курс общей астрономии. М. — Л, 1947.
В.В. Болотов. «Александрийская пасхалия: логика и эстетика». Доклад профессора Санкт-Петербургской духовной академии, крупнейшего церковного историка конца XIX века. Приложение к Журналу третьего заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском астрономическом обществе, 31 мая 1899 г. («Приложение V. Доклад В. В. Болотова, в заседании 31 мая 1899 г.»). (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).
Большаков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины, изд. 4. Л, 1924, раздел «Хронология».
Вrosset М. De la chronologic technigue georglenne, ecclesistique, et civill. «Bulletin l’academie emeriale des sciences de st. Petersbourg», t. XXII. Спб., 1877.
Вrosset М. Etuder de Chronologic technique. «Memoires l’academie imperiale des sciences de st». Petersbourg, t. XX, N 13. Спб., 1868.
Буткевич А. В., Ганынин В, Н., Хренов Л, С. Время и календарь. М 1961.
Буткевич А. В., Зеликсон М.С., Вечные календари — 2-е издание — М.Наука, 1984.
Бутурлин П.П. О календарях юлианском и григорианском. Спб., 1866.
Введенский А., Дядиченко В., Стрельский В, Допомiжнi историчнi дисциплини. Краткий курс. Киев, 1963, раздел «Хронология».
Вербицкий В. И. Названия месяцев у черневых инородцев Кузнецкого округа. «Томские губернские ведомости», 1864, N 3.
Виноградов Г. С. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири. «Записки Тулуновского отделения Общества изучения Сибири и улучшения ее быта», вып. 1. Иркутск, 1918.
Володомов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. Москва, «Наука», 1987 г.
Володомов Н.В. Проект постоянного всемирного календаря // Природа, 1969, N 9.
Вороницын И. П. Светский календарь и гражданская религия Великой Французской революции. Без даты.
«Вспомогательные таблицы по времясчислению». М., 1859.
Георгиевский А.И., доцент Московской духовной академии О церковном календаре. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря. 1996 г. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).
Головацкий Я. Ф. Книга о новом календаре, напечатанная в Риме в 1596 г. Спб., 1877.
Горбачевский Н. И. Археографический календарь на две тысячи лет (325 — 2324) по юлианскому счислению и на семьсот сорок два года (1583 — 2324) по григорианскому счислению Вильна, 1869.
Горбачевский Н. И. Краткие таблицы, необходимые для истории, хронологии, вообще для всякого рода археологических исследований и в частности для разбора древних актов и грамот Западного края России и Царства Польского. Вильна, 1867.
Гордлевский В. А. Материалы для османского народного календаря. Спб., 1911.
Гохман X. И. Полный вечный календарь старого и нового стилей. Одесса, 1880.
Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. М, 1842.
Декрет о введении нового стиля 1918 г. «Декреты Советской власти», т. 1, N 272. М., 1957.
Диваев А. А. Исчисление времени года по киргизскому стилю. «Туркестанские ведомости», 1892, N 5.
Диваев А. А. Месяца по киргизскому стилю с обозначением народных примет. «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», т. XIII, вып. 4. Казань, 1896.
Днепровский Н. И. Время, его измерение и передача. Л., 1924.
Добиаш-Рождественская О. А. Как люди научились считать время. Пб. — М., 1922.
Добрянский А. И. Календарный вопрос в России и на Западе. Спб., 1894.
Докукин И. И, Вечный календарь православной церкви в таблицах. Рязань, 1914.
Долгов П. Н. Поясное время и новые границы часовых поясов. М., 1956.
Дульзон А. П. Система счета времени у чулымских татар. «Краткие сообщения Института этнографии АН СССР», вып. X. М. — Л, 1950.
Жекулин В. А. Откуда взялась семидневная неделя. М., 1939.
Жекулин В. А. Старый и новый календарь. М., 1941.
3авельский Ф. С. Время и его измерение. М., 1965.
Захаров А.И. Античная фотометрия и Датирование звездного каталога «Альмагеста» по величинам входящих в него южных звезд.
Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря. — М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).
Зимин А. А. О хронологии договорных грамот Великого Новгорода с князьями XI И — XV вв. «Проблемы источниковедения», вып. V. М., 1956.
