Закрасьте прямоугольники в которых записаны последовательность символов
Перейти к содержимому

Закрасьте прямоугольники в которых записаны последовательность символов

Основные элементы текстового документа

Информатика, информационные технологии

Текст документа текстового редактора содержит следующие элементы: символ, слово, предложение, абзац.

Редактирование – преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.

Форматирование – преобразование, изменяющее форму представления документа.

Любой документ состоит из страниц, поэтому в начале работы над документом необходимо задать значения параметров страницы: формат, ориентацию, поля и др. Стандартным является формат страницы А4. Существуют две возможные ориентации страницы – книжная и альбомная. Для обычных текстов чаще используется книжная ориентация, а для таблиц с большим количеством столбцов — альбомная.

Форматирование абзацев. Абзац является одним из основных объектов текстового документа. В компьютерных документах абзацем является любой текст, заканчивающийся управляющим символом (маркером) конца абзаца – обеспечивается при нажатии клавиши .

При форматировании абзаца задаются параметры его выравнивания (расположение текста относительно границ полей страницы), отступы и интервалы (расстояние между строк), отступ красной строки и т.д.

Форматирование символов. Символы – это буквы, цифры, пробелы, знаки пунктуации, специальные символы (@, *, ). Символы можно форматировать (изменять их вид), задавая шрифт, размер и начертание.

Шрифт – полный набор символов определенного начертания, включая прописные и строчные буквы, знаки препинания, специальные символы, цифры и знаки арифметических действий. каждый шрифт имеет свое название, например, Times New Roman, Arial, Courier.

Размер шрифта. Единицей измерения шрифта является пункт (1пт = 0,376 мм). В текстовом редакторе Word по умолчанию используется шрифт размером 12 пт.

Начертание. Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное и подчеркнутое, а также их комбинации.

Формат файла определяет способ хранения текста в файле. Простейший формат текстового файла (ТХТ) содержит только символы (числовые коды символов), другие же форматы (DOC, RTF, ODT, DOCX, PDF) содержат дополнительные управляющие числовые коды, которые обеспечивают форматирование текста.

Встраиваемые объекты. Это таблицы, рисунки, различные геометрические фигуры для создания схем, декоративный текст, диаграммы.

Гипертекстом называют любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на другие фрагменты – гиперссылки. Это активные области текста, при нажатии на которые пользователь перемещается на заданный фрагмент информации (место в этом же документе, другой документ или файл, страница в Интернете).

Б16. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.

Изображения на компьютере можно хранить в двух форматах: в растровом и в векторном.

Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Любой пиксель имеет фиксированное положение и цвет. Качество растрового изображения определяется размером изображения (числом пикселей по горизонтали и вертикали) и количеством цветов, которые могут принимать пиксели.

При увеличении или уменьшении растрового изображения ухудшается качество изображения – теряется разборчивость мелких деталей при уменьшении или появляется ступенчатый эффект при увеличении изображения.

Основная проблема растровых изображений — масштабирование. Если увеличивать растровое изображение, то через некоторое время появится «зернистость». То есть, Вы увидите пиксели, так как их размер уже стал заметен глазу.

В противовес растровым векторные изображения представляют собой, по сути, совокупность различных «простых» объектов: точек, эллипсов, прямоугольников, линий, окружностей). Для этих объектов задаются их размеры (относительные, обычно), координаты (определяют местоположение на рисунке). Соответственно, такие изображения легко масштабировать, так как масштабирование сводится просто к увеличению каждой фигуры (например, к увеличению радиуса окружности).

Основным недостатком векторной графики является нереалистичность. Достаточно сложно с помощью простых фигур нарисовать, например, листик дерева, с тенями, изгибами и пр. Хотя современное программное обеспечение стремительно развивается, и векторные изображения всё больше и больше приближаются к растровым в плане реалистичности.

Универсальным устройством вывода информации является монитор. Современные мониторы имеют разный размер, например в компьютерном классе 17-ти дюймовые жидкокристаллические экраны. Изображение, которое хранится в виде ноликов и единичек в видеопамяти, специальным образом декодируется и отображается на экране. Частота современного монитора не меньше 60 Гц (то есть, каждую секунду изображение меняется, как минимум, 60 раз), что обеспечивает комфортность восприятия (в телевизоре, например, эта частота равна 24-25).