Зимин А. А. О хронологии духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV — XV вв. «Проблемы источниковедения», вып. VI. М., 1958.
Зубов В. П. Кирик новгородец и древнерусское деление часа. «Историко-математические исследования», вып. 6, 1958.
Зубов В. П. Кирик новгородей,. Учение им же ведати числа всех лет. «Историко-математические исследования», вып. 6, 1958.
Идельсон Н. И. История календаря. Л., 1925.
Каменцева Е. И. Русская хронология. (Справочное пособие) М, 1960.
Каменцева Е. И. Хронология. — М.: Высшая школа, 1967.
Капустин П. И. В какой день недели случилось или будет данное число данного месяца и года. М, 1877.
Катанов Н, Ф. Восточная хронология (Из курса лекций, читанных в Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте в 1918 — 1919 учебном году). «Известия Северо-Восточного археологического и этнографического института в г. Казани», т. 1. Казань, 1920.
Катанов Н. Ф. Сагайские названия 13 месяцев года. «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», т, XIV, вып. 2. Казань, 1897.
Кинкелин Г., проф. Базельского университета. Вычисление христианской пасхи. Перевод с немецкого Н. Я. Сонина. «Математической сборник», изд. Московского математического общества, т. 5, отд. 2. М, 1870.
Кись Я. П. Хронология письменных памятников Западно-Украинских земель в XIV — XVIII вв. «Iсторичнi джерала та ix викорисання», вып. 1. Киев, 1964.
Климишин И.А. Календарь и хронологияю — 2-е изд. — М. Наука, 1985.
Климович Л. И. Праздники и посты ислама. М., 1941.
Кнорозов Ю. В. Письменность индийцев майя. М. — Л , 1963.
Ковальский О. О китайском календаре. Казань, 1835.
Колесников И. Ф. Хронологическая дата второго договора Руси с греками. «Труды секции археологии института археологии и искусствознания», IV, 1928.
Корчмар Я. И. Историческая хронология. Ворошиловград, 1955.
Косцова А. Рукописный месяцеслов середины XVII в. «Сообщения Государственного Эрмитажа», 9, 1956.
Кремлев-Свен Л. Л. Нужен ли новый календарь. М, 1930.
Крушинский Л. Простонародная пасхалия. «Волынские губернские ведомости», 1860, N 18.
Кудрявцев О. В. О неправильном исчислении юбилейных дат, событий, имевших место до нашей эры. «Вестник древней истории», 1956, N 12.
Кузьмин Б. С. Основы астрономического метода измерения времени. М., 1954.
Кулаковский Ю. А. Римский календарь. «Киевские университетские известия», 1883, N 2.
К уник А. А. Доказательство, что текущий XIV Великий индиктион начинается 1 марта 6917 мартовского и сентябрьского года от с, м. в пятницу. «Журнал министерства народного просвещения», 1857, кн. 12.
К уник А. А. Известен ли нам год и день смерти великого князя Ярослава Владимировича? «Летопись занятий Археографической комиссии», т. XI. Спб., 1903.
Куник А. А. О годах смерти великого князя Святослава Игоревича и Ярослава Владимировича. «Записки Академии наук», т. 28. Спб., 1876.
Куник А. А. О признании 1223 года временем битвы при Кадке. «Ученые записки Академии наук по первому и третьему отделениям», т. II, вып. 5. Спб., 1854.
Лалош М. Н. Времясчисление христианского и языческого мира. Спб., 1867.
Лалош М Н. Сравнительный календарь древних и новых народов. Спб.. 1869.
Лапшин В. И. О старом и новом стиле. Спб., 1897. Лебедев Д. А. К истории времясчисления у евреев, греков и римлян. Пг., 1914.
Ливерий Воронов, протоиерей, профессор Ленинградской духовной академии. Календарная проблема. Журнал «Богословские труды», 1971 г. Сборник 7. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).
Лямешь М. Времясчисление христианского и языческого мира. Спб., 1867.
Майстеров Л. Е, Просвиркина С. К. Народные деревянные календари. «Историко-астрономические исследования», вып. 6. М., 1960.
Макаренко А. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. «Записки Русского географического общества по отделению этнографии», т. 36. Спб., 1913.
Мамедбейли Г. Д. Синхронические таблицы для перевода дат. Баку, 1961.
Матье М. и Шелпо Н. Настоящее, прошлое и будущее календаря. Л., 1931.
Медлер. Еще о реформе календаря. «Журнал Министерства народного просвещения», 1864, кн. 3.
Менделеев Д. И, Заявление о реформе календаря. Соч., т. 22. Л — М., 1950.
Менделеев Д И. Календарное объединение. Соч., т. 22. Л — М., 1950.
Менделеев Д. И, Предисловие к письму профессора Симона Ньюкомба о длительности тропического года. Соч., т. 22. Л. — М., 1950.
Мещерский Н. А. О датировке новгородских берестяных грамот. «Советская археология», 1963, N 4,
Михайлов В. По вопросу о согласовании предполагаемого исправления нашего календаря с каноническими постановлениями православной церкви. Спб., 1900.
Мчедлидзе Г. Л. Хронология в древнегрузинской исторической литературе (5 — 14 вв.). Тбилиси, 1963.
Никольский В. К. Происхождение нашего летосчисления. М., 1938.
О праздновании нового года. Указ 20 декабря 1699 года. «Полное собрание законов», т. 3, N 1736.
Огицкий Д.П., профессор Московской духовной академии. Канонические нормы православной пасхалии. Журнал «Богословские труды», 1971 г. Сборник 7. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).
Орбели И. А. Синхронистические таблицы гиджры. Л , 1940.
Орбели И. А. Синхронистические таблицы для перевода исторических дат по хиджре на европейское летосчисление. М. — Л., 1961.
О реформе календаря. (Без автора.) «Журнал Министерства народного просвещения», 1864, кн. 1.
Павлов А. П. Представление о времени в истории, археологии и геологии. М., 1920.
Пацановский Е. Л. Определение дня недели любой хронологической даты. «Природа», 1929, N 2.
Перевощиков Д. М. Правила времясчисления, принятого православной церковью. М., 1880.
Перель Ю. Г. Календарь и проект его реформы, «Природа», 1958, N 7.
Писарчик А. К. Таблицы двенадцатилетнего животного цикла. «Материалы Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции», вып. 1. Ашхабад, 1949.
Погодин М. П. О хронологии в русских летописях, «Исследования», т. 4, 1850.
Позднеев А. М. Монгольская летопись «Эрдэнийн эрахе». Материалы для истории халхи с 1636 по 1736 гг. Спб, 1683.
Полак И. Ф. Время и календарь. М, 1959.
Полак И. Ф. Изменение календаря. М., 1918.
Полак И. Ф. Курс общей астрономии. М., 1955.
Попов П. И, Общедоступная практическая астрономия, изд. 4. М., 1958.
Приселков М.Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг, 1916.
Прозоровский Д. И. О старинном русском счислении чанов. «Труды второго археологического съезда», вып. 2. Спб, 1861.
Прозоровский Д. И. О славяно-русском дохристианском счислении времени. «Труды восьмого археологического съезда», т. 3, М., 1897.
Пронштейн А.П., Кияшко В.Я., Хронология. — М. Высшая школа, 1981.
Рафаил (Карелин) архимандрит. Календарный вопрос. «Христианство и модернизм» М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).
Россовская В. А. Календарная дань веков. Л. — М , 1936.
Саар Г. П. Источники и методы исторического исследования. Баку, 1930, раздел «Хронология».
Салтыков А. Б. Хронология битвы при р. Калке. «Ученые записки Института истории», т. 4. РАНИОН, 1929.
Самгин Н. А. Календарь, его значение и реформы. М. — Пг , 1923.
Святский Д. О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки врения. М., 1915.
Святский Д. О. Календарь наших пределов, «Известия Русского общества любителей мироведения», 1917, т. VI, N 6 (30),
Святский Д. О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. «Историко-астрономические исследования», вып. VII. М, 1961,
Селешников С. И. История современного календаря. К предстоящей его реформе. Л, 1958.
Селешников С. И. История календаря и его предстоящая реформа. Л, 1962.
Селешников С. И. История календаря и хронология / Под. ред. П.Г.Куликовского. 3-е изд. — М. Наука, 1977.