Для создания так называемое «твёрдой копии» используют принтеры. Принтер — специальное устройство, позволяющее вывести на бумагу информацию из компьютера. Существует на данный момент два основных типа домашних принтеров: струйные и лазерные.

• Сенсорный экран. Позволяет вводить информацию через нажатие на нужную часть экрана. Примеры: платёжные терминалы, смартфоны с сенсорным экраном (iPhone), планшетники (iPad).

• Графический планшет. Представляет собой небольшую поверхность, по которой водят специальной ручкой-пером. Эти движения передаются в компьютер и там обрабатываются. Используется преимущественно дизайнерами.

• Сканер. Специальное устройство, которое предназначено для ввода в компьютер графической или текстовой информации. Сканер переводит изображение из материального (аналогового) состояния (бумага, к примеру) в цифровое.

• Цифровые фото- и видеокамеры.

Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы. Графический редактор – это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений. Графические редакторы можно разделить на 2 категории: растровые и векторные.

Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов. Примеры: простейшее стандартное приложение Paint, мощная профессиональная графическая система Adobe Photoshop, а также GIMP, для обработки фотографий — Picasa.

Векторные графические редакторы. Их можно рассматривать как графические конструкторы, которые позволяют создавать рисунки из отдельных объектов (графических примитивов) — чертежи, схемы и т.д. К векторным графическим редакторам относятся графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word, OpenOffice Draw. Профессиональные графические системы – CorelDRAW, Adobe Illustrator, КОМПАС.

Панели инструментов графических редакторов:

  • набор инструментов для создания или рисования простейших графических объектов: прямой линии, кривой, прямоугольника, эллипса, многоугольника и т.д.;
  • выделяющие инструменты – для выделения изображения и последующего копирования, перемещения, изменения размеров и т.д.;
  • инструменты редактирования рисунка – для внесения изменений в рисунок – стирать его части, изменять цвета и т.д.;
  • палитра – содержит набор цветов, используемых для рисования объектов;
  • текстовые инструменты – для добавления в рисунок текста и форматирования его;
  • масштабирующие инструменты – увеличение или уменьшение масштаба рисунка (например, Лупа).

Б17. Табличные базы данных (БД) основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.

База данных (БД) позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве однотипных объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Базами данных являются, например, различные справочники, телефонные справочник, энциклопедии и т.п.

Информация в БД хранится в упорядоченном виде. Так, в записной книжке все записи упорядочены по алфавиту, в библиотечном каталоге либо по алфавиту (алфавитные каталог), либо в соответствии с областью знания (предметные каталог).

Существует несколько различных типов БД: табличные, иерархические и сетевые.

Табличная БД содержит перечень объектов одного типа, т.е. объектов с одинаковым набором свойств. Такую БД удобно представлять в виде двумерной таблицы. Например: БД «Записная книжка», представляющую собой перечень объектов (людей), каждый из которых имеет фамилию. В качестве характеристик (свойств) могут выступить адрес и телефон

ФИО Адрес Телефон
Иванов С.В. Можаева 17-5 21-09
Петрова Н.В. Гвардейская 7-24 32-14

Столбцы такой таблицы называются полями: каждое поле имеет свое имя (ФИО, адрес, телефон) и типом данных (ФИО и Адрес – текстовые, телефон – числовой).

Поле базы данных – это столбец таблицы, включающий в себя значения определенного свойства.

В каждой таблице желательно, по крайней мере, одно ключевое поле (первичный ключ).

Первичный ключ – поле или группа полей таблицы БД, значение которых (или комбинация значений которых) не повторяется у разных записей. Например, в какой-то мере первичным ключом является номер паспорта человека.

Строки таблицы называются записями, каждая запись содержит набор значений различных свойств объекта. Например – запись об Иванове С.В. содержит всю информацию о нем.

1. числовой – только числа (целые, вещественные )

2. символьный — слова, цифры

4. дата/время (значения день, месяц, год, часы, минуты)

5. логический (наличие/отсутствие, правда/ложь, true/false)

Иерархические БД – графически могут быть представлены как дерево, состоящее из объектов различных уровней. Верхний уровень занимает один объект, второй – объекты второго уровня и т.д.