Серафим (Соболев) Разорвать экуменическое кольцо. Всеправославное совещание 1948 г. об экуменизме. — М.: «Одигитрия», 1998. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000 поз заглавием: «О новом и старом стиле»).
Селиванов В. В. Год русского земледельца. Соч., т. II. Владимир, 1902.
Степанов Н. В. Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентиевской и 1-й Новгородской летописи. М, 1909.
Степанов Н. В. Заметка о хронологической статье Кирика (XII века). «Известия отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XV, кн. 3. Спб., 1910.
Степанов Н. В. Исследование «лунного течения». М, 1913.
Степанов Н. В. Календарно-хронологические факторы Ипатьевской летописи до XIII в. «Известия отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XX, кн. 2. Пг. 1915.
Степанов Н. В. Календарно-хронологический справочник. «Чтения в обществе истории и древностей Российских», кн. 1. М, 1917.
Степанов Н. В К вопросу о календаре Лаврентиевской летописи. М, 1910.
Степанов Н. В. К вопросу о летописном счислении часов. «Журнал Министерства народного просвещения», 1909, кн. 6.
Степанов Н. В. Новый стиль и православная пасхалия М, 1907.
Степанов Н. В. Таблицы для решения летописных «задач на время». «Известия отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XIII, кн. 2. Спб, 1908.
Сумцев Н. Ф. Исторический очерк попыток католиков ввести в южную и западную Россию григорианский календарь. Киев, 1888.
Сюзюмов М. Я. Календарь. «Советская историческая энциклопедия», т. 6. М., 1965.
Терентьев М. А. О мусульманском летосчислении. Приложение к журналу «Среднеазиатский вестник». Ташкент, 1896, май.
Тихон (Шевкунов), архимандрит. Календарь вечности. Интервью. «Сретенский календарь-сборник» М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).
Ундольский В. М. Исследование о значении вруцелета в пасхалии, о способе проверять им данные, и решение посредством вруцелета того, что год сентябрьский предшествует 6-ю месяцами мартовскому. «Временник Московского общества истории и древностей российских». М., 1849. кн. IV.
Фролов О. Вечный православный календарь. Архангельск, 1889.
Фролов О. О православном летосчислении. Вольск, 1910.
Хавский П. В. Взгляд на хронологию европейскую, христианскую вообще и русскую в особенности. «Журнал Министерства народного просвещения», 1849, кн. 6.
Хавский П. В. Истинное значение вруцелета. «Журнал Министерства народного просвещения», 1850, кн. 12.
Хавский П. В. Месяцесловы, календари и святцы русские. М., 1860.
Хавский П. В. Новое руководство к познанию неисходимой пасхалии математическим порядком изложенной в таблицах. М., 1841.
Хавский П. В. Опыт исправления недостатков в русских летописях, историях государства Российского, месяцесловах, календарях и святцах. М., 1862.
Хавский П. В Ответ критику хронологических таблиц. М, 1853.
Хавский П. В. О тысячелетии государства Российского и способах поверки и исправления времясчисления, показанного в русских летописях. М, 1861.
Хавский П. В. Предложение для окончания ученого спора о начале годов по русскому счислению. М, 1850.
Хавский П. В. Примечания на русские хронологические вычисления XII века. «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1847, N 6.
Хавский П. В. Русское летосчисление древнее и новое. М, 1859.
Хавский П. В. Сентября 1 число, или древнемосковское лето-провождение. «Ведомости Московской городской полиции», 1850, N 192, 193.
Хавский П. В. Сокращенные хронологические таблицы. М, 1856.
Хавский П. В. Таблица для проверки годов в русских летописях. М, 1856.
Хавский П. В. Хронологические таблицы. Кн. 1 — 3. М, 1848. Хавский П. В. Хронологические таблицы сравнения юлианского календаря с григорианским. М, 1849.
Цыпин В.А., доктор богословия, профессор Московской духовной академии, протоиерей. «О календарных спорах и церковных канонах». Отрывок из книги «Церковное право». — 2-е изд. — М.: Изд-во МФТИ, 1996. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).
Цыбульский В. В. В каком году мы живем? О системе календарей в странах Востока. «Современный Восток», 1959, N 10.
Цыбульский В. В. Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока. Синхронистические таблицы и пояснения. М, 1964.
Чхартишвили А. Г., кандидат физико-математических наук, преподаватель МГУ. Наши календари. Журнал «Андреевский вестник» № 1, декабрь 1999 (См. также: Газета «Татьянин День» № 35, октябрь 1999; Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).
Черепнин Л. В. Русская хронология. М, 1944.
Черухин Н. И. Календарь для хронологических справок. «Русская старина», 1873, N 7.
Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI — XIX веков. (Очерки по истории народных верований.) «Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая». Новая серия, т. XL. М., 1957.
Шакир-паша А. Солнечное летосчисление в мусульманском мире. М, 1897.
ШахматовА. А. Исходная точка летосчисления «Повести временных лет». «Журнал Министерства народного просвещения», 1897, кн. 3.
Шишков В. П. Почему считают годы от «рождества Христова». М, 1929.
Шляков Н. В. Легкий способ определения дня недели и пасхи в любом году. «Известия отделения русского языка и словесности Академии наук», т. X, кн. 3. СПб., 1905.
Штауде Н. Григорианский календарь в Египте. «Мироведение», 1928, т. XVII, N 6.
Шур Я. И. Когда? Рассказы о календаре. — 2-е изд. — М, Детская литература, 1968.
Шур Я. И. Рассказы о календаре. М, 1962.
Энгельман А. Хронологические исследования в области русской и ливонской истории в XIII — XIV ст. Спб, 1858.
Яковкин И. Н. Вечный календарь или руководство к удобнейшему определению хронологических терминов на всякое время. Спб, 1862.
Яковкин И, Ф. Летосчислительное изображение российской истории. Спб, 1798.
Ясинский М.Н. Счисление суточного времени в Западной России и в Польше в XVI — XVII вв. Киев, 1902.
Ячин В. К вопросу о происхождении древнерусских названий месяцев. «Мироведение», 1928, т. XVII, N 3.
Словарь терминов
Лунно-солнечный календарь — календарь, применяя который, стремятся согласовать солнечный год и лунный (синодический) месяц. Для этой цели изобретались циклы различной длины, например: 8-летний (октаэтерида), 19-летний (цикл Метона), 76-летний (цикл Каллиппа), 84-летний (применялся Римской Церковью в III-VI вв.), 304-летний (цикл Гиппарха).
Синодический (лунный) месяц — промежуток времени, спустя который фазы луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть) снова повторяются в том же порядке. Этот промежуток, согласно современным астрономическим наблюдениям и расчетам, составляет в среднем 29,53058812 суток, или 29 суток 12 час. 44 мин 2,8 с.
Эмболисмический (эмболимический) год — год лунно-солнечного календаря, содержащий 13 лунных месяцев.
Интеркаляция — вставка дополнительного дня или месяца.
Эпакта — возраст луны (т. е. время, прошедшее с последнего новолуния) на определенный момент.
14-я луна — 14-й день с момента последнего новолуния (в христианской пасхалии считается полно-лунием).
Пасхальная граница (лат. terminus paschalis) — «пасхальное полнолуние», день, в ближайшее воскресенье после которого празднуется Пасха.
Тот (тоут) — первый месяц александрийского календаря. 1 тота соответствует 29 августа (в годы, предшествующие високосным, — 30 августа) по юлианскому календарю.
Фармути — восьмой месяц александрийского календаря. 1 фармути соответствует 27 марта по юлианскому календарю.
Тишри, адар, нисан, ийяр (ияр) — месяцы еврейского лунно-солнечного календаря. В эмболисмические годы дополнительный месяц вставляется перед адаром и получает название адар первый, адар же становится следующим месяцем и получает название адар второй.
Лунация — здесь: синодический месяц.
Огдоада, эндекада — здесь: восьмилетка, одиннадцати летка.
Использованы материалы кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000.