Между объектами существуют связи, каждый объект может включать в себя несколько объектов более низкого уровня. Каждый элемент нижнего уровня имеет только одного предка и любое количество потомков.

Примером иерархической БД является Каталог папок Windows. Вершина – Рабочий стол. На втором уровне находятся папки Мой компьютер, Корзина, Мое сетевой окружение, которые представляют собой потомков папки Рабочий стол. Папка Мой компьютер – предок по отношению к дискам A:, С:.

Сетевые базы данных – образуются обобщением иерархической за счет допущения объектов, имеющих более одного предка. То есть каждый элемент уровня может быть связан с любыми элементами любых уровней – не накладывается ограничений на связи между объектами. Пример – Всемирная паутина сети Интернет. Гиперссылки связывают между собой миллионы документов в единую сетевую базу данных.

Система управления базами данных (СУБД)– например Microsoft Access, OpenOffice Base. Предназначены для создания баз данных, а также выполнения операции поиска и сортировки данных.

Режимы работы СУБД:

• создание БД (подготовка файла для будущих таблицы )

• заполнение БД (добавление новых записей )

• редактирование БД (изменение данных и структуры )

Работа с СУБД начинается с создания структуры базы данных, т.е. с определения

• типов столбцов (текст/число/дата).

Следующий этап – заполнение таблицы данными. В готовой таблице можно добавлять, удалять записи и поля, сортировать данные (например, по алфавиту). Для поиска информации в базе данных используются фильтры и запросы. Для записи условий поиска используются логические выражения. Например, для поиска в базе данных «Библиотека» книг Пушкина логическое выражение будет таким: АВТОР= «А.С. Пушкин».

Б18. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.

Электронные таблицы – это программа обработки числовых данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах.

Электронная таблица состоит из столбцов и строк. Заголовки столбцов обозначаются буквами или сочетаниями букв (A, D, AB и т.д.), заголовки строк – числами. Ячейка – место пересечения столбца и строки.

Каждая ячейка имеет свой собственный адрес, он составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например: А1, С15 и т.д. Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.

Типы данных. Электронные таблицы позволяют работать с тремя основными типами данных: число, текст и формула.

Числа в электронных таблицах Excel могут быть записаны в обычном числовом или экспоненциальном формате, например: 195,2 или 1,952Е+02. По умолчанию числа выравниваются в ячейке по правому краю.

Текстом является последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов, например, запись «32 Мбайт» является текстовой. По умолчанию текст выравнивается в ячейке по левому краю.

Формула должна начинаться со знака равенства и может включать в себя числа, имена ячеек, функции (математические, статистические, финансовые, дата и время и др.) и знаки математических операций. Например, формула «=А1+В2» обеспечивает сложение чисел, находящихся в ячейках А1 и В2. При вводе формулы в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений. При изменении исходных данных формулы меняется и результат.

Абсолютные и относительные ссылки. В формулах используются ссылки на адреса ячеек. Существует 2 основных типа ссылок: относительные и абсолютные. Различия между ними проявляются при копировании формулы из активной ячейки в другую ячейку.

Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула. При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически обновляются в зависимости от нового положения формулы. Относительные ссылки имеют следующий вид: А1, В3.

Абсолютная ссылка в формуле используется для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. В абсолютных ссылках перед неизменяемым значением адреса ячейки ставится знак доллара (например $D$1).

Смешанные ссылки – адрес доллара стоит перед названием столбца ($F5) или перед номером строки (C$2).

Возможности электронных таблиц:

  • позволяют осуществлять сортировку данных по возрастанию или убыванию;
  • возможен поиск данных с помощью фильтров в соответствии с указанными условиями (больше, меньше, равно и т.д.);
  • позволяют представлять числовые данные в виде диаграмм и графиков.

Встроенные функции.Формулы могут включать в себя не только адреса ячеек и знаки арифметических операций, но и функции. Электронные таблицы имеют несколько сотен встроенных функций, которые подразделяются на категории: Математические, Статистические, Финансовые, Дата и время и т.д. Часто используемые функции: СУММ (SUM) – автосумма, МАКС (MAX) — нахождение наибольшего числа из диапазона, МИН (MIN) – нахождение наименьшего числа из диапазона, СТЕПЕНЬ (Х^Y) – степенная функция, КОРЕНЬ и др.