Как перевести дату с юлианского на григорианский календарь
Сегодня
Написать автору через форму обратной связи С праздником, Loca! —>
Электропочта: inscriptor@creounity.com
► Press “Shift” + “L” to view this page in English
- Главная страница —
Creounity Машина Времени - Русская версия
- English version
- LiveTMR
- Т е л е п о р т —> Телепорт
путевые заметки
(5 рассказов, обновлено 04.08.2012) - Коллекция письменностей мира
и автографов известных людей
(47 эксп. письменности, 20 автографов,
обновлено 16.10.2018) - Интересные статьи
(74 заметки, обновлено 28.02.2018) - Графики курсов валют (USD, EUR)
- Удобный конвертер валют
(рубли ⇄ доллары США, рубли ⇄ евро)
сервис онлайн-трансляций в формате текста и фото с автообновлением в режиме live —>
- Ассам (Assam) (независимое в индийское княжество; датировка по эре Сака)
- Афганистан (солнечная хиджра)
- Бангладеш (Бенгали)
- Боспорская (Вифинская) эра (датировка монет Боспорского царства)
- Гаити (революционная система летоисчисления в XIX веке)
- Грузия (первая треть XIX века)
- Израиль (иудейский календарь)
- Иран (включая солнечную хиджру и монархический календарь)
- Иудейские серебряные монеты времён Первой Иудейской войны (66–73 гг. н.э.)
- Йездегерд III и эры, к нему относящиеся, которые использовались на арабо-сасанидских монетах (в т.ч. на монетах арабских наместников в Табаристане)
- Камбоджа (включая монеты короля Анг Дуонга)
- Катч (Kutch) (независимое в XVII–XX вв. индийское княжество; датировка по эре Бикрам Самват)
- Китай (циклический календарь) — монеты китайских провинций машинного чекана кон. XIX – нач. XX вв.
- КНДР — Северная Корея (эра Чучхе)
- Корейская империя (1888–1910: закат Империи; датировка по эре Кочосон)
- Лунная хиджра (арабские страны:
Саудовская Аравия, Тунис, Египет и т.п.;
также подходит для джучидских монет) - Монголия
- Мьянма (Бирма;
вкл. эру Чула-Сакарат для монет XIX в.) - Непал (эра Бикрам Самват VS, ); также подходит для монет некоторых независимых княжеств Индии: Баро́да (VS) — с 1880 г.;
Гвалиор (VS) — кон. XIX – нач. XX века;
Манипур (SE) — до 1819 г.;
также — эра Непал Самват NS - Римские цифры
- Российская империя (монеты Петра I: 1700–1722 гг.)
- Самаритянские системы летоисчисления
- Таиланд (Буддистская эра;
Бангкокское летоисчисление;
летоисчисление Чула-Сакарат) - Тайвань (с 1949 по наши дни) и Китайская Республика (1911–1949)
- Тибет
- Французский революционный календарь (Республиканский)
- Шахин Гирей (последний хан Крыма)
- Эфиопия
- Юлианский календарь (также вычисление даты от основания Рима и юлианской даты)
- Япония
Идея, разработка и дизайн:
Андрей Третьяков (aka inscriptor)
[+ сборник моих стихов прошлых лет ]
и
Creative Force
2009–.
▪
Поделитесь с другом короткой ссылкой
на «Creounity Машину Времени»:
creounity.com/tm
▪
Благодарности +
вехи развития проекта
▪
▪
—> Полезные интернет-ресурсы
в области нумизматики
▪
Данное веб-приложение
работает на PHP-движке
Alcutima Plus v2.6.11
rev. 2020_12_18
(араб. القوطيما )
▪
▪
—> Количество стран, в которых
пользуются веб-приложением
«Creounity Машина Времени»:
214
(по данным Google Analytics)
▪
Друзья! Слово «Creounity»
в русской транскрипции звучит
не «креонити», а «креою́нити»
(образовано от англ.
« creative »
[творческий, созидательный] и
« unity »
[единение, сплочённость]).
—> ▪
Частичная или полная перепечатка текстового и графического содержимого этого веб-сервиса запрещена без письменного разрешения автора и указания активной индексируемой обратной ссылки!
▪
Информация
о государственной регистрации
(показать/скрыть).
Авторами получено государственное свидетельство
о регистрации объекта интеллектуальной собственности.
Данное веб-приложение зарегистрировано в Реестре авторских произведений Российской Федерации.
Этот конвертер переводит даты в григорианский и юлианский календари и вычисляет юлианскую дату; для юлианского календаря отображаются латинская и римская версии.