Электронные таблицы позволяют представлять числовые данные в графическом виде – в виде диаграмм или графиков. Диаграммы бывают различных типов (столбчатые, круговые и т. д.); выбор типа диаграммы зависит от характера данных.

Б19. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.

Компьютерная сеть – это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации. Создание компьютерных сетей вызвано потребностью пользователей удалённых друг от друга компьютеров в одной и той же информации. Сети предоставляют пользователям возможность не только быстрого обмена информацией, но и совместной работы над документами и даже техникой. Например, в современных офисах принтеры и сканеры являются сетевыми, то есть любой авторизованный пользователь имеет к ним доступ. Это избавляет от необходимости покупки большего количества техники.

Локальные компьютерные сети – объединяют компьютеры, установленные в одном помещении или здании (соседних зданиях). Например – школьная локальная сеть.

Типы локальных сетей:

  • одноранговая сеть – все компьютеры равноправны, пользователи самостоятельно решают какие ресурсы своего компьютера (диски, папки, файлы) сделать общедоступными;
  • сеть на основе сервера – есть один более мощный компьютер (сервер), на нем хранятся большие объемы информации, программы-приложения, он разрешает доступ к ресурсам сети, доступ в Интернет.

Глобальные компьютерные сети – объединяют большое количество компьютеров удаленных друг от друга. Виды глобальных сетей:

  • региональные компьютерные сети – объединяют компьютеры в пределах одного региона (города, страны, континента);
  • корпоративные компьютерные сети – объединяет компьютеры принадлежащие одной компании, корпорации, фирме с целью защиты информации от несанкционированного доступа. Пример – военные, банковские сети;
  • сеть Интернет – глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая в себя десятки миллионов компьютеров.

Сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами). В настоящее время услугами Интернета пользуются несколько сотен миллионов человек и это количество постоянно увеличивается.

Электронная почта – наиболее распространенный сервис Интернета, так как является исторически первой услугой Интернета и не требует высокоскоростных и качественных линий связи.

Любой пользователь может получить свой почтовый ящик на одном из почтовых серверов Интернета, в котором будут храниться передаваемые и получаемые электронные письма. Чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме текста послания, обязательно должно содержать электронный адрес получателя.

Адрес электронной почты состоит из 2 частей, разделенных значком @ (собачка):

имя_пользователя@ имя_сервера. Например: ivanov@yandex.ru.

Чтобы отправить электронное письмо, отправитель должен подключиться к Интернету и передать на свой почтовый сервер сообщение. Почтовый сервер сразу же отправит письмо через систему почтовых серверов Интернета на почтовый сервер получателя, и оно попадет в его почтовый ящик. Получатель получит письмо только после того, как соединится с Интернетом и скачает почту со своего почтового ящика.

Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) – это десятки миллионов серверов Интернета, содержащих Web-страницы, в которых применяется технология гипертекста. Суть технологии гипертекста – текст структурируется, т.е. в нем выделяются слова-ссылки. При активизации ссылки (например, с помощью щелчка мыши) совершается переход на фрагмент текста, заданный в ссылке.

Чтобы начать путешествие по Всемирной паутине, необходимо подключиться к Интернету и запустить какой-нибудь браузер (например, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera) и ввести в адресную строку URL-адрес страницы, например: http://www.yandex.ru.

Файловые архивы. Существуют десятки тысяч серверов Интернета, являющиеся серверами файловых архивов, и на них хранятся сотни миллионов файлов различных типов (программы, драйвера устройств, графические и звуковые файлы и т.п.). Пользователи могут «скачать» необходимые файлы непосредственно из Интернета. Доступ к файлам на серверах файловых архивов осуществляется с помощью протоколов HTTP или FTP. Например, ссылка на скачивание файла file.exe с сервера ftp.metodist.ru по протоколу ftp может быть такой: ftp://ftp.metodist.ru/file.exe

Поисковые системы – предназначены для поиска информации в Интернете среди сотен миллиардов Web-страниц. Примеры наиболее популярных поисковых систем: Yandex, Rambler, Google. Поиск можно осуществлять в тематических каталогах (например, информацию о поступлении в нужный институт можно найти в каталоге «Образование»). Можно найти нужную информацию введя нужное слово или фразу в специальную строку поиска. В результате на экран будет выведен список страниц с краткой аннотацией (пояснением).

Б20. Понятие модели. Информационная медаль. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий и т.д.

Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

• Объекты (например, Солнечную систему, атом, план комнаты и пр.)

• Явления (вращение Земли, северное сияние)

• Процессы (развитие Земли, эволюцию, котировки акций)

• Поведение (котировки акций, вектор развития отрасли)

Один и тот же объект в различных ситуациях может описываться различными моделями. С другой стороны разные объекты могут описываться одной моделью. Например, мы можем познавать всех животных по общим критериям, хотя, очевидно, что кошка сильно отличается от собаки.

Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения моделей выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства. Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, процесса или явления. Пример: глобус — модель земного шара.

Статьи к прочтению:
  • Основные факторы повышения уязвимости информации.
  • Основные характеристики микропроцессора

Основные элементы текстового документа

Похожие статьи:
  • Основные элементы приложения excel Тема 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ EXCEL Программа Microsoft Excel входит в пакет Microsoft Office и предназначена для подготовки и обработки электронных…
  • Основные элементы политики безопасности Согласно Оранжевой книге , политика безопасности должна включать в себя по крайней мере следующие элементы: произвольное управление доступом;…

Ответы по параграфу 3.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль

Учебник по Информатике 8 класс Босова

Задание 2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

Язык программирования Паскаль был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля. Известен своими достижениями не только в математике, физике и философии, но и создал первый в мире механическую машину, которая выполняла сложение двух чисел.
Биография: Скачать

Задание 3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

Универсален потому, что он применяется для записи алгоритмов разных задач: вычислительные, обработка текстов, построение графических изображений, поиск информации и так далее).

Задание 4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

Состав алфавита Паскаль:
• латинские прописные буквы (A, B, C, …, X, Y, Z);
• латинские строчные буквы ( a, b, c, …, x, y, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, …, 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

Неделимые элементы:
:= (знак присваивания); >= и <> (знак неравно);
(* Текст *) (начало и конец комментария).

Задание 5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

Можно использовать любые имена, которые отличаются от служебных последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания. Длина может быть любой, но для удобства стоит использовать короткие имена.

Задание 6. Указывая название, обозначение, диапазон и размер занимаемой области памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

Диапазон и размер занимаемой области памяти

Задание 7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

Число 100 целочисленный тип данных (integer); число 100.0 вещественный (real), так как есть точка после 100.

Задание 8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

Структура программы:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

program ; const ; var ; BEGIN ; ; … END.

Задание 9. Как записывается раздел описания переменных?

Раздел описания переменных записывается как var.

Задание 10. Запишите в тетради раздел описания переменных, необходимых для вычисления:
а) значения функции у = х2;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

а) var x, y: real;
б) var a, b, s: real;
в) var cena_1, cena_2, stoimost: real; k: integer;
г) var cena_1, cena_2, cena_3, stoimost: real; k_1, k_2, k_3: integer;
В пунктах «в» и «г» у нас стоимость продукции и общая стоимость вещественного типа, так как не всегда цены целые.

Задание 11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания.
a:=3; b:=4; a:=a+b.

1) Переменной «а» присваивается значение 3;
2) Переменной «b» присваивается значение 4;
3) Переменной «a» присваивается сумма переменных «a» и «b», то есть 3+4=7.

Задание 12. Запишите в тетради оператор для:
а) вычисления среднего арифметического переменных x1 и x2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

а) sr:=(x1+x2)/2;
б) k:=k-1;
в) i:=i+1;
г) stoimost:= cena_1*k_1 + cena_2*k_2 + cena_3*k_3;

Решение заданий из учебника Информатика 8 класс Босова, параграф 3.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка, Типы данных, используемых в языке Паскаль, Структура программы на языке Паскаль, Оператор присваивания.

Исполнение циклических алгоритмов на базе системы «Кумир»

Цели: сформировать умение записи, исполнения и отладки алгоритмов с использованием цикла пока; добиться понимания использования цикла пока; развивать умение анализировать.

Ученики должны знать: правила записи и исполнения цикла пока; свойства цикла пока.

Ученики должны уметь: использовать при составлении алгоритмов конструкцию цикла пока и записывать ее на языке Кумир, владеть методами отладки: по шагам, непрерывно.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (на этапе объяснения нового материала), репродуктивный с элементами проблемного (этап закрепления материала).