Пояснения и комментарии:
1. Григорианский календарь (в России именуется «новый стиль») введён в 1582 г. н.э. папой Григорием XIII (годы жизни: папа римский с 1572 по 1585 год). Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий (1537–1612) и Алоизий Лилий (1510–1576). Причиной, точнее, поводом реформирования календаря было смещение фактического дня весеннего равноденствия на 10 марта, (методика расчёта даты Пасхи — праздника в честь воскресения Иисуса Христа) требует брать в расчёт 21 марта из юлианского календаря.
Подробнее об этом можно прочитать в окрестности 583-й страницы 8-го тома сборника «Академические известия» (СПб, 1781 год).
Иными словами, именно день весеннего равноденствия участвовал в определении даты Пасхи, и этот день в календаре стал со временем не совпадать с фактическим весенним равноденствием в природе; кроме того, имело место рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. В 1582 году григорианский календарь впервые пришёл на смену юлианскому: следующим днём после четверга 4 октября 1582 стала пятница 15 октября 1582 года. Таким образом, реформа календаря ликвидировала отставание юлианского календаря по отношению к солнечному году.
Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря: он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году. Сам григорианский календарь основан на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, продолжительность одного цикла, т.е. 1 оборота вокруг Солнца, принята в григорианском календаре равной 365,2425 суток. Григорианский календарь содержит 97 високосных лет на 400 лет ( 97 /400 = 0.2425).
В григорианском календаре правило распределения високосных годов следующее: 1) год, номер которого кратен 400, — високосный; 2) остальные годы — год, номер которого кратен 100 — невисокосный; 3) остальные годы — год, номер которого кратен 4 — високосный. Таким образом, 1600 и 2000 годы были високосными, а 1700, 1800 и 1900 годы високосными не были.
В данном конвертере даты до реформы 1582 года преобразуются с использованием стандартных правил для григорианских високосных годов. В конвертере преобразование для годов по григорианскому календарю возможно вплоть до 2400 года н.э.
Что касается России, то у нас григорианский календарь был ввёден 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР (картинка) — применена поправка на 13 суток в плюс. Так, согласно этому декрету, после 31 января 1918 года в России наступило 14 февраля 1918 года. Полное название документа — «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря».
2. Юлианский календарь (в России называется «старый стиль») был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и учреждённый Гаем Юлием Цезарем (годы жизни: в 46 году до н.э. (год 708-й от основания Рима, или Ab urbe condita, или A.U.C.). Первый день фактического использования юлианского календаря — (это был от основания Рима).
Примечательно, что от имени Цезаря произошли немецкое Kaiser («кайзер») и русское «царь».
В юлианском календаре год начинается 1 января, поскольку в Древнем Риме именно в этот день со 153 года до н.э. избранные консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней, делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней (1 високосный из четырёх = 1 /4 = 0.25), что больше на 11 минут продолжительности тропического года. В григорианском календаре, для сравнения, 1 год приравнивается итого, юлианский астрономический цикл дольше григорианского на 365,25 − 365,2425 = 0,0075 дня. 1 день = 24 часа = 1440 минут, тогда разница в 0,0075 дня составляет 10,8 (т.е. ≈ 11) минут, о чём и говорилось выше.
В данном конвертере даты до фактического введения юлианского календаря преобразуются с использованием стандартных правил для юлианских високосных годов.
Из-за вышеописанной ошибки в ~11 минут в год в разные века разница в сутках между датами григорианского календаря и юлианского не была одинаковой, а продолжает увеличиваться. Для справки можете воспользоваться вот этой таблицей:
3. Римская версия юлианского календаря введена примерно в 750 г. до н.э., а само это римское летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condita) — от 753/754 г. до н.э. Римский учёный и писатель Марк Теренций Варрон Реатинский пишет, что традиционной датой основания Рима считается 21 апреля 753 года до н. э.
Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось, даты до 8 г. н.э. не являются точными и представлены в данном конвертере в демонстрационных целях. Также просьба учесть, что в настоящем конвертере даты до 753 г. до н.э. не вычисляются.
Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями при слове mensis — месяц: m. Januarius; m. Februarius; m. Martius; m. Aprilis; m. Majus; m. Junius; m. Julius; m. Augustus; m. September; m. October; m. November; m. December.