Обеспечение урока:

  • система Кумир;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • карточки-задания.

Ход урока

1. Объяснение нового материала.

В общем случае алгоритм должен быть универсальным, т.е., он не должен зависеть от расстояния между Роботом и стеной. Для этого в алгоритмическом языке есть специальная команда – цикл пока.

Общий вид цикла пока

В общем виде цикл пока записывается так:

При выполнении цикла компьютер повторяет следующие действия:

а) проверяет записанное после служебного слова пока условие;

б) если условие не соблюдается, то выполнение цикла завершается, и компьютер начинает выполнять команды, записанные после кц. Если же условие соблюдается, то компьютер выполняет тело цикла, снова проверяет условие и т.д.

Пример.

Метод отладки: по шагам.

Диалог Компьютера и Робота

Компьютер: снизу свободно?

Робот: смещается вниз в клетку Б.

Компьютер: снизу свободно?

Робот: смещается вниз в клетку В.

Компьютер: снизу свободно?

Робот: нет.

Так как Робот ответил нет, т.о. записанное после пока условие не соблюдается и выполнение цикла заканчивается.

Продемонстрировать в системе Кумир методы отладки: по шагам и непрерывно.

Тело цикла может не выполниться ни разу, если условие в цикле пока не соблюдается с самого начала. Например, если в алгоритме «вниз до стены» Робот на первый же вопрос «снизу свободно » ответит нет, то компьютер не вызовет команду «вниз» ни разу.

Зацикливание. Выполнение цикла пока может и не завершиться, если условие все время будет соблюдаться. Например, если ниже Робота никаких стен нет, то при выполнении предыдущего алгоритма, компьютер «зациклится», т.е. будет бесконечно спрашивать у Робота «снизу свободно», получать в ответ да и командовать «вниз».

2. Эксперименты с программой на примере исполнителя Робот.

Необходимо, в системе Кумир, предварительно сделать заготовки расположения Робота (файлы 1.fil-6.fil).

Упражнения.

Эксперименты с программой.

Задание 1. (Загрузить файл 1.fil)

Требуется перевести Робота из клетки А в клетку Б. Использовать цикл пока:

Задание 2. (Загрузить файл 2.fil)

Дано, что Робот находится у левой стены внутри прямоугольника, огороженного со всех сторон стенами. Внутри прямоугольника стен нет, размеры прямоугольника неизвестны. Требуется закрасить горизонтальный ряд клеток от исходного положения Робота до правой стены и вернуть Робота в исходное положение.

Задание 3. (Загрузить файл 3.fil)

Робот находится в горизонтальном коридоре. Закрасить все клетки коридора:

Задание 4. (Загрузить файл 4.fil)

1. Переделайте алгоритм «закрасить ряд вправо и вернуться» используя в нем цикл:

2. Используя вспомогательный алгоритм, составьте алгоритм, при выполнении которого Робот закрашивает прямоугольник.

Задание 5. (Загрузить файл 5.fil)

Составьте алгоритм для закраски всех клеток вокруг прямоугольной стены:

Задание 6. ( Загрузить файл 6.fil) (Из материалов экзамена 2009г.)

Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего форму прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Написать для Робота алгоритм, закрашивающий четыре угловые клетки прямоугольника.

Задание 7. (Загрузить файл 6.fil) (Из материалов экзамена 2009 г.)

Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего форму прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Написать для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные внутри прямоугольника и прилегающие к нижней стороне прямоугольника.

3. Закрепление. Вопросы:

Какие команды Компьютер будет давать Роботу при выполнении цикла:

а) нц пока клетка не закрашена

б) нц пока клетка закрашена

В ситуации, когда Робот стоит:

  1. в закрашенной клетке,
  2. в не закрашенной?

Расположение Робота показано на следующих рисунках:

Как будет выполняться цикл?

Домашнее задание. Определите значение переменной S после выполнения операторов:

Литература: А.Г.Кушниренко «Основы информатики и вычислительной техники».

Закрасьте прямоугольники в которых записаны последовательность символов

Арешина Е.В., Плаксина Е.Н. Коммуникативно – деятельностный подход к обучениюна уроках в начальной школе (технология проведения урока, конспекты уроков)

Актуальность темы.