Числа месяца определялись по фазам Луны. Первый день месяца (новолуние) назывался Кале́нды (Kalendæ); 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Но́ны (Nonæ); 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды (Idus). Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае, июле и октябре, в остальные месяцы Ноны — на 5-е, а Иды — на 13-е число.
Например, 22 августа 80 г. н.э. обозначали так: за одиннадцать дней до сентябрьских Календ (ante diem XI Kalendas Septembres). Первые числа месяца определяли, отсчитывая дни от предстоящих Нон, затем, когда Ноны проходили — от Ид, и последние дни определялись от будущих Календ. Если день приходился на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня ставилось в abl.pl. * , например: 1-го февраля — Kalendis Februariis, 15-го марта — Idibus Martiis, 5-го апреля — Nonis Aprilibus. День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначался словом pridie (накануне) с acc. ** : — pridie Kalendas Februarias, 14-го марта — pridie Idus Martias, 4-го апреля — pridie Nonas Apriles.
Для удобства конвертирования римских цифр используйте этот конвертер. О календах, нонах и идах также можно почитать по этой ссылке.
* — Abl.pl. — сокращение от лат. ablativus pluralis, аблатив, т.е. исходный падеж, отложительный падеж — падеж, указывающий на исходный пункт траектории движения одного из участников ситуации. Слова́ в аблативе отвечают на следующие вопросы: «откуда?», «от кого?», «от чего?», «отчего?». Pluralis — указание на множественное число.
** — Acc. — сокращение от лат. accusativus — винительный падеж; отвечает на вопросы «кого?», «что?». Для аналогии: в современном английском языке есть глагол to accuse (somebody of something) — обвинять (кого-то в чём-то).
4. Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н.э (по юлианскому календарю), или, что то же самое, от 24 ноября 4714 г. до н.э. по григорианскому календарю. Эту дату предложил французский учёный Жозеф Жюст Скалигер (годы жизни: 1540–1609).
Скалигер предложил простую погодную хронологическую шкалу, к которой можно было бы приводить все исторические даты — юлианский период. Эта шкала основана на цикле длительностью 7980 лет, который получается перемножением трёх характерных для юлианского календаря периодов: 28-летнего (период повторения дней недели), 19-летнего (период повторения пасхального лунного цикла) и 15-летнего цикла индиктов с началом отсчёта 1 января 4713 до н.э., когда совпадают первые годы всех этих циклов. Данная система в дальнейшем была адаптирована для удобства астрономических расчётов Джоном Гершелем (английский физик и астроном, годы жизни: 1792–1871), который предложил выражать все даты через число дней, прошедших от указанного начала цикла Скалигера (юлианский день).
До Скалигера историки пользовались теми хронологическими системами, которые находили в источниках: например, для описания событий античности — по олимпиадам, по консулам, от основания Рима, а при сравнении дат полагались на некоторые известные синхронизмы. Скалигер первым поставил задачу систематического исследования соотношения различных календарных систем и хронологических эр, в чём его большая заслуга.
Кроме юлианской даты (юлианского дня) также используется лилиа́нская дата, названная так в честь астронома Алоизия Лилия (Лилиуса), одного из авторов автора проекта григорианского календаря.
Лилианская дата — это астрономический способ измерения времени, при котором считается количество дней, прошедших с введения григорианского календаря (00:00:00 15 октября 1582 года). Дата меняется в полночь по всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time, или UTC). Лилианская дата 15 октября 1582 года имеет порядковый номер 1. Лилианскую дату можно получить из юлианской даты путём вычитания 2 299 160,5 и исключения из результата десятичной дроби. Так, в день написания этих строк, 20 июля 2013 года (по григорианскому календарю), была юлианская дата 2 456 494; следовательно, лилианская дата на этот день равна (за вычетом дробной части).
Опубликовано 20 июля 2013 года.
За основу настоящего скрипта был взят код на странице http://graecolatini.narod.ru/r_convert_date.htm (с разрешения авторов)
(UPD от 11.11.2015: сайт больше не существует),
который они, в свою очередь, позаимствовали с ныне уже несуществующего сайта http://www.24hourtranslations.co.uk/dates.htm
Дополнено тут 7 мая 2016, а также тут 4 ноября 2016 года. И ещё: 29 февраля 2020 и 13 апреля 2020 года.