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приобретенных ценностей начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей детей опираетя на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержания образования, конкретным способам деятельности, применению приоритетных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Широкое распространение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуется индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Обучение на основе коммуникативно – деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:

  • Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
  • Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Коммуникативно – деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничетво, в котором заинтересованы, инициативны как обучающие, так и учащиеся. Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность способствуют формированию познавательных мотивов.

Цель урока на основе коммуникативно – деятельностного подхода к обкчению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравстенных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.

Представленные материалы – результат работы учителей начальной школы лицея, которые не только освоили новую технологию, но и смогли внедрить ее.

В первой части мы предлагаем методические рекомендации по построению уроков.

Во второй – представлены конспекты уроков, разработанные по технологии деятельностного метода обучения.

Модель урока на основе коммуникативно – деятельностного подхода.

  1. Актуализация знаний.

Основные задачи учителя.

  • Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях, формирование умения задавать вопросы.
  • Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.
  • Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения.

2.Этап целеполагания – постановка практической познавательной задачи или определение учебной задачи общего типа.

Основные задачи учителя.

  • Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием.
  • Овладение общими способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной и познавательной задачи, выделения в задаче известных и неизвестных компонентов.
  • Формирование позавательных мотивов учебной деятельности – стремления открыть знания, приобрести умения.

Готовит «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

Основные задачи учителя.

  • Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.
  • Определять содержание и последовательность действий для поставленной задачи.
  • Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников.

Формирование способностей каждого ученика к участию в работе малых группах.

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия «нового» знания.

4этап. «Открытие» нового знания .

Основные задачи учителя.

  • Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличительное; развитие способности к обобщению;
  • Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  • Формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • Формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
  • Овладение правилами самоконтроля правильности полученных результатов;
  • Формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
  • Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказать и принимать помощь.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы:

— Что мы узнали нового?

— Отличается ли вывод от правила в учебнике?

— Выполнение каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрация коллективно составленного алгоритма.

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители то групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Выделяют закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальный алгоритм.

5этап. Учебные действия по реализации плана.

Основные задачи учителя.

  • Развитие общеучебных умений и навыков;
  • Развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий;
  • Овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;
  • Учитель стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся при выполнении учебных действий.

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий.

Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Осуществляют работу в малых группах.

6 этап. Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя.

  • Формирование способностей объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
  • Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарища.

Предлагаем вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Можно предложить ребятам назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения, Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.

Для ребенка таким источником, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умение учиться, который должен быть достигнут младшим школьником.

Урок математики 2 класс

Учитель: Плаксина Е.Н.

Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Цель: формировать способность к сложению и вычитанию трехзначных чисел.

  1. 1) рассмотреть простейшие случаи сложения и вычитания трехзначных чисел;
  2. 2) закреплять знание нумерации трехзначных чисел, их чтение, запись;
  3. 3) развивать математические способности, внимание, речь, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  4. 4) воспитывать уважение к своим одноклассникам, умение сотрудничать в группе.
  1. I.Организационный момент.
  1. II.Актуализация знаний.

1. На доске записаны числа:

782 784 735 786 788

— Назовите наименьшее число (735).

— Назовите наибольшее число (788).

— Что общего во всех числах? (Трехзначные, 7 сотен)

— Какое число лишнее? Почему?

— Расскажите, что вы знаете о числе 735?

(Трехзначное; содержит 7с. 3д. 5ед., 7с. 35ед., 73д. 5ед.; соседи числа 734 и 736; сумма цифр 15)

— Уберем лишнее число. Продолжите полученный ряд на 3 числа (790, 792, 794).

2 . На доске схема:

— Что неизвестно? (Часть)

— Как найти часть? (Надо из целого вычесть другие части)

— Составьте по схеме задачу. Решите её.

Самостоятельная работа ( на доске записаны примеры):

23+45 35+14 231+325

44-20 84-23 524-312

— Решите примеры за одну минуту. Если не получиться, можете пропустить.

— Какой столбик лишний? Почему?

— Прочитайте выражения и их значения.

— Каким правилом воспользовались?

(Как сложить или вычесть двузначные числа?)

При проверке последнего столбика выясняется, что у детей получились разные результаты.

— Почему решение примеров последнего столбика вызвало затруднение?

( Не умеем складывать и вычитать трехзначные числа.)

— Какая перед нами стоит главная задача на урок?

(Познакомиться с приемами сложения и вычитания трехзначных чисел).

— Так же звучит и тема урока:

«Сложение и вычитание трехзначных чисел «.

  1. IV.Открытие детьми нового знания (работа в группах).

1. Работа в группах.

— Теперь, когда вы сами сформулировали главную задачу на урок, попробуйте ее решить.

— Вы выполняете задания, которые написаны на карточках (Приложение 1,2). Затем мы сравним выводы, которые вы сделаете.

2. Проверка работы групп.

— Какой вывод вы сделали?

(Группы зачитывают свои выводы о правилах сложения и вычитания трехзначных чисел).

— Отличаются ли выводы, сделанные разными группами?

— Сравните приемы сложения и вычитания двузначных и трехзначных чисел.

(Что общего? Чем различаются?)

3. Взаимопроверка решенных примеров группами.

— Передайте демонстрационные листы с решенными примерами соседней группе.

— Проверьте решение примеров.

— Кто не согласен с полученными результатами?

Листы с примерами прикрепляются к доске.

— Прокомментируйте, как вы записали одно число относительно другого?

— Единицы пишу под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

Единицы складываю с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.

— Как записать трехзначные числа в столбик?

Физкультминутка.

Если называется двузначное число, то встают мальчики и хлопают 2 раза, если называется трехзначное число, то встают девочки и хлопают 3 раза.

V . Первичное закрепление (работа в группах).

— Ваша задача: решить примеры по цепочке, комментируя решение, послушать друг друга и, если надо, помочь и поддержать.

Проводится комментированная работа в группах по заданию учебника ( стр.50 №2).

Подведение итогов работы:

— Как складывать и вычитать трехзначные числа?

— Как записать такие числа в столбик?

VI . Учебные действия по реализации плана.

— Все выражения записаны в строчку. Ваша задача – записать их в столбик и решить.

245+351 342+637 596-254 979-734

Самостоятельная работа детей.

Проверка: прочитайте выражения разными способами и назовите их значения.

Самооценка по шкале «трудно — легко» (Приложение 3)

Для чего нам потребуются полученные знания?

— Для решения примеров, уравнений, задач.

Решение задачи стр. 51 №7.

— Прочитайте условие, вопрос.

— Что обозначает весь отрезок? Его части?

— Что обозначает сумма 305+142?

— Почему действие сложение?

— Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

— Составьте план решения задачи.

— Запишите в тетради решение и ответ (1 ученик решает задачу на дополнительной доске, проверка по готовому образцу).

— Для кого этот урок проведен небесполезно?

— Чему вы научились?

— Как складывать и вычитать трехзначные числа?

— Над чем нужно ещё поработать? Что ещё не очень хорошо получается?

Сегодня вы работали в группах. Оцените работу вашей группы, используя шкалу «Дружно»

— У вас на столах лежат картинки с рожицами . Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.

— Не у всех ребят хорошее настроение, некоторые выбрали картинку с грустной рожицей. Мы не смогли помочь им на уроке. В следующий раз нам всем надо быть внимательней друг к другу.

Домашнее задание.

Придумать, записать в столбик и решить 3 примера на сложение трехзначных чисел и 3 примера на вычитание трехзначных чисел.

Приложение 1.

Карточка № 1.

  1. Составьте графическую модель числа 215.
  2. Рядом выложите графическую модель числа 321.
  3. Выберите и положите между ними знак, чтобы получилась сумма.
  4. Подумайте, как удобнее найти значение суммы? Покажите это на модели.
  5. Сделайте вывод. Как сложить трехзначное число с трехзначным?
  6. Запишите правило
  1. Постарайтесь записать сумму этих чисел столбиком на демонстрационном листе. Найдите значение этой суммы.

Карточка № 2.

  1. Составьте графическую модель числа 231.
  2. Рядом выложите графическую модель числа 325.
  3. Выберите и положите между ними знак, чтобы получилась сумма.
  4. Подумайте, как удобнее найти значение суммы? Покажите это на модели.
  5. Сделайте вывод. Как сложить трехзначное число с трехзначным?
  6. Запишите правило

14.Постарайтесь записать сумму этих чисел столбиком на демонстрационном листе. Найдите значение этой суммы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